Отбить теплотрассу

Русский бизнес / ЖКХ Проблемные объекты ЖКХ могут быть переданы под управление местной власти. Такой законопроект может фактически узаконить рейдерство и перечеркнуть всю колоссальную работу Минстроя по привлечению частных инвестиций в сектор
ТАСС

В случае «фактической необходимости» частные водоканал или теплосеть могут быть национализированы — переданы в управление муниципальным или региональным властям. Такой законопроект разработан Минстроем России. По идее, документ направлен на «снижение количества технологических нарушений в работе жилищно-коммунального хозяйства и сохранение систем жизнеобеспечения населения».

Сейчас законопроект находится на согласовании с федеральными органами исполнительной власти (Федеральной антимонопольной службой и Минэкономразвития РФ), хотя уже вызвал заметное напряжение среди представителей бизнес-среды. И понятно почему: несмотря на все усилия того же Минстроя по привлечению частных инвестиций в ЖКХ через механизм концессии, энергосервиса, гарантий долгосрочных тарифов и т. д., законопроект в случае его принятия Государственной думой может сильно испортить инвестиционный фон в области ЖКХ.

Вообще, сегодня инструментария для перехвата управления в проблемных объектах ЖКХ вполне достаточно: это и работа правоохранительных органов на опережение, и проверки Ростехнадзора, и введение режима чрезвычайной ситуации, банкротство или санация проблемных объектов и т. п. В то же время принятие закона может открыть в сфере ЖКХ ящик Пандоры. Велик риск, что это запустит масштабнейший передел собственности. И через какое-то время все мало-мальски приличные объекты коммунального хозяйства окажутся под контролем местной власти. Круг замкнется — мы получим непрозрачную и неэффективную коммунальную систему.

Конфликт властей

Изношенность фондов во многих городах страны достигла критического уровня. И если крупные агломерации еще могут позволить себе содержать инфраструктуру ЖКХ в нормальном состоянии, во многом за счет эффекта масштаба, то в небольших городах в ближайшие годы может случиться много аварий, порождающих массу проблем. Для того чтобы отойти от края технологической пропасти, государство на федеральном уровне всячески пытается привлечь в ЖКХ частный капитал. Цифры необходимых инвестиций разнятся, но они колоссальны — от 5 до 10 трлн рублей на всю страну. Дефицитные федеральный и тем более региональные бюджеты такую потребность не закроют, поэтому другого пути, кроме частных средств, здесь нет.

Количество унитарных предприятий — ГУПов и МУПов — в сфере ЖКХ, по данным ФАС, за десять лет увеличилось почти втрое. По мнению главы ФАС Игоря Артемьева, проблема унитарных предприятий в ЖКХ в том, что они субсидируются из бюджетов. И за счет этих субсидий создают видимость дешевых услуг. «Хотя на самом деле жизнь показывает, что там и воруют больше, и в отсутствие конкуренции там качество услуг очень низкое. В то же время никто не обращает внимания на второе последствие этой политики, а это самое главное — дело все в том, что частный бизнес, малый и средний, войти в систему ЖКХ при субсидиях из бюджета не может, — говорит Игорь Артемьев. — Частных инвестиций туда нет, потому что ГУПы занимают место, как собака на сене, делают свою работу плохо и никогда не будут делать л