Почему падает «яблоко»

Наука и технологии
КРИЗИС APPLE
«Эксперт» №49 (1100) 3 декабря 2018
Глобальный спрос на смартфоны в последние годы замедлился, и это подрывает перспективы Apple. Никаких намеков на новый прорыв у компании нет
Почему падает «яблоко»

На протяжении почти пяти лет корпорация Apple занимала первую строчку в списке самых дорогих компаний мира. На прошлой неделе она неожиданно уступила место своему давнему конкуренту — Microsoft. За два месяца акции Apple упали на 25%. Сложились несколько негативных факторов: продолжающиеся торговые противоречия между США и Китаем, стагнация продаж новейших iPhone и рост опасений инвесторов относительно возможного повышения процентных ставок и прибыльности ведущих технологических компаний в целом.

Истоки и Apple, и Microsoft восходят к началу эры персональных компьютеров. В конце 1990-х казалось, что Apple никогда не сможет догнать Microsoft: капитализация Microsoft в 1999 году составляла фантастические по тем временам 604 млрд долларов, а Apple стоила всего 16,5 миллиарда. Но когда в Apple пришел Стив Джобс, компания получила новый импульс. В 2010 году ей удалось обойти Microsoft по капитализации благодаря взрывному росту спроса на смартфоны (во многом из-за успеха iPhone) и снижению спроса на персональные компьютеры.

В Microsoft попытались диверсифицировать бизнес. После того как в 2014 году пост исполнительного директора Microsoft занял Сатья Наделла, компания смогла уменьшить зависимость от продаж Windows и стала крупным игроком в сфере облачных вычислений, уступая только Amazon. Сегодня самые известные продукты компании — программное обеспечение Windows, игровая приставка Xbox и персональные компьютеры Surface — дают только 36% выручки компании. Для сравнения: Google получает 86% выручки на продаже рекламы, у Apple же основным источником доходов остаются айфоны, но количество проданных устройств больше не растет, да и глобальный рынок смартфонов замедлился. Двадцать восьмого ноября акции Microsoft выросли на три процента, и компания впервые за восемь лет смогла обогнать Apple — капитализация 848 млрд долларов против 845 млрд у Apple.

 

Вялые продажи

Для Apple падение этого года не первое, не самое продолжительное и пока не самое крупное. В 2012–2013 годах инвесторы тоже начали массово продавать акции компании из-за замедления спроса на айфоны. Тогда акции за семь месяцев упали на 40%. В 2015–2016 годах ситуация повторилась: опять-таки из-за замедления спроса на айфоны цена акций снизилась на 30% за 12 месяцев. И сейчас акции Apple тоже могут снижаться еще долго.

Текущий год показал снижение спроса на смартфоны одновременно с мощным ростом конкуренции между их производителями. Лидерство удерживает Samsung, а вот Apple отдала второе место по количеству производимых смартфонов китайской Huawei. Для сравнения: в третьем квартале 2018 года Samsung произвел 74,5 млн смартфонов, Huawei — 55,5 млн, а Apple — 47,1 млн.

Первого ноября Apple сообщила, что за четвертый квартал продала 46,8 млн смартфонов — да, по сравнению с третьим кварталом число проданных устройств выросло на 14%, но относительно аналогичного периода прошлого года рост нулевой. Выручка от продаж айфонов, правда, выросла год к году на 29% и составила 37 млрд долларов, но компания не