Скоростной вертолет победил ударный беспилотник

Наука и технологии
«Эксперт» №45 (1096) 5 ноября 2018
Скоростной вертолет победил ударный беспилотник

Уже до конца года «Вертолеты России» представят на утверждение Минобороны России концепцию перспективного боевого вертолета (ПБВ). Как заявил гендиректор холдинга Андрей Богинский, над проектом сейчас работают два конструкторских бюро: Миля и Камова, но заказчику предстоит выбрать одно, наиболее предпочтительное решение.

Уже известно, что новая машина будет иметь соосную схему расположения несущих винтов, сможет развивать скорость порядка 450–500 километров в час и летать без дозаправки на расстояние свыше тысячи километров. «У нее появятся крылья, а шасси будет убираться в полете во внутренние отсеки. При этом экипаж планируется разместить так же, как на Ка-52: два человека в ряд, бок о бок», — говорят военные.

Первый полет новый российский ударный вертолет, как ожидается, совершит в 2025 году, а его серийное производство начнется ближе к концу следующего десятилетия. Ни о стоимости проекта, ни о закупочной цене новой машины наши военные не сообщают. Известно только, что ПБВ будет оснащаться ракетами «Атака» и «Вихрь», которые способны поражать цели на расстоянии более 14 километров. Тем не менее можно предположить, что весь проект обойдется примерно в 3–5 млрд долларов. А стоимость серийных экземпляров составит около 15 млн.

Напомним: программа разработки новых скоростных вертолетов, включая гражданскую и военную версии, стартовала в нашей стране в начале 2011 года. А уже четыре года спустя впервые поднялся в воздух демонстратор технологий — летающая лаборатория, созданная на базе ударного вертолета Ми-24. Главное ее новшество — несущая схема, которая позволяет отодвинуть срыв потока с лопастей несущего винта и увеличить скорость вертолета при сохранении его классической компоновки. Не секрет, что сейчас все вертолеты, выполненные по классической схеме: с одним несущим винтом и одним хвостовым рулевым винтом, — имеют шарнирную подвеску лопастей. Такая подвеска дает им возможность совершать маховое движение, обеспечивающее балансировку вертолета. Но маховое движение лопастей из-за срыва потока воздуха на них ставит предел увеличению скорости вертолета — не более 350–370 километров в час. Все дело в том, что, двигаясь по кругу, концы лопастей проходят участок, на котором их скорость складывается со скоростью движения вертолета. Срыв потока происходит, когда суммарная скорость (скорость движения лопастей относительно воздуха) превышает скорость звука, в результате чего машина теряет управляемость. Однако наши конструкторы применили ряд ноу-хау, позволивших отодвинуть срыв потока с лопастей.

И хотя превысить рубеж 450 километров в час на демонстраторе технологий не удалось (при тестах машина разгонялась лишь до 407), в ходе испытаний специалисты получили огромный массив данных по использованию новых цельнокомпозитных лопастей несущего винта. Он наверняка будет задействован при постройке гражданского скоростного вертолета, выполненного по традиционной схеме. Эти лопасти созданы с использованием новейших разработок в области прочности и композиционно