Программная переориентация

Русский бизнес
ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
«Эксперт» №11 (1067) 12 марта 2018
Несмотря на санкции и рост недоверия за границей к российским программистам, экспорт отечественного программного обеспечения продолжает расти. Правда, нашим компаниям пока не очень удается создавать и продвигать за рубежом конечные продукты под своими брендами
Программная переориентация

По данным исследования некоммерческого партнерства «Руссофт», объем продаж российскими компаниями на иностранных рынках программного обеспечения (ПО) и услуг по разработке софта увеличился в 2017 году на 10–12%, до 8,5 млрд долларов. А в текущем году рост может дойти до 14%, приблизившись к отметке в 9,7 млрд долларов (см. график).

Экспорт увеличивается, несмотря на сложные условия, связанные в первую очередь с санкциями и неблагоприятной геополитической обстановкой.

До недавнего времени основная доля продаж российского софта за рубеж приходилась на США и Евросоюз. «Первоначально наша компания выполняла проекты по разработке программ для клиентов из сферы телекоммуникаций, медицины, производителей аппаратного обеспечения. Но сейчас мы уже разрабатываем более сложные решения, например в сфере распределенных автоматизированных информационных систем, мобильных приложений, веб-сервисов, решений для облачного хранения, — рассказывает Вячеслав Ванюлин, генеральный менеджер компании-экспортера софта Auriga. — Около 60 процентов клиентов в нашем портфеле составляют компании из США — преимущественно высокотехнологические: производители медицинского оборудования, автопроизводители, представители энергетического сектора, телекоммуникаций и другие; 35 процентов — клиенты из Западной Европы, и только пять процентов приходится на российский рынок».

Однако в последнее время российским ИТ-разработчикам в развитых странах работать все труднее. Особенно страдают продажи в США: с одной стороны, потребители здесь опасаются, что могут быть введены санкции и ограничения на внедрение софта из России. С другой — в общественном сознании раздувается образ коварных «русских хакеров», что подрывает доверие к программным продуктам из России. Все это приводит к тому, что продажи российского ПО в США или стагнируют, или падают. Например, один из крупнейших российских экспортеров ПО компания «Лаборатория Касперского» официально подтверждает, что в ушедшем году их продажи в Соединенных Штатах сократились на 8%.

В Европе санкции тоже оказывают давление на продажи российского ПО, но не столь сильное. Экспортеры говорят о том, что в странах ЕС их продажи остались примерно на уровне предыдущего года. Во многих европейских странах, например в Германии, у бизнеса накопилось раздражение по поводу антироссийской истерии. При этом в некоторых случаях громкие публикации об очередных взломах «русскими хакерами» даже делают программистам из России дополнительную рекламу. «Антироссийские санкции и пропаганда “русских хакеров” в США и ЕС разделили местное общество и вызвали появление “сочувствующих” российским разработчикам, которые готовы приобретать российские программные продукты и услуги по разработке ПО отчасти ради восстановления справедливости. Они называют это “только бизнес, никакой политики”», — комментирует ситуацию для «Эксперта» Валентин Макаров, президент «Руссофта».

По его словам, пытаясь компенсировать стагнацию и падение в продажах в развитых странах, российские экспортеры ПО