Угольная пыль раздора

Специальное обозрение
Уголь
«Эксперт» №21 (1075) 21 мая 2018
Быстрый рост экспорта угля опередил расширение специализированных мощностей по его перевалке, и это ухудшило экологическую обстановку в ряде портовых городов России. Инвестиции в технологии пылезащиты и в строительство профильных терминалов позволит в ближайшие два-три года решить проблему угольной пыли в портах

Россия — третий в мире экспортер угля. 154 млн тонн ископаемого топлива, почти 90% экспортных поставок ушли в прошлом году за границу морем. Уголь — один из самых массовых навалочных портовых грузов, на него приходится каждая пятая переваленная российскими портами тонна. За 2017 год объем перевалки угля вырос на 13 с лишним процентов, уступив только рекордному приросту экспорта зерна (более 30%).

Основной прирост грузопотока угля обеспечили порты Приморского и Хабаровского краев. Здесь действуют три крупных специализированных угольных терминала из шести, учитываемых «Росморпортом»: порт Восточный в Находке (23,2 млн тонн в год), терминал «Дальтрансуголь» (24 млн тонн) в Ванино и порт Посьет (5,9 млн тонн). Остальные три находятся на Балтике — два в порту Усть-Луга и один в Высоцке

Однако за последние десять лет угольные грузы пришли на причалы портов, ранее не имевших дела с углем. При трехкратном росте перевалки угля число стивидорных компаний, работающих с углем, увеличилось с 43 в 2006 году до 61 в 2016-м. Уголь обеспечивал высокую рентабельность перевалки, и неофиты-стивидоры об обеспечении должной экологической защиты зачастую не задумывались.

Находка в полной мере ощутила на себе последствия неравномерного роста угольного экспорта. Через 12 терминалов в заливе Находка, объединенных в два порта — Восточный и собственно Находка, перегружается почти 46 млн тонн угля, или 30% всего морского экспорта угля в России. Портовые мощности, которые ранее были заняты экспортом рыбы, леса, контейнерных и генеральных грузов, быстро обрастали горами угля, который круглосуточно перегружали в стоящие у причалов суда. При этом комплексная система защиты и борьбы с пылью была создана только в порту Восточный. Из оставшихся 11 терминалов систему водного орошения имела только одна компания, а снеговые пушки как самый дешевый способ борьбы с пылью использовались только на пяти терминалах, непосредственно примыкавших к жилой застройке в самой Находке. Портовики работали с углем как с обычным инертным грузом вроде песка или щебня.

Проблема вышла на федеральный уровень в июне 2017 года, когда на прямой линии с президентом Владимиром Путиным школьник из Находки рассказал о критической ситуации в городе. Проблема угольной пыли в Находке подтолкнула выступления местных жителей и активистов и в других крупных угольных портах — в Приморье, Хабаровском крае, Мурманской и Ленинградской областях. Начались многочисленные проверки угольных терминалов на предмет соблюдения ими санитарно-эпидемиологических норм, а в Госдуме был оперативно подготовлен законопроект, предусматривающий запрет на открытую перевалку угля в черте городов в течение двух лет.

Тогда представители угольщиков и портовиков указывали, что принятие закона приведет к закрытию 23 морских терминалов (из них половина расположена в Находке и ее окрестностях), на которые приходится 43% всей перевалки угля. Компромиссом в этой ситуации стала точечная работа региональных властей и федеральных надзорных органов с у