• USD Бирж 1.08 -10.22
  • EUR Бирж 12.61 -85.94
  • CNY Бирж 28.47 +-15.88
  • АЛРОСА ао 77.47 -0.27
  • СевСт-ао 1914.6 +-2.8
  • ГАЗПРОМ ао 154.13 +-0.24
  • ГМКНорНик 154.52 -0.04
  • ЛУКОЙЛ 7708 +-18.5
  • НЛМК ао 243.42 +-1.14
  • Роснефть 581.05 -1
  • Сбербанк 307.67 +-0.72
  • Сургнфгз 36.415 -0.1
  • Татнфт 3ао 717.7 +-2.7
  • USD ЦБ 91.12 91.31
  • EUR ЦБ 98.31 98.47
20 лет истории
Cобытия

Нелегальным работникам закроют дорогу в Россию

Финансы
Нелегальным работникам закроют дорогу в Россию
Фото: официальный сайт Госдумы РФ
Госдума приняла во втором чтении новую редакцию закона о занятости. Важным его элементом стали поправки, направленные на противодействие серой занятости.

Государственная дума приняла во втором чтении новую версию закона «О занятости населения в Российской Федерации». Изменения в документ были внесены группой депутатов и сенаторов во главе с Вячеславом Володиным и Валентиной Матвиенко. Ко второму чтению в базовый закон были внесены поправки, направленные на противодействие нелегальной деятельности.

«Действующий закон о занятости разрабатывался 30 лет назад. Сейчас принципиально иные формы занятости, другие вызовы и проблемы. Принятие нового закона назрело давно», — отметил ранее председатель ГД Вячеслав Володин.

Новый законопроект дает определения понятиям «занятость», «самозанятость», «платформенная занятость». Уточняется статус граждан, которые могут считаться занятыми или безработными. Среди одобренных ко второму чтению поправок — предложение о фиксации нынешнего размера минимального и максимального пособия по безработице, приравненного к МРОТ, а также его ежегодная индексация.

Документ определяет цели государственной политики в сфере занятости населения, а также принципы правового регулирования отношений в этой сфере. Но есть еще одно важное изменение, которое появилось в документе именно ко второму чтению: закон будет содержать отдельную главу «Противодействие нелегальной занятости».

«Законопроектом предполагается урегулировать и вопросы противодействия нелегальной занятости: установить систему мер по ее сокращению и полномочия органов власти в этой сфере деятельности», — говорится в пояснительной записке к документу. Под нелегальной занятостью предлагается понимать «осуществление трудовой деятельности в нарушение установленного трудовым законодательством порядка оформления трудовых отношений». Действующий закон о занятости порядок борьбы с такой занятостью не регламентирует.

Новый законопроект предлагает правительству утверждать план мероприятий, а также разрабатывать и осуществлять меры борьбы с нелегальной занятостью. Для этого органы исполнительной власти в регионах будут создавать межведомственные комиссии субъектов РФ. Порядок создания таких комиссий установит кабмин. Комиссии смогут запрашивать необходимую информацию, в том числе персональные данные и сведения, составляющие налоговую тайну, у органов государственной власти и местного самоуправления, а также у государственных внебюджетных фондов.

Комиссии смогут направлять в надзорные органы информацию для проведения контрольных и профилактических мероприятий, направленных на противодействие нелегальной занятости. Новые нормы также наделяют Роструд полномочиями вести общедоступный реестр работодателей, использующих труд нелегалов. Порядок ведения такого реестра установит кабмин РФ.

Этот вопрос — проблемный не только для России, но и для других стран, самых развитых, о чем регулярно говорится в докладах и на мероприятиях международной организации труда, отметил в интервью «Эксперту» председатель комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов. «Мы заметно продвинулись в вопросе борьбы с серо-черной занятостью через усиление ответственности, в том числе введения уголовной ответственности, через создание специального налогового режима для самозанятых», — считает он.

Именно поэтому, объясняет депутат, в новой редакции закона о занятости уделено особое внимание полномочиям регионов в борьбе с серой занятостью. Проблема состоит не только в нарушении трудовых прав граждан, но и в формировании будущей пенсии, социальном страховании, «ведь если человек официально не трудоустроен, у него нет отпуска, больничного, а травма на работе не является страховым случаем. То есть у таких людей нет никаких мер социальной поддержки».

Поэтому, уверен Ярослав Нилов, серо-черная сфера занятости — это не только выпадающие доходы бюджета, это нарушение прав граждан. «Со временем, я уверен, система искусственного интеллекта у нас будет анализировать доходы и расходы, и сопоставлять их», — заключил он.

Новый закон о занятости населения, уверена руководитель практики «Трудовое право» адвокатского бюро «КИАП» Юлия Паушкина, повлияет на ситуацию с нелегальной занятостью. «Ни для кого не секрет, сегодня работник зачастую остается один на один с работодателем, отказывающимся заключить трудовой договор. Единственный эффективный способ заставить нерадивого работодателя исполнить требования трудового законодательства — это идти в суд, что для обычных работников сложно, долго и дорого. Поэтому многие из них не хотят портить отношения и продолжают работать без каких-либо социальных гарантий», — говорит она.

Законопроектом фактически создаются новые органы — межведомственные комиссии субъектов РФ, говорит эксперт. «Сейчас полномочия Ростуда без активного участия работников (а в ряде случаев работники сами не хотят работать „в белую“) ограничены — выявить нелегальную занятость ГИТ могут только во время проведения плановых проверок, которые происходят не часто и избирательно. Когда же межправительственные комиссии получат информацию ограниченного доступа (персональные и налоговые данные), вариантов обойти закон станет меньше, количество проводимых внеплановых проверок существенно вырастет, а бизнес задумается — стоит ли попадать в реестр „черных“ работодателей, поощряющих нелегальную занятость», — уверена Юлия Паушкина. Конкретный перечень мер по борьбе с серой занятостью в законопроекте не прописан, обращает внимание старший юрисконсульт КСК Групп Ирина Михеева. Эти меры будут конкретизированы в соответствующих нормативных актах. И чем обернется это нововведение для работодателей, говорить рано.

«Законодатель, — указывает юрист, — пытается добиться положительного результата через механизм принуждения, а не поощрения. В КоАП РФ и так существуют штрафы за нарушение порядка трудоустройства».

Например, за уклонение от оформления трудового договора или за заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения, индивидуальному предпринимателю грозит штраф от 10 до 20 тыс. руб., юридическому лицу — от 50 до 100 тыс. руб. (ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ). За повторное такое же нарушение наказание будет уже ощутимее — дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет для предпринимателя и штраф от 100 до 200 тыс. руб. для юридического лица. Кроме того, попутно могут насчитать и другие нарушения, вытекающие из неоформленных трудовых отношений. За работу с нелегалами штрафы в разы больше для юр. лиц — от 400 тыс. до 1 млн руб.

«Хотелось бы, чтобы был соблюден баланс интересов работника и работодателя, а не создавался дополнительный прессинг на бизнес», — заключает Ирина Михеева.

Материалы по теме:
Финансы, 3 мая 18:00
Снижение Индекса Мосбиржи на неделе немного ускорилось
Финансы, 2 мая 19:45
Средневзвешенная доходность НПФ в 2023 году составила 9,9%
Финансы, 27 апр 18:49
Восходящий тренд Индекса Мосбиржи не закончен
Финансы, 26 апр 19:00
ЦБ далек от смягчения денежно-кредитной политики
Свежие материалы
Протекционизм опасен в больших дозах
Как господдержка экономики подрывает ее развитие
Президент расставил цели
О чем идет речь в новом майском указе
Хороший специалист границ не видит
В мире,
Почти 800 млн квалифицированных работников по всему миру ищут работу за рубежом