Чистая шоколада

Специальный доклад / СДЕЛАНО В РОССИИ Изделия из шоколада. Производитель — кондитерская фабрика «Победа». Владельцы — Виталий, Ольга и Андрей Муравьевы

С веселой гордостью — непопулярный продукт никто подделывать не будет — Виталий Муравьев, один из основателей кондитерской компании «Победа», показывает мне упаковки китайских подделок под шоколад ее производства. Качество упаковки — картонная коробочка, где воспроизведены изящные головки девушек с картин XVIII века, — указывает на премиальность бренда. Вот только надпись мелким шрифтом на обороте подкачала: «Чистая молочная шоколада».

Компания «Победа» — история семейная. В 2015 году она экспортировала продукцию на 6,5 млн долларов, что составляет 10% ее выручки. Виталий и его жена Ольга в свое время ввозили в Россию шоколад из-за рубежа. В конце 1990-х настало время выбора: валютный курс перестал играть на руку импортерам, нужно было определяться — идти в ритейл или в производство. Муравьевы выбрали производство. Теперь они живут ровно посередине между Москвой, где расположен головной офис компании, и подмосковным Егорьевском, где находятся производственные площадки. Утром Виталий едет в столицу, где занимается финансовыми вопросами и встречается с корреспондентами деловых изданий, а Ольга — на фабрику, разрабатывать новые рецепты сладостей и проводить время от времени экскурсии для авторитетных блогеров из числа мам с маленькими детьми. Выбор не случаен: у Муравьевых пятеро детей и имидж Ольги как успешной женщины, которая успевает не только заниматься семьей, но и реализовать себя профессионально, очень способствует продвижению марки. Кстати, старший сын, пройдя стадию отрицания для себя карьеры по примеру «предков», сейчас управляет фабрикой в латышском Вентспилсе — форпостом развития экспорта «Победы» в Европе. Средние дети, подростки-тройняшки, в каникулы охотно отстаивают смены в разных цехах фабрики. А младшая дочка шести лет вдохновила маму на создание специальной детской сливочно-мармеладной конфеты.

Ставка на темный

Наблюдая за своими аналогами — семейными зарубежными компаниями, такими как Ritter Sport и Ferrero, владельцы «Победы» осознали, что экспансия на внешние рынки — для их дела вопрос жизни и смерти: «Сейчас очевидно, что не бывает успешных локальных компаний. Ты должен либо сам стать глобальным, либо уступить место глобальным конкурентам. Еще в середине 1990-х тот же Ritter Sport можно было найти только в Германии и немножко в соседних странах. А сегодня у них хорошая дистрибуция в Америке, Китае, не говоря уже о России. То есть компания за пятнадцать лет стала глобальной».

Важнейшее направление экспорта для «Победы» — европейское. При этом по цене их продукция находится на этом рынке на уровне Ritter Sport, так что о конкуренции за счет низкого ценового предложения речи не идет. Тем более что в Европе, особенно Восточной, имевшей тесные торговые связи с Советским Союзом, оказывается, все еще сохранились воспоминания о том, что российский шоколад — качественный продукт. А «Победа» как раз изначально поставила перед собой задачу поддерживать высокие стандарты качества. Ради этого они, например, стали сами ездить в Африку,

Шоколад «Победа вкуса» продается в 21 стране