Из чего сделан нон-фикшен

Культура
Книги
«Эксперт» №13 (1069) 26 марта 2018
В нон-фикшен не всегда важно содержание — куда важнее актуальность темы, форма ее подачи и наличие у автора лояльной аудитории. Иногда для успеха книги достаточно необычной обложки и эффектного названия
Из чего сделан нон-фикшен

Главный редактор издательства «Бомбора» Рамиль Фасхутдинов работает в издательстве «Эксмо» одиннадцать лет. Начинал с должности аналитика. Должность главного редактора занял вслед за ушедшим на повышение Евгением Капьевым — тот занял пост генерального директора издательской группы «Эксмо». Бренд «Бомбора» возник в прошлом году, под ним теперь выступает редакция «Эксмо Non-Fiction».

«Эксперт» поговорил с Рамилем Фасхутдиновым о том, по каким принципам организована работа современной книжной редакции, какие у нее есть возможности и с какими проблемами ей приходится сталкиваться.

— Кто эти люди, которые пишут нон-фикшн? Ради чего они это делают?

— Есть несколько путей, по которым к нам приходят новые авторы. Если это «человек с улицы», то он может отправить рукопись по электронной почте по адресу, указанному на сайте. Иногда люди по старинке приносят в издательство распечатки рукописей. Но в нон-фикшен, в отличие от художественной литературы, людей, которые блуждают по рынку с рукописями, очень мало. Мы вынуждены постоянно искать авторов. Подавляющее большинство проектов — четыре из пяти — возникает в головах редакторов. Мы видим человека, который мог бы написать книгу на интересующую нас тему, и связываемся с ним. Мы говорим ему: «У вас такой популярный блог, давайте выпустим книгу!»

Как правило, автор уже обладает контентом, который мы либо структурируем, либо дополняем. Это могут быть селебрити, которые приходят в издательство через агентов, и вы лично можете с ними даже не видеться. Для них гонорар не основной мотив, как и для большинства авторов. В этом случае издание книги — имиджевый проект, это еще одно доказательство личного успеха автора. Для бизнесмена книга может стать инструментом дополнительной монетизации, если он проводит тренинги и вебинары. Он не заработает на ней много денег, но книга может расширить его аудиторию. Она позволит потенциальным клиентам предварительно оценить качество контента его тренингов. У нас есть случаи, когда к нам приходят кулинары и говорят, что им нужна книга, потому что у подруги книга уже есть. Так они стремятся подтвердить свой социальный статус, деньги для них не важны.

Людей, которые хотели бы зарабатывать написанием книг, очень мало. Об этом может заявить один из тысячи. Это может быть или профессионал, который работает через агента, или суперзвезда, у которой есть реальные шансы на то, что еt книга разойдется большим тиражом. Среди них есть те, кто сразу говорит: «Мое имя стоит энную сумму денег, можете издавать под ним все, что я одобрю». В этом случае мотивация одна — деньги. Они монетизируют свое имя.

— Как вы принимаете решение о выпуске книги иностранного автора?

— Есть два основных источника информации: каталоги западных издательств и рейтинги книжных продаж сайта Amazon. Восемьдесят-девяносто процентов книг к нам попадают через них. Часть книг приходит через агентов. Они очень важны, особенно в мире художественной литературы. Книжный рынок работает на связях. Хороший агент может прийти к нам б