Интернет-торговля меняет формат

Русский бизнес / ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛЯ Резкое увеличение присутствия иностранных онлайн-магазинов на российском рынке подталкивает отечественных игроков к интеграции с ними в единую торговую систему и освоению многоканальных форматов торговли
РИА НОВОСТИ

Российский рынок интернет-торговли переживает глубокую трансформацию, цель которой — подстроиться под меняющийся глобальный рынок и вернуть утраченные среднегодовые темпы роста в 25–35%. Если многие потребительские рынки при общем падении спроса спасает снижение импорта, то российский сектор e-commerce в последние два года испытывает сильнейший натиск трансграничной торговли, в том числе из-за прихода в Россию крупнейшего мирового воротилы виртуальной торговли — китайской компании Аlibabа. Результатом этого натиска вкупе с общим снижением потребления стало то, что рынок электронной торговли в прошлом году вырос всего на 7%.

Сейчас лидеры интернет-розницы нащупывают новые точки роста в виде внедрения комбинированных форматов торговли, оптимизации логистики, интеграции с крупнейшими глобальными игроками и прочих нестандартных решений, что позволит в этом году показать более существенное увеличение выручки, чем в прошлом. В отличие от большинства потребительских рынков российская e-commerce не ждет от государства никаких преференций, кроме разве что выполнения рекомендации G20 по выравниванию налоговых условий для всех участников глобальной интернет-торговли. 

 

Лидерство на проводах

 

По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), объем российской e-commerce достиг в прошлом году 760 млрд рублей, составив 4% от общего оборота розничного рынка. Однако темп роста мог оказаться и меньше нынешних 7%, если бы не инфраструктурный задел: с 2010 года в России активно тянули по городам и весям опто-волокнонные кабели, что главным образом и обеспечивало рынку интернет-торговли рост в 25–35% вплоть до 2014 года (31%). В результате в прошлом году Россия вошла в число стран — лидеров по проникновению интернета. Сейчас этот показатель составляет более 50% (от числа домовладений), притом что в том же Китае он немногим более 40%. Для нас как для страны с самой большой в мире территорией это признанный рекорд. Сейчас в Сети пребывает уже 57% населения (большей частью женщины) из числа граждан в возрасте от 12 до 64 лет, а это более чем солидная аудитория в 104 млн человек. Вот только значительная ее часть живет в крупнейших мегаполисах: Москве (17,8%), Санкт-Петербурге (7,8%), Екатеринбурге (2%) и других миллионниках. 

В прошлом году многие покупатели ради экономии мигрировали из физических магазинов в виртуальные, но этот эффект почти нивелировали ослабевший рубль и общее снижение покупательной способности.

Несмотря на массовый отказ от подорожавших вместе с долларом и евро европейских и американских товаров, объем трансграничной торговли (импорта) вырос с 208,6 млрд рублей в 2014 году до 219,2 млрд в прошлом. При этом, согласно данным АКИТ, 49% всех покупок пришлось на Китай. Общее число заказов в зарубежных интернет-магазинах выросло на 75%, в то время как количество внутренних заказов снизилось на 17%.

 

Aliexpress расширил горизонты 

 

В немалой степени росту трансграничной торговли способствовал выход на российский рынок в 2012 году мирового лидера

Топ -10 Интернет-магазинов
Покупки в зарубежных интернет-магазинах растут
Львиная доля посылок в Россию приходит из Китая