С надеждой на разгон

Эксперт-авто / РОССИЙСКИЙ АВТОРЫНОК Российский авторынок в 2016-м не смог остановить падения. Но в наступившем году оно скорее всего прекратится и продажи впервые за последние четыре года могут пойти вверх
ТАСС

Нажать на тормоза в ушедшем году российский авторынок все-таки не смог. По итогам 2016 года продажи оказались в заметном минусе: согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), реализация новых легковых машин в России упала на 11%, до 1,42 млн единиц. Впрочем, сокращение было хотя и болезненным, но все же не таким драматичным, как в 2015-м, когда продажи рухнули на 35,7%. Таким образом, российский авторынок падает четвертый год подряд и по сравнению с рекордным по продажам 2012 годом (2,9 млн штук) сократился более чем вдвое (см. график 1).

В поисках дна

Хотя в большинстве прогнозов, сделанных в начале ушедшего года, предрекалось дальнейшее снижение продаж новых автомобилей, участники рынка все же надеялись, что после трехлетнего сжатия рынок хотя бы стабилизируется и достигнет долгожданного дна. И признаки стабилизации начали появляться в начале весны прошлого года. Тем не менее январь 2016-го сильно разочаровал дилеров: продажи в первом месяце года упали на внушительные 29% к аналогичному периоду предшествующего года. Однако в феврале, марте и в апреле сокращение начало замедляться — в апреле, например, оно составило минус 8,5%. Потом, увы, падение продаж вновь ускорилось: минус 12–14% в мае и июне, в августе оно достигло ощутимых минус 18%. Осенью падение рынка опять начало притормаживаться. К концу года в ноябре продажи продемонстрировали даже прирост (плюс 1%), в декабре — скромное сокращение (минус 1%). Но общую статистику по году это уже не исправило, итоговые абсолютные показатели рынка по итогам года оказались худшими за последние десять лет.

Ключевые причины сокращения продаж автомобилей остались прежними. Прежде всего это продолжающийся рост цен на новые машины. За 2016 год, согласно подсчетам, они в среднем выросли еще на 15–20%. И это при том, что рубль уже не падал, а укреплялся по отношению к мировым валютам. Однако его падение в 2014–2015 годах оказалось достаточным, чтобы цены продолжили рост. При растущих ценах падала покупательная способность населения, но главное, 2016 год не принес ощущения, что кризис позади. А уверенность в завтрашнем дне — важное условие принятия решения о такой крупной покупке, как личный автомобиль. И решение это многие отложили до лучших времен.

Сильные становятся сильнее

Выживать на кризисном авторынке лучше всего получалось у крупных игроков. Как и в предыдущие годы, мелким компаниям приходилось все труднее, а крупные автобренды продолжили укреплять свои позиции. Так, в первой десятке ведущих автомобильных марок только одна (Nissan с падением минус 23%) показала снижение продаж ниже рынка. Остальные закончили год с минимальными потерями, а некоторые даже сумели показать прирост продаж, хотя и небольшой. Например, с падением всего в 1% (266 тыс. машин) закончил год лидер рынка — российский бренд Lada. На втором и третьем местах упрочились корейцы — бренды Kia (149 тыс.) и Hyundai (145 тыс.), которые потеряли за год 9 и 10% соответственно. Четвертое место досталось французской компании Renau

Авторынок РФ в 2016 году снизился на 11%. Кроссоверы и компакты доминируют на рынке
Рынок грузовиков поехал вверх
Самые продаваемые марки на российском авторынке в 2017 году
Самые популярные модели на российском авторынке в 2017 году
Самые популярные марки грузовиков в России в 2016 году