• USD Бирж 1.07 +10.29
  • EUR Бирж 12.68 +85.41
  • CNY Бирж 28.53 +-15.95
  • АЛРОСА ао 76.42 +-0.28
  • СевСт-ао 1873.8 +-1
  • ГАЗПРОМ ао 163 -0.89
  • ГМКНорНик 156.52 +-0.4
  • ЛУКОЙЛ 7872 +-13
  • НЛМК ао 230.98 +-0.32
  • Роснефть 581.85 +0
  • Сбербанк 309.21 -0.06
  • Сургнфгз 33.525 -0.05
  • Татнфт 3ао 718.8 +-3.6
  • USD ЦБ 92.01 92.13
  • EUR ЦБ 98.72 98.71
Эксперт меняется
Cобытия

Ответ на вопрос «Зачем?»

Мнения
Ответ на вопрос «Зачем?»
Фото: Гавриил Григоров/ТАСС
Я убежден, чтобы человек, работая, не просто выполнял определенные действия, а вкладывал душу, привносил что-то от себя, приносил всё большую пользу своему работодателю, у него в голове должен быть четкий ответ на вопрос: «Зачем я это делаю?». Ему важно понимать миссию организации и свой вклад в выполнение этой миссии. Приверженность принципам корпоративной социальной ответственности (КСО) — это отличный способ для компании заявить о своей миссии сотрудникам, соискателям работы, жителям региона, где компания ведет свою деятельность, финансовому сообществу, обществу в целом и государству.

В классическом понимании КСО — это парадигма работы компании, в рамках которой она не просто озабочена максимизацией собственной прибыли, но также заботится о физическом и духовном благосостоянии своих сотрудников, принимает участие в жизни города и региона, в котором работает, уделяет внимание экологии и думает о влиянии своей деятельности на развитие страны и благополучие планеты в целом.

Компания может уделять повышенное внимание безопасности труда и создавать хорошо оборудованные медицинские пункты на своих производственных объектах, оборудовать спортзалы, создавать спортивные комплексы для сотрудников и их семей, а также школы для детей сотрудников. Многие компании занимаются реконструкцией и созданием театров и художественных галерей в городах присутствия, спонсируют программы по повышению квалификации сотрудников и доступности различных социальных услуг. Немаловажную роль играет активная позиция бизнеса в создании новых отраслевых стандартов, в том числе в сфере экологии.

В общественном сознании ни у нас, ни за рубежом большинство людей пока ещё не могут четко ответить на вопрос, в чем заключается корпоративная и социальная ответственность компаний. Но, это не значит, что активность компаний в сфере КСО не оказывает прямого влияния на их деятельность, в том числе и на их финансовые результаты. Почему так происходит?

Начнем со сферы GR. Если компания не заботится об экологии или ущемляет права своих сотрудников, то она рано или поздно столкнется либо с вопросами со стороны органов власти, либо с общественными протестами, либо и с тем, и с другим. Это, безусловно, негативно повлияет на её способность получать различные меры поддержки и разрешения со стороны государства, привлекать кадры и инвестиции.

Рассмотрим финансовую сферу. Уже на протяжении долгого времени банки и другие финансовые институты при рассмотрении кредитных и инвестиционных решений обязательно оценивают репутацию компании, а активность и успешность компании в сфере КСО имеет очень высокую корреляцию с репутацией. Например, банки не станут иметь дело с компанией, которая грубо нарушает экологические нормы, насильно переселяет людей, которые живут на территории, где она планирует построить новый завод, ущемляет права своих сотрудников или у которой высокий уровень травматизма на производстве. Наоборот, если компания словом и делом показывает, что она заботится об окружающей среде, создает максимально комфортные и безопасные условия труда для своих сотрудников, вкладывается в строительство и реконструкцию культурных и спортивных учреждений в регионе, где она работает, то это дополнительный аргумент для финансовых организаций в пользу того, чтобы работать с таким клиентом.

Рассмотрим вопрос кадров. Психология человека устроена таким образом, что он должен понимать, зачем он прикладывает к чему-то свои усилия. Большинство людей проводят значительную часть времени на работе, и для того, чтобы они могли по-настоящему раскрываться, работать с душой и сполна реализовывать свои таланты, им необходимо понимать, во имя чего они работают. Удовлетворение потребностей нижних ступеней пирамиды Маслоу («базовых потребностей») — это недостаточный импульс для долгосрочного продуктивного занятия какой-либо деятельностью, для максимального раскрытия собственных талантов. Благодаря технологиям современный человек видит не только то, что его непосредственно окружает, но и страну, и мир в целом. Потребность делать что-то полезное, что-то значимое для общества — это, пожалуй, самый сильный стимул для того, чтобы человек работал с максимальной отдачей. Именно поэтому компании, которые уделяют особое внимание КСО, являются наиболее привлекательными работодателями.

Особенно это важно для молодых людей, перед которыми, согласно опросам общественного мнения и моему личному опыту общения со школьниками и студентами, вопрос «Зачем?» стоит наиболее остро. Они просто не пойдут работать в компанию, которой они не верят.

Опишем некоторые механизмы, благодаря которым компании могут реализовывать проекты в сфере КСО. Если «внутренние» проекты, направленные на повышение благосостояния сотрудников организации, компании могут вести за собственный счет, то для финансирования «внешних» проектов есть выбор: либо поддерживать проекты в рамках благотворительности, либо реализовывать их в партнерстве с государством. Один из механизмов партнерства с государством — «Проекты социального воздействия» — был разработан ВЭБ.РФ. Простой пример: компания хочет создать образовательную базу в регионе своего присутствия по определенной специальности, которая в этой компании востребована. Это повысит уровень образования и заработной платы в регионе, то есть положительно повлияет на общество в целом и решит проблему кадрового обеспечения. Компания нанимает исполнителя проекта, который обязуется за определенный срок создать колледж, соответствующий государственным стандартам, который будет готовить нужных специалистов. Компания на старте проекта полностью его финансирует. Если исполнитель проекта укладывается в срок и создает колледж в соответствии с заявленными стандартами, то государство полностью компенсирует компании-инициатору расходы, а также обеспечивает некоторую доходность от вложения. В России уже было реализовано 4 проекта социального воздействия и 8 находятся в процессе реализации. Данный механизм планируется масштабировать.

В современном мире ни одна компания не может рассчитывать на долгосрочный успех, не уделяя должное внимание факторам корпоративной и социальной ответственности (КСО). Это важно для привлечения, удержания и мотивации кадров, для позиционирования компании в обществе, в отношениях с государством и финансовыми институтами. Несмотря на то, что сам термин КСО не столь хорошо знаком широкой общественности, все заинтересованные стороны, начиная от соискателей работы и заканчивая представителями государства, ожидают от компаний не просто ориентации на максимизацию собственной прибыли, но и искренней веры в собственную созидательную миссию.

Материалы по теме:
Мнения, Вчера 11:30
Где взять рабочие руки
Мнения, 5 мар 10:42
Как в мире борются с бедностью
Мнения, 22 фев 11:31
Что ждет рынок ESG-облигаций
Свежие материалы
Ставка может быть больше
Финансы,
ЦБ далек от смягчения денежно-кредитной политики
Аграрному сектору нужна отраслевая революция
Промышленность,
На создание «национальных чемпионов» в российском АПК необходимо $22 млрд
Трудовые резервы
Мнения,
Где взять рабочие руки