Баттл-революция молодежного сознания

Культура
РЭП
«Эксперт» №6 (1062) 5 февраля 2018
Или Что на самом деле смотрят ваши дети
Баттл-революция молодежного сознания

В информационном обществе искусство стало главным воспитателем. Особенно для подростков, имеющих свободный доступ к всевозможным источникам. Вспомните масштаб влияния русского рока на молодежь в 1980-е и 1990-е: несмотря на войну, объявленную этому явлению миром взрослых, всего за какой-то десяток лет рок-музыка смогла поглотить умы молодых и взрастить поколение бунтарей, которое сыграло не последнюю роль в уничтожении советского строя. Попытки родителей, школы, государства, проводить селекцию искусства, разделяя его на «плохое» и «хорошее», стремление оградить «пластилиновую» психику своих чад от пропаганды насилия, агрессии, пошлости и другой чернухи и показывать только доброе и вечное, в большинстве случаев заканчивались провалом. Потому что стихийные процессы трудно поддаются контролю. Это, если хотите, высший пилотаж социальной политики.

А вы задавались вопросом, чем живет современная молодежь? Или вот так, понятнее: что слушают, что смотрят ваши дети? Сегодня провести анализ не составит труда, ибо медиаканалы все электронные, каждый контакт с аудиторией фиксируется неподкупными счетчиками. Вы думаете, это видеоприколы, гуляющие по соцсетям, или, может, видеообзоры игр, эротика, в конце концов? Да, так было еще два года назад. Но потом в подростковом интернете произошла настоящая революция — в топы с огромным отрывом вошло такое явление, как рэп-баттлы. Среднее количество просмотров рэп-баттлов на YouTube — немыслимые для телевидения 17,6 млн, а самые популярные набирают по 40 млн — это как раз всё молодое население России.

Афроамериканские истоки бунтарства

Рэп сродни року — это поэзия молодых: протестующих, недовольных окружающей действительностью и жаждущих перемен в обществе. Это социальный протест, использующий художественную форму как средство усиления смыслов, но максимально простой по содержанию, потому что создан молодыми людьми низшего социального звена. Рэп — это стихийно возникшая молодежная субкультура внутри притесняемой в США касты чернокожих. А музыкальные (речитативные, если точнее) поединки были закономерным развитием рэп-ветви искусства — это выплеск друг на друга агрессии, негативных эмоций в условиях, когда главный обидчик — белые — недоступны для атаки. Существовали dozens («дюжины») — уличные словесные битвы среди афроамериканцев. Первые dozens документально зафиксировали в 20-е годы прошлого века, хотя они проводились и раньше. Первые же признанные в мире искусства рэп-баттлы состоялись в 1970-е годы в Нью-Йорке. Тогда это было явление андеграундное, дворово-пацанское. Однако постепенно рэп-баттлы стали превращаться в полноценный сегмент шоу-бизнеса.

Первым нашумевшим именно в хип-хоп-сообществе баттлом стал бой Kool Moe Dee и Busy Bee Starski в 1981 году. Рэперы выступали на одной сцене с разными заготовками. Busy Bee заигрывал с толпой в фанковом жанре «Я не вижу ваших рук», что не понравилось Kool Moe Dee. И тот неожиданно начал импровизировать: «Постой, Busy Bee, не хочу грубить, но весь этот порожняк лучше прекр