Производственную систему не покупают

Специальный доклад
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА
«Эксперт» №22 (1031) 29 мая 2017
Многие владельцы и менеджеры российских компаний слышали о производственной системе Toyota. Но то, как она работает, им все еще приходится объяснять
Производственную систему не покупают

Виктория Петрова знает все о бережливом производстве. Будучи топ-менеджером в таких гигантских отечественных холдингах, как «Русал» и «Базэл», она отвечала за внедрение производственной системы Toyota, причем не только на производственных предприятиях — крупнейших алюминиевых заводах и в группе ГАЗ, но и во входящих в структуры этих холдингов сервисных компаниях, таких как «Ингосстрах». Сейчас она на вольных хлебах: совладелец консалтингового агентства «ЛюдиPeople», занимает в нем должность заместителя генерального директора, руководит проектами повышения эффективности бизнеса и производительности труда на промышленных предприятиях и предприятиях сферы услуг по всей России. «Эксперт» обратился к Виктории Петровой с просьбой рассказать, какие проблемы возникают при освоении российскими компаниями основных методов достижения высоких показателей производительности труда.

Что сдерживает рост производительности труда в России?

— У нас до сих пор существует установка на то, что сокращать персонал нельзя, якобы это может повлечь за собой нежелательные социальные последствия. Я работала в компаниях с многотысячными коллективами и знаю, что их руководство испытывает очень сильное административное давление — от него требуют не допускать массовых увольнений. А массовым у нас считается увольнение уже пятидесяти человек в течение тридцати дней, в то время как, если осуществлять реальные программы повышения производительности, речь будет идти о гораздо большем числе сотрудников.

Между тем повышение производительности труда — это не только экономический процесс. Оно дает мощный импульс к общественному развитию: суть повышения производительности труда заключается в том, что сокращается время, которое требуется работнику, чтобы произвести то же количество продукта или услуги, обеспечить себе достойную материальную жизнь. А раз время на производство сокращается, то у него появляется досуг, который необходим для развития других человеческих ипостасей — духовной и культурной жизни, спорта, самообразования, развития собственных детей или саморазвития, познания мира, наконец.

А что мы имеем сейчас? На одном крупнейшем предприятии, по моим данным, средняя зарплата рабочего — 27 тысяч рублей. (И по стране в целом 29 тысяч.) Это у мужчин, которые должны содержать семьи. Что можно сделать на эти деньги: коммуналку заплатить, обеспечить более или менее пристойное питание, но уже купить одежду, съездить в отпуск — проблема. Повышать заработную плату необходимо, источником этого может быть только повышение производительности труда.

Некоторые работодатели утверждают, что работники в России не мотивируются повышением зарплаты в обмен на более эффективный труд, потребности другие. Им интереснее работать в какой-нибудь охранной структуре сутки через двое, чтобы иметь возможность заниматься своим огородом.

Я думаю, что трудовой опыт работников зачастую заставляет их не доверять руководству. Они не уверены, что увеличение их трудозатрат будет адекватно вознаграждено повышен