Культура

Баттл-революция молодежного сознания

2018

Или Что на самом деле смотрят ваши дети

В информационном обществе искусство стало главным воспитателем. Особенно для подростков, имеющих свободный доступ к всевозможным источникам. Вспомните масштаб влияния русского рока на молодежь в 1980-е и 1990-е: несмотря на войну, объявленную этому явлению миром взрослых, всего за какой-то десяток лет рок-музыка смогла поглотить умы молодых и взрастить поколение бунтарей, которое сыграло не последнюю роль в уничтожении советского строя. Попытки родителей, школы, государства, проводить селекцию искусства, разделяя его на «плохое» и «хорошее», стремление оградить «пластилиновую» психику своих чад от пропаганды насилия, агрессии, пошлости и другой чернухи и показывать только доброе и вечное, в большинстве случаев заканчивались провалом. Потому что стихийные процессы трудно поддаются контролю. Это, если хотите, высший пилотаж социальной политики.

А вы задавались вопросом, чем живет современная молодежь? Или вот так, понятнее: что слушают, что смотрят ваши дети? Сегодня провести анализ не составит труда, ибо медиаканалы все электронные, каждый контакт с аудиторией фиксируется неподкупными счетчиками. Вы думаете, это видеоприколы, гуляющие по соцсетям, или, может, видеообзоры игр, эротика, в конце концов? Да, так было еще два года назад. Но потом в подростковом интернете произошла настоящая революция — в топы с огромным отрывом вошло такое явление, как рэп-баттлы. Среднее количество просмотров рэп-баттлов на YouTube — немыслимые для телевидения 17,6 млн, а самые популярные набирают по 40 млн — это как раз всё молодое население России.

 49-02.jpg

Афроамериканские истоки бунтарства

Рэп сродни року — это поэзия молодых: протестующих, недовольных окружающей действительностью и жаждущих перемен в обществе. Это социальный протест, использующий художественную форму как средство усиления смыслов, но максимально простой по содержанию, потому что создан молодыми людьми низшего социального звена. Рэп — это стихийно возникшая молодежная субкультура внутри притесняемой в США касты чернокожих. А музыкальные (речитативные, если точнее) поединки были закономерным развитием рэп-ветви искусства — это выплеск друг на друга агрессии, негативных эмоций в условиях, когда главный обидчик — белые — недоступны для атаки. Существовали dozens («дюжины») — уличные словесные битвы среди афроамериканцев. Первые dozens документально зафиксировали в 20-е годы прошлого века, хотя они проводились и раньше. Первые же признанные в мире искусства рэп-баттлы состоялись в 1970-е годы в Нью-Йорке. Тогда это было явление андеграундное, дворово-пацанское. Однако постепенно рэп-баттлы стали превращаться в полноценный сегмент шоу-бизнеса.

Первым нашумевшим именно в хип-хоп-сообществе баттлом стал бой Kool Moe Dee и Busy Bee Starski в 1981 году. Рэперы выступали на одной сцене с разными заготовками. Busy Bee заигрывал с толпой в фанковом жанре «Я не вижу ваших рук», что не понравилось Kool Moe Dee. И тот неожиданно начал импровизировать: «Постой, Busy Bee, не хочу грубить, но весь этот порожняк лучше прекратить». Рэпер огрызнулся в ответ — и понеслась. К 1990-м годам рэп-баттлы перестали быть мирными. Всё больше развивался гангста-рэп. Рядом с простыми творческими ребятами находились реальные бандиты, которые не понимали, что конфликт не должен распространяться за пределы сцены и треков. Обстановка в рэп-тусовке накалялась: постоянно звучали диссы в стиле «я убью тебя и твоих детей» — и это сильно отличалось от баттлов 1980-х. Рэпом управляла гангста-тусовка, деньги текли рекой. В 1995 году суммарная прибыль от рэп-индустрии в США превысила миллиард долларов, а в 2002-м — 4,3 миллиарда.

Hip-Hop.ru и Утконос

В России железный занавес приоткрылся только в середине 1980-х, поэтому бунтарская музыкальная культура пришла к нам с опозданием и, слава богу, без криминальной составляющей. Первый рэп появился в середине 1980-х, когда диджей студенческой дискотеки «Канон» Александр Астров и группа «Час пик» записали двадцатипятиминутную программу. Она разошлась по всей стране в виде магнитоальбома «Рэп». Востребованная тема разрослась до первого русского хип-хоп-фестиваля «Рэппик» в 1991 году. В 1994-м появился фестиваль Rap Music, в 1998-м — «Микро». Именно эти фестивали дали нам таких музыкантов, как Каста, Ю. Г., MaryJane. Чуть позже начали появляться первые российские хип-хоп-лейблы. Первой коммерческой группой стал «Легальный Бизне$$», в которой были Лигалайз и N’Pans. Продюсером был Влад Валов, лидер группы Bad Balance. Он же позднее продюсировал Децла, который считается самым успешным коммерческим рэп-проектом России. Одним из первых бифов в русском рэпе, более или менее похожих на своих американских праотцов, стал конфликт Sir-J и MC Hassan в далеком 1994 году. Их баттл начался после фестиваля Rap Music и выразился в паре диссов. Самым популярным бифом в истории старой школы русского рэпа, конечно, была схватка Лигалайза и Мастера Шефа. Однако из-за общей нищеты и отсутствия средств быстрой доставки контента баттлы оставались маргинальным явлением — редкой молодежной субкультурой для кучки обиженных молодых людей.

Более или менее массовые рэп-баттлы в России появились вместе с интернетом, который и стал основной площадкой для рэп-состязаний (в отличие от США, где баттлы пришли с улиц). Масштаб и популярность баттлов росли прямо пропорционально распространению интернета. В декабре 2001 года на форуме Hip-Hop.ru организовали «Первый MC баттл», в котором участвовал 21 исполнитель. К пятому баттлу их количество выросло в пять раз — до 108. На девятый в 2011 году прислали уже 9259 заявок. За время проведения сайт баттла посетили 650 тыс. уникальных пользователей. Многие звезды хип-хопа стали популярны благодаря онлайн-баттлам. Драго победил в третьем баттле, St1m в пятом, а Noize MC — в седьмом. За счет онлайн-баттлов поднялись Дуня, A-Sid, ST1M, babangida, Витя СД, Re-Pac, Drago, Рем Дигга, Johnyboy.

Офлайн-баттлы расцвели сначала на неофициальных тусовках, подобных Snickers Урбания, где с 2003 года проходили фристайл-баттлы. А в 2010 году начал проводиться ежегодный хип-хоп-фестиваль «Битва столиц», столкнувший в классическом хип-хоп-баттле-искусстве российские мегаполисы. А молодые MC начали устраивать уличные фристайл-баттлы в Петербурге и Москве, соответственно *** и Shotgun. *** существовал с 2008-го до 2012-го, Shotgun появился в 2012-м. В отличие от баттлов на больших брендированных площадках, где был запрещен мат, тут разрешали всё. На таких баттлах получили свой первый опыт Ресторатор, Галат, Джубили, Дима Гамбит, Алфавит, Хохол, Heavy.

Но все равно, хотя баттл-искусство было уже не совсем маргинальным явлением для кучки людей, до топов в молодежном сознании ему было далеко. Даже в 2008 году, когда проникновение интернета в России достигло европейского показателя 74%, а количество просмотров на YouTube попсы и роликов-приколов достигало девяти миллионов, все, чем мог похвастаться сайт Hip-Hop.ru, — 220 тыс. уникальных пользователей и максимум 300 тыс. просмотров даже финальных баттлов на видеохостингах. А все потому, что интернет, сам превратившийся в коммерческий рынок, для продвижения в себе чего-либо требовал монетизации самого объекта продвижения. То есть артхаусное движение должно было превратиться в бизнес, для чего требовался крупный инвестор с большими деньгами. И он появился.

Этим инвестором стал сын совладельца «Утконоса», известного интернет-магазина по доставке продуктов на дом, Иван, в рэп-тусовке имевший кличку Snape. Он увлекался рэпом с детства, дружил со многими MC и давно вынашивал идею запустить первую в стране массовую коммерческую рэп-баттл-площадку, сделать эту тему популярной в масштабах всего молодежного сообщества. Создавать и раскручивать с нуля никому не известный онлайн-ресурс было очень дорого, и был придуман изящный выход — создать площадку на основе уже раскрученного ресурса, близкого по тематике и аудитории. В итоге в 2008 году Иван договорился с популярным порталом клубной жизни InDaRNB.ru запустить на нем новый проект InDaBattle, посвященный рэп-битвам, где, в отличие от всех площадок, существовавших в России, делалась ставка на зрелищное шоу с приличными призовыми деньгами, рекламой и серьезной раскруткой в Сети. Призовой фонд составлял около миллиона рублей. В рэп-тусовке, а потом и везде, за InDaBattle закрепилось прозвище «Утконос-баттл».

Инвестиции в бренд и раскрутку привели к значительному росту популярности темы. Топовые состязания на InDaBattle собирали уже по 1–1,5 млн аудитории. Потекли деньги от рекламы различных молодежных марок. В 2008–2009 годах организаторы InDaBattle совместно с «Муз-ТВ» провели два сезона телевизионного проекта «Битва за респект: Начни сегодня». В судьях были известные MC —  Баста, Гуф, Влади, Децл, Лигалайз. Рому Жигана, победителя второго сезона, наградил Владимир Путин, который тогда был премьер-министром. В проекте участвовали известные сегодня Джиган, L’One, ST. Успешный пример этого проекта оказался заразительным, и со временем появился еще один конкурент на этом рынке — Rap Olympics от портала MyRapGame. Впрочем, этот проект опоздал со стартом и не смог составить серьезную конкуренцию InDaBattle. А первопроходец Hip-Hop.ru и вовсе стремительно терять трафик, из-за отсутствия инвестиций потеряв и интерес артистов, и аудиторию.

Резюмируя, можно сказать, что за 2008–2014 годы появление первых инвесторов, развитие видеохостингов и первичная монетизация рэп-баттлов привели к тому, что это явление выросло из маргинального, с аудиторией около 400 тыс. человек на все постсоветское пространство, до узнаваемой (но далеко не топовой) темы в молодежном сообществе с аудиторией около двух миллионов. Рост в пять раз за семь лет. Неплохая динамика. Однако это просто черепашья скорость по сравнению с тем, что произошло за следующие три года. Нашелся яркий харизматичный лидер, который вознес рэп-баттлы до самой вершины рейтингов, и теперь в России не найдется ни одного человека, который бы не знал, что это такое. Молодежное же сознание баттлы поглотили практически полностью: опросы показывают, что за темой следят 92,3% молодых людей в возрасте 14–25 лет. К слову сказать, это абсолютный рекорд популярности за всю историю социологических исследований.

 49-03.jpg
 49-04.jpg

Вначале было Слово

Идея создать настоящее рэп-баттл-шоу наподобие западных King of the Dot (KOTD, Канада), GrindTimeNow (США) и Don’t Flop (Англия) родилась в светлых головах краснодарских ребят Антона «Mr. Hyde» Белогая (Хайд) и Сергея «PLC» Трущева, которые осенью 2012 года рискнули запустить первую в стране площадку для офлайн-баттлов Slovo, где все было организовано как настоящее ТВ-шоу. В отличие от существующих площадок рэперам давали несколько месяцев для подготовки – до полугода. Над выступлениями работали не только сами МС, но и целые команды артистов, поэтов, юмористов, писателей и просто друзей. Всю жизнь и творчество соперника исследовали под микроскопом, раскладывали по полочкам, затем выискивали самые болевые точки и сочиняли по ним диссы. В итоге исполнителям удавалось подготовить целые эпические поэмы, оскорбительные для оппонента. Народ подсаживался на эти истории, как на сериал, и следил за развитием событий. Звездами Slovo стали такие баттл-рэперы, как Ден Чейни, Гнойный, Пиэм, Teeraps, Booker, Юля Kiwi, Edik_Kingsta, Halloween, Walkie, Deep-eX-Sense, Шумм, Abbalbisk, МЦ Похоронил, Vs94ski, Майк.

Позднее у площадки стали возникать филиалы в разных городах страны. Работали они по принципу франшизы, ежемесячно отчисляя Хайду определенную сумму. Так было в Ростове, в Москве, в других городах. Но в случае с культурной столицей что-то пошло не так. Ден Чейни, питерский рэпер, который взялся за организацию Slovo в своем городе, буквально сразу же пошел на разрыв с материнской компанией и решил делать свою, независимую баттл-площадку. Правда, бренд, уже известный в стране, он решил оставить себе неизменным, приставив лишь к нему питерскую аббревиатуру — #slovospb. «Организация хромала, мы выступали на каком-то деревянном поддоне. Это было похоже на табуретку, с которой читают стихи», — рассказывает Чейни о краснодарском «Слове». Наверное, он был прав, ведь в итоге материнская площадка растеряла большинство аудитории (она сбежала в Питер) и теперь на фоне slovospb выглядит как жалкое подобие. Однако и Ден в Питере в итоге проиграл. Ошибка этих ребят была в том, что для полноценного звездного шоу нужны настоящие звезды, которые, как шлейф, тянут за собой и фанатов, и рейтинги, и деньги инвесторов с рекламой. Этой ошибки избежал новый проект, тоже появившийся в северной столице.

Oxxxymiron (слева) и JohnyBoy  49-05.jpg
Oxxxymiron (слева) и JohnyBoy

Революция от Versus и реальное искусство

Теперь вернемся к гениальному лидеру. Этого лидера называют Ресторатор, в миру Александр Тимарцев — питерский рэпер и тусовщик, вложивший, без преувеличения, всю душу в свой грандиозный проект — Versus, первые ролики которого на YouTube появились через год после старта краснодарского «Слова», осенью 2013-го. Это батл-площадка, которой фактически стала жить вся российская молодежь. Фокус Ресторатора заключался в том, что он создал большой успешный проект в шоу-бизнесе в масштабах всей страны без каких-либо существенных стартовых капиталов и привлечения стратегических инвесторов. Тимарцев был обычным продавцов айфонов.

42 млн. просмотров на YouTube получил баттл JohnyBoy vs Oxxxymiron в 2015 году. Это абсолютный мировой рекорд 49-06.jpg
42 млн. просмотров на YouTube получил баттл JohnyBoy vs Oxxxymiron в 2015 году. Это абсолютный мировой рекорд

«В проект была вложена достаточно несерьезная сумма. Это были деньги, которые нам доверил Илюха Мамай. Говорит: пацаны, давайте попробуем, ладно. Двести тысяч рублей. У нас операторы были на респекте, мы тоже денег не просили», — рассказывает Александр. Причем в течение почти трех лет, вплоть до судьбоносного баттла в апреле 2015-го, проект денег не генерировал, но смог стать абсолютным лидером в своей сфере. Ключом к успеху было то, что в проект удалось привлечь многих звезд рэпа, уже обладающих огромным медиапотенциалом. В частности, особую роль сыграл Мирон Федоров (Oxxxymiron), с которым Тимарцев подружился на питерский рэп-тусовках.

— Саша Тимарцев приезжал ко мне в «Далай-лайму» пять лет назад. Приезжает, говорит: я сделал ютуб-канал, он начинает расти, что делать? — рассказывает директор продюсерской компании «Лидеры мнений» Кирилл Калашников. — Вся индустрия «Версуса» взлетела оттого, что он звал блогеров к себе, так как очень сильно зависит от блогосферы. Сейчас Саша Ресторатор, я думаю, где-то по два миллиона в месяц поднимает. Зазнались они из-за славы и незаслуженных денег. Размещают абы какую рекламу, от казино до непонятных брокерских и букмекерских контор, а аудитория их кто? Наши дети. Делайте выводы сами.

Кстати насчет королей. Ими становятся МС, создавшие конфликт, который цепляет, уносит зрителей своими эмоциями. Баттл — это своего рода театр, где рэперы пытаются изобразить искусную актерскую игру. Но подавляющее большинство баттлов строится на искусственном конфликте, спланированном для пиара. Поэтому, как по Станиславскому, это не цепляет. Происходит это примерно так. Сидит организатор битвы — продюсер МС, звонит своему подопечному и говорит: «Вась, я тут посмотрел на лигу, знаешь Гнойного, он поднял хороший рейтинг, разнес трех подряд. Давай хайпа словим с него, лаве нормально срубим, думаю, лимона два. Обосри его посочнее семиэтажным матом на ютубе, а я позвоню его продюсеру и договорюсь о баттле». Тот отвечает: ОК, давай. Записывает ролик, где он оскорбляет другого рэпера, как правило в самой отвратительной форме, с матом и обидным обращением к его близким. Оскорбленный отвечает таким же хамским (или еще более) роликом, и начинается конфликт, который в итоге заканчивается вызовом на баттл и самим баттлом. «Отлично, — говорят оба продюсера (а иногда и один из них) и приступают к организации поединка — договариваются с Ресторатором (если хотят провести бой на площадке «Версуса»), или с Чейни (если решат баттлиться на slovospb), привлекают спонсоров (самое распространенное — надеть на баnтл майку с надписью бренда), договариваются с рекламными сетями и агентствами. Сам баттл проходит по тщательно спланированному сценарию, поэтому, конечно, красиво, талантливо, но не насыщено реальными эмоциями.

 

Ден Чейни, вместо того чтобы делать франшизу Slovo, сделал SLovoSPB в Питере 49-08.jpg
Ден Чейни, вместо того чтобы делать франшизу Slovo, сделал SLovoSPB в Питере

JohnyBoy, Oxxxymiron и Гнойный — титаны баттл-арены

Другое дело, когда битва происходит на базе настоящего конфликта рэперов в реальной жизни. Вот тогда и рождаются короли рэпа и многомиллионные просмотры. Первый такой яркий публичный конфликт, вылившийся в итоге в шоу на Versus, был конфликт рэперов JohnyBoy (Денис Василенко из Риги) — молодого (21 год) МС новой школы и SD — опытного представителя старой платформы русского рэпа (ему тогда было 27 лет). Целых два года они наезжали друг на друга в своих песнях и клипах. Например, в треке SD есть строки: «Ходят слухи, что SD стал шлюхой», и в итоге 17 ноября 2013 года состоялся долгожданный баттл. Вот одна из запомнившихся в народе (но далеко не самая непристойная) строчек из нападок SD в этом баттле: «Ведь когда бомж … твоего мелкого брата, ты понял, что бога нету». JohnyBoy был более поэтичен и иносказателен, при этом показал сложное рифмопостроение и перефразирование оппонента: Может, я еще не корж, но твоя сука варит борщ мне …». Он имел в виду девушку SD. Потом понеслись извращенные оскорбления в адрес мамы, папы, детей и других близких друг друга. Эта лексика совсем неуместна в журнале «Эксперт».

В итоге новая школа в лице JohnyBoy одержала победу, после чего популярность проигравшего SD стала катиться вниз, а Джонни вырос по рейтингам в лидеры тусовки. Количество просмотров того баттла на YouTube составило умопомрачительные для 2013 года 5,6 млн. JohnyBoy был первым юным МС новой школы, кто бросил вызов матерым волкам и показал, что нужно двигаться вперед, экспериментировать в музыке и поэзии, предлагать в искусстве что-то новое. Он показал миру рэпа классное исполнение двойных и тройных рифм, современные минуса, соединил музыкальные припевы и речитатив. А самое главное, он показал настоящую злость, огонь агрессии в глазах и истинное стремление уничтожить противника.

Слава парня из Риги росла как на дрожжах. Чрезвычайно острый на язык и быстрый, рэпер JohnyBoy разносил всех оппонентов так, что некоторые затыкались на первом раунде, как будто язык проглатывали. Однако упоение длилось недолго. Через полтора года, в апреле 2015-го, в баттле века старая школа рэпа взяла реванш: с пьедестала Джонни буквально снес Oxxxymiron — питерский рэпер, чертовски обаятельный талантливый поэт, реагирующий нечеловечески молниеносно. Тот баттл вошел в историю мирового шоу-бизнеса как самый яркий и самый рейтинговый в мире — ролик на YouTube посмотрели 42 млн раз — рекорд, до сих пор не превзойденный никем.

Ресторатор Александр Тимарцев, увидев SlovoSPB, в 2013 году создал там же, в Питере, площадку Versus. которая и стала звездной «В проект была вложено достаточно несерьезная сумма — 200 тысяч рублей» 49-09.jpg
Ресторатор Александр Тимарцев, увидев SlovoSPB, в 2013 году создал там же, в Питере, площадку Versus. которая и стала звездной «В проект была вложено достаточно несерьезная сумма — 200 тысяч рублей»

Здесь тоже был реальный конфликт, причем, в отличие от SD, не на основе неприятия творчества друг друга, а личный, на основе глубокого личного оскорбления. Вообще, для Джонни Оксимирон всегда был неким эталоном, непревзойденным титаном панчей, вихрем рифмы, и он предпочел бы видеть его в друзьях, а не в соперниках. Он мечтал записать с ним фит (совместную песню), видя в будущем двух лидеров рэпа, непобедимых друзей, чьи треки взрывают интернет. И когда Джонни решился сказать об этих стремлениях, он получил жесткий и унизительный отказ: типа ты по сравнению со мной никто. Это привело к сильнейшей обиде. Тогда Бой решил низвергнуть в баттле Оксимирона и остаться одному на пьедестале. Он сделал все, чтобы бой состоялся. Много раз оскорблял и вызывал Мирона, где только подвернется возможность. Перед баттлом на вопрос, почему ты согласился, Оксимирон признался: «Он меня сильно подзадолбал своими вызовами, вот и все. Это будет самый честный ответ». А в самом баттле он признал суть конфликта: «Он ко мне с подражанием, обожанием, но отторжением… Ведь ты здесь за моим одобрением, ведь я бросил тебя под стать твоему отцу». Джонни в ответ обвинил Мирона в предательстве: «…Я был его фанатом, но он выбрал Шока, сука… Я мог бы сказать: мы были круче Сойера и Финна, мы были как пупок и пуповина… Помню, как я писал тебе: моя мама твой фан, но даже она сейчас желает, чтобы ты меня растоптал». В панче Окси прозвучала и тема войны поколений рэперов: «Я впариваю (использован синоним по отношению к оригинальному звучанию) хип-хоп уже больше семнадцати лет, это дольше, чем живут на свете все твои фаны».

В целом, несмотря на засилье чернухи в баттлах и ее популярность, в этом поединке победило искусство и чистота русского языка. Мирон употребил мат всего лишь пару раз, и то вскользь и литературно уместно, а речь Джонни была полна сквернословия и личных оскорблений, в том числе в адрес любимой девушки оппонента. Например, вот строчка Боя с первого раунда: «Знаешь, у тебя хорошая сучка, сегодня ночью я устрою ей хорошую взбучку». Победа Мирона была настолько убедительной, уничтожающей, что к концу поединка разнервничавшийся Джонни начал заикаться от волнения. После такого разгрома великий JohnyBoy, еще вчера приближавшийся к короне баттл-рэпа, сник, сломался — он уехал к себе в Ригу, бросил творчество и вместе с семьей занялся своей маленькой кофейней.

Первый продюсер Джонни Роман Сергеев, который привез Боя из Риги и организовал его первые выступления, вспоминает: «Я еще обычным манагером был. Говорю: Кирюха, можно я афишу у вас в агентстве повешу, у вас молодняк. Думал, хоть кто-то сходит. В итоге полный зал». А известный продюсер рэперов и блогеров директор компании «Лидеры мнений» Кирилл Калашников добавил: «Я вложил в эти концерты восемьдесят тысяч рублей, сто сорок подняли, я помню. И начали работать».

Баттл Оксимирона и ДжонниБоя за первые двадцать четыре часа набрал один миллион просмотров и вошел в историю мирового хип-хопа как самый просматриваемый батл за сутки. Об Оксимироне и российском баттл-рэпе услышали на Западе, и в 2017 году агентство «Бинго Бум» заключило с King Of The Dot Entertainment контракт на бой десятилетия между русским королем рэпа Оксимироном и Дизастером — самым популярным баттл-рэпером в мире. Шоу собрало на рекламе и промоушн 30 млн рублей и 11 млн просмотров на ютуб-канале. Талант петербургского рэпера и на глобальном уровне оказался неоспорим — он уделал Дизастера во всех раундах. Мирона стали называть рэп-баттл-королем планеты. Однако рекорд боя между ним и Джонни по просмотрам в ютубе не был побит, и этому, скорее всего, способствовало первое в жизни Окси поражение, которое было нанесено ему в августе 2017 года представителем slovospb Гнойным (Слава КПСС). Это, кстати, еще одно противостояние, которое продолжается с самого основания двух конкурирующих площадок — Versus и Slovo. Слава с гордостью говорит, что теперь, после того победы над Мироном, именно он стал королем рэп-баттлов.

 49-11.jpg СЕРГЕЙ ТИХОНОВ
СЕРГЕЙ ТИХОНОВ
 49-10.jpg

Блогеры рвутся в бой

После истории с Джонни и невероятного хайпа вокруг него баттлы стали притчей во языцех в обществе и самым модным и обсуждаемым явлением в молодежной среде. Пытаться писать рэп и устраивать поединки начали все, кто имеет хоть какой-то медиаресурс: блогеры, ведущие, политики. В марте 2016 года рекорд по просмотрам побил баттл видеоблогеров Юрия Хованского и Дмитрия Ларина. За сутки его посмотрели более двух с половиной миллионов раз. Вообще, блогеры стали самыми активными участниками битв, что спровоцировало настоящую войну между рэперами и блогерами. Особенно отличился едкими нападками в своих клипах и песнях Эльдар Джарахов, которого изначально можно было причислить к обоим лагерям. Блогосфера и рэп-баттл-индустрия быстро переплетаются в один жужжащий ком, в котором все друг друга оскорбляют и соревнуются в количестве матерных ругательных конструкций. В октябре состоялся первый в истории баттл между политиками — депутат Максим Резник схлестнулся в словесном поединке с депутатом-единороссом Андреем Анохиным. Тина Канделаки готовится к баттлу с МС Млечным. «Люди пытаются пиариться на том, что уже не является трендом, пытаются встроиться. Я сделаю то, что не сделал никто», — говорит Тина. МС Гнойный удивился: «Неужели правда пойдете? Даже Млечный в это до сих пор не верит».

Фактически на этом рынке заправляют всего несколько воротил шоу-бизнеса. Упоминавшееся уже «Бинго Бум» все больше теснит агентство «Лидеры мнений» (ЛМ) — компания, где выпестованы практически все популярные блогеры страны. Владельца и директора ЛМ Кирилла Калашникова (дважды медиаменеджер России) в профессиональных кругах называют «папой блогеров», потому что через его систему продвижения прошли все — от Ивангая до Карины Стриммерши, от The Люди до Сергея Трейсера. Он же вместе с продюсером Романом Сергеевым привез из Риги в Москву самого ДжонниБоя. Блогеры и рэперы приходят к нему, чтобы гарантированно заработать, ибо он в деле интеграции рекламы в контент блогеров и рэперов был первопроходцем и сейчас, по сути, монополист в России в этом сегменте рекламного рынка. Сейчас в коллекции ЛМ 73 блогера и рэпера, из которых 46 входят в топ-100 по количеству подписчиков блогосферы рунета. Любой может прийти туда, пройти собеседование на адекватность и потенциал, и, если спецы решат, что ты можешь заинтересовать народ в Сети, из тебя сделают блогера с миллионом подписчиков. Этакая фабрика блогеров.

 49-12.jpg

Пообщавшись с этим воротилой всего несколько дней, мне удалось познакомиться с десятками звезд ютуба. Для этого нужно было лишь наблюдать за работой этого ироничного хохмача и быть рядом на безбашенных тусовках, которые он устраивал в своем офисе. Он же меня соединил по скайпу с Kizaru (в миру Олег Нечипоренко) — русским рэпером, который, выйдя из испанской тюрьмы за наркоту в 2016 году c клипом «Никто не нужен», ворвался в топ-5 русского рэпа — 9,5 млн просмотров на ютубе. Сейчас по многим показателям он лидер русской рэп-сцены. Например, его клипы и песни признаны самыми ожидаемыми в стране. При этом Олег — единственный наш МС, который сумел успешно выйти на западный рынок: доля скачиваний его треков в приложениях европейско-американской аудиторией приближается к «родной». Он так же конфликтует с другими МС, так же жаждет уничтожить их на баттлах, но зовет своих оппонентов к себе в Барселону, потому что в России ему грозит как минимум десять лет тюрьмы за килограмм травы, что полиция нашла у него дома. Сейчас у Kizaru виртуально-вербальное «мочилово» в активной фазе с рэпером Фейсом. «Жду каждый божий день тебя!» — отвечает он Фейсу на призыв выяснить отношения в реальном мире.

— Мы работаем на рынке ютуба семь лет, — рассказывает за рюмкой забористого чаю Кирилл. — Я начал со СтопХама, когда мы вместе с Ильей Фалеевым придумали эту историю и залили туда интеграцию сигарет LM — помните, везде во всем СтопХаме был только LM. До тех пор пока проект не стали поддерживать единороссы. Меня в один момент переклинило, уже когда мы купили «Мегаполис ФМ», мне стало скучно, и я решил уйти на ютуб. Мне все у виска крутили. Среди рэперов у нас есть успешные проекты. Например, Джарахов. Помог с переездом из Новокузнецка и потом еще платил два года зарплату за выпуски рэп-школы.

На счет баттлов Кирилл высказывается крайне критически:

Я все-таки человек старой формации, если бы пошел участвовать в баттле на такую огромную аудиторию, то дошло бы до драки с оппонентом, потому что, если двое мужчин оскорбляют семьи друг друга на камеру, понимаешь, это смертник. Нет, есть интересные баттлы – там, где не трогают семьи. Вернее, рэперы, которые не будут говорить такие гадости. Находить изъяны, но не касающиеся семьи. Есть такие ребята, но их очень мало. Oxxxymiron — это вообще талантище высшей степени. С Кизару мы недавно начали работать. Я считаю, что блогинг в итоге переплюнет музыку, потому что каждый блогер может научиться петь. У нас Ирина Ваймер поет, Саша Бочков, Саша Капустина, первые треки Марьяны Ро и Ивана Рудского тоже не без нашей помощи создавались, сейчас мы готовим восьмой альбом, и четверка блогеров скоро «выстрелят» и в летний тур. Никто даже не ожидает, что они поют, будет прям wow. С Ивангаем я знаком с миллиона подписчиков, сейчас у него двенадцать миллионов, когда было десять миллионов и он стал номер один, я сделал татуировку у себя на спине с логотипом его канала, он трушный парень и безумно талантливый, но как и многие переживает творческий кризис в неправильной компании. Марьяна Ро, Катя Клэп, Лолошка, Тарасенко, Хованский, Тушенцов, Соболев и куча других — они все олигархи малолетние, я столько не зарабатываю, сколько они, причем все капризные, у всех корона надета на голове, и плевать им на всех своих подписчиков и чему они их учат в своих блогах, плевать на Россию и наше будущее. Главное, чтоб карманы были набиты наличкой. Джарахов тоже с короной стал, общаться просто уже даже не хочется. Хованский вообще моральный урод, когда увижу, еще раз ему врежу. Потому что дети его смотрят. Он бухает, курит, матерится, принуждает детей играть в интернет-казино, кейсы и рулетки, оскорбляет чувства верующих. Я не хочу, чтобы они учили наших детей плохому и разлагали их мозги. Блогерам нашей ассоциации мы запрещаем материться, курить, пить. Редко берем сомнительных рекламодателей, ну хоть как-то пытаемся им противостоять.

— Я ходил в правительство Москвы, обивал пороги, они все меня послали, — сетует Калашников. — Я когда увидел, что мой сын смотрит этих моральных уродов, для меня мир перевернулся. Дети сейчас смотрят ютуб с шести лет, а создают аккаунты типо им восемнадцать, чтобы смотреть эту «модную грязь». Должна быть какая-то цензура на ютубе. Ты не должен ругаться матом, курить и бухать на камеру если имеешь больше тысячи подписчиков в соцсетях. Баста — это доброе искусство, Noize MC — доброе. И есть современное. Это Версус, Гнойный, Фейс. Это злое. Фараон читает: «Пять минут назад я трахнул твою телку». Вызвал к себе его один мой старший товарищ в СПБ и «спросил»: «Зачем ты это поешь? Тебя дети смотрят». И у него контент немножко поменялся, он стал другим. Беда в том, что они на своем творчестве взрастят новых дебилов, которые будут читать такой вот псевдорэп и обсирать родных друг друга. Ведь Фейсы выращены такими, как Хованский. Поэтому дерево надо рубить у подножия.

«Эксперт» №6 (1062)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама

    «ДПМ на модернизацию: проблемы, необходимость, вызовы»

    20 февраля 2018 года состоялся круглый стол на тему «ДПМ на модернизацию: проблемы, необходимость, вызовы». Организаторы: «Эксперт» совместно с Агентством стратегических инициатив и с секцией по законодательному регулированию энергоэффективности и энергосбережения Экспертного совета Комитета Государственной Думы по энергетики.

    Зеркало промышленности

    ​Отраслевые выставки – возможность получить представление о состоянии дел в конкретном секторе экономики

    Почему повышение производительности труда персонала – задача номер один?

    Что надо сделать, чтобы большая часть расходов на оплату труда не превращалась в пустую трату денег

    ИНТЕРЛАКОКРАСКА- 2018

    Весь цвет лакокрасочной промышленности с 27 февраля по 2 марта. Более 230 российских и зарубежных компаний презентуют свою продукцию и услуги на ежегодной выставке


    Реклама