Не сошлись в развитии

Экономика и финансы
ИНФРАСТРУКТУРНОЕ РАЗВИТИЕ
«Эксперт» №28 (1082) 9 июля 2018
Новые СПИКи 2.0 и Фонд развития могут дать некий импульс приоритетным направлениям — при правильном выборе проектов. Однако масштабного влияния на развитие инфраструктуры они не окажут

Государственно-частное партнерство, концессии, специальные инвестиционные контракты (СПИКи) и различные фонды развития снова в центре внимания. Так, продолжается обсуждение законопроекта Минфина «О специальных инвестиционных контрактах», на основе которого будут реализовываться СПИКи версии 2.0. Но Минфин и Минэкономразвития никак не могут окончательно договориться, что же будет представлять собой СПИКи в новом варианте, — доходит до того, что министерства подписывают протоколы одного и того же заседания в разных версиях. Кроме того, МЭР готовит очередные изменения в законы ‎«О концессионных соглашениях» и «О государственно-частном партнерстве». В МЭР детали изменений засекречены.

По идее, все эти инструменты должны были создать каркас для развития инфраструктуры — центром его представляется Фонд развития, курировать который будет Минфин (а до этого таким центром представлялся Фонд инфраструктурного развития, предложенный МЭР, и, видимо, отвергнутый). Однако очертания каркаса, похоже, все еще туманны.

Контракт на все

Напомним, СПИК — это соглашение между промышленным инвестором и государством, в котором фиксируются гарантии стабильности налоговых и регуляторных условий, меры государственной поддержки, а со стороны инвестора — обязательство создать (или модернизировать) и освоить производство промышленной продукции. В своей первой версии СПИКи существуют с 2015 года и показали себя довольно неплохо. Оператором по заключению СПИКов является Фонд развития промышленности (ФРП). В настоящее время заключен 21 СПИК, еще четыре на подходе. Общий объем инвестиций по уже заключенным контрактам превысит 232 млрд рублей, они позволят создать более девяти тысяч рабочих мест и получить 100 млрд рублей в виде налогов в бюджеты разных уровней. В качестве примера можно привести «Вестас Мэньюфэкчуринг Рус» — один из мировых лидеров в области ветроэнергетики датская компания Vestas локализует производство ветроэнергетических установок. Другой пример — «Мерседес-Бенц Рус», производство автомобилей представительского класса.

Видимо, успешный опыт СПИКов так понравился правительству, что оно решило распространить его на большее количество отраслей, в первую очередь на инфраструктурные проекты. СПИКи версии 2.0 предполагается заключать в соответствии с законопроектом Минфина «О специальных инвестиционных контрактах». СПИКи 2.0 от Минфина рассчитаны на более масштабные проекты и на применение в большем перечне сфер — не только в промышленности, но и в строительстве, добыче полезных ископаемых (кроме сырой нефти и природного газа) и др. Механизм СПИКов 2.0 постоянно меняется — так, теперь СПИК можно заключать не только на новый объект, но и на уже начатый либо на его новый этап. В июне в перечень отраслей для СПИКов 2.0 добавились энергетика и сельское хозяйство, говорит руководитель InfraONE Research Александра Галактионова. «Продукцией по СПИК 2.0 будут не только товары, но и работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, — добавляет партнер, руководитель