Приобрести месячную подписку всего за 350 рублей
Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

50 самых влиятельных предпринимателей Петербурга

2001

По результатам проведенных исследований "Северо-Запад" составил рейтинг самых известных и влиятельных предпринимателей Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Внедавнем советском прошлом, согласно постулатам диамата, исключительную роль в истории приписывали народным массам. Зато роль личности в общественных процессах искусственно принижалась. Считалось, что личность играет подчиненную, хотя и достаточно важную роль: она замедляет или ускоряет исторические процессы. Господствовавшее в домарксистскую эпоху мнение, что историю по своему произволу творят короли, государственные деятели и полководцы, в стране социализма предали анафеме.

В то же время "погрязший в индивидуализме" Запад давно принял и активно разрабатывает теорию элит, согласно которой череда происходящих в обществе событий во многом определяется политиками и предпринимателями. Причем роль последних во многих случаях определялась как главенствующая, особенно когда речь шла об исторических периодах, характеризуемых серьезными и глубокими сдвигами в общественном устройстве, подобных тем, каковые переживает в настоящее время Россия.

Как бы то ни было, роль элиты как совокупности людей, принимающих решения, в жизни общества значительна - это признается всеми. Не случайно такой популярностью в последнее время пользуются всевозможные рейтинги влиятельности. Однако в большинстве своем они грешат существенным недостатком: влияние представленных в них людей оценивается в первую очередь с точки зрения их политической значимости. А потому предприниматели, которые в эти рейтинги попадают, оцениваются не по комплексному своему влиянию на процессы, происходящие в России или ее регионах, а по своему воздействию на отдельную их часть, политическую. В этом отношении имеют неоспоримое преимущество предпринимательские рейтинги журнала "Эксперт", отличающиеся не только четким обозначением принадлежности оцениваемого лидера к деловой элите, но и расшифровкой понятия влиятельности в соответствии с факторами, которые эту влиятельность определяют.

Как мы это делали

Респондентами нашего опроса стали 100 руководителей высшего и среднего звена крупнейших петербургских компаний, работающие в различных отраслях городской экономики и способные компетентно оценить влиятельность коллег-бизнесменов.

На первом этапе исследования мы просили участников назвать наиболее известных и влиятельных в Санкт-Петербурге предпринимателей. При этом особо подчеркивалось, что бизнес этих людей должен быть в большей степени связан с городской или областной экономикой. В результате мы получили список из 115 кандидатов. Интересно, что по результатам нашего прошлогоднего опроса бизнесменов, которых респонденты отнесли к влиятельным, было около 250 человек. В какой-то мере это говорит о концентрации влияния среди узкого числа бизнесменов. В результате, чтобы исключить попадание случайных людей, нам пришлось в отличие от прошлого года исследовать выборку из наиболее часто упоминавшихся 50 человек. Как и в прошлом году, в нашей выборке не оказалось представителей городских властных структур. С одной стороны, это не может не радовать, поскольку власть и бизнес должны быть отделены. Однако вряд ли эта картина отражает действительность. Скорее всего, наши респонденты просто не видят достойных кандидатур среди политической элиты, предпринимательские и менеджерские таланты которых влияли бы на жизнь региона.

На первом этапе мы попросили респондентов выбрать факторы из предложенного нами списка, которые, по их мнению, определяют влияние деловых кругов. Наиболее значимые были взяты за основу на следующем этапе исследования. Вот эти факторы:

- размер контролируемого капитала. Чем большими суммами оперирует предприниматель, тем больше его возможность влиять на события, происходящие в обществе;

- сектор экономики, в котором работает предприниматель, или значимость контролируемого им предприятия для региона. Не нужно особых комментариев, чтобы понять, что директора Ленэнерго или Лентрансгаза уже в силу занимаемых должностей будут весьма влиятельными лицами;

- контроль над средствами коммуникаций, в первую очередь речь идет о СМИ. Причем контроль может быть как финансовый - у собственника средств массовой информации, так и связанный с харизмой и открытостью предпринимателя для прессы или профессионализмом его пресс-службы;

- связь с властными структурами. Чем ближе предприниматель к государству, к его ресурсам, тем выше его влияние. Причем это верно по отношению как к центральной власти, так и к региональным властным структурам. Недаром многие предприниматели стремятся войти и входят в структуры государственной власти;

- профессионализм, умение привести свое предприятие к успеху. Этот фактор является источником влиятельности предпринимателя, заставляет прислушиваться к его мнению как коллег, так и политиков;

- принадлежность к группе влияния, связи предпринимателя как в среде политической (например, с лидерами политических движений), так и предпринимательской (партнерские отношения с другими влиятельными бизнесменами). Проще говоря, если ты связан с "Интерросом", "Газпромом", "Сургутом" или дружен с Чубайсом , то и отношение к тебе особое.

На втором этапе список предпринимателей был произвольно разбит на пять групп, и для каждой из них составлена отдельная анкета. Каждый из ста наших экспертов, отбор которых производился тем же образом, что и на первом этапе исследования, получил свой список из 10 влиятельных бизнесменов. Эксперты должны были оценить по 10-балльной шкале общий уровень влияния каждой из предложенных им кандидатур, а также определить, на каких факторах влияния этот уровень базируется. Полученные данные представлены в нашем списке.

Интересно, что значимость шести выбранных нами факторов влиятельности пятидесяти предпринимателей, вошедших в выборку, оценивается респондентами практически одинаково. Единственным исключением, по мнению опрошенных, является критерий контроля над средствами коммуникаций (несмотря на то, что в списке есть люди, контролирующие отдельные городские СМИ). Тут можно предположить, что уровень влиятельности городских газет и радиостанций низок, а потому владение ими к влиятельности их хозяев ничего не добавляет. Из остальных факторов, определяющих влияние по мнению респондентов, наименьшее значение имеют связи с властными структурами, хотя для отдельных представителей предпринимательской элиты они все же играют весьма значительную роль.

Какие же изменения произошли по сравнению с прошлым годом? Как мы уже отмечали, возросла концентрация влияния. Выяснилось, что количество влиятельных бизнесменов в Петербурге не так уж и велико. Как отметил один из специалистов, к которому мы обратились за комментарием, большинству бизнесменов города на Неве не хватает размаха и широты взглядов. Количество рыночных ниш, реально позволяющих оказывать влияние на процессы, происходящие в регионе, незначительно, а конкуренция за контроль над ними жесточайшая. Не случайно многие предприниматели, начав дело в Петербурге, в дальнейшем, стремясь расширить бизнес, переносили штаб-квартиру в Москву.

Если говорить о конкретных изменениях, то можно отметить рост влияния двух бизнес-групп. Реструктуризация Санкт-Петербургского Сбербанка с передачей ему части функций управления Сбербанка России значительно усилила влияние его руководителей Владимира Шорина и Леонида Шаца. Возросло влияние руководителей и владельцев крупнейшего коммерческого банка Северо-Запада ПСБ СПб, который упрочил свое положение и успешно распространяет влияние на другие регионы. Переход контроля над предприятиями питерского энергомашиностроения к группе "Интеррос" вывел в группу влиятельных лиц генерального директора ЗОАО "Силовые машины" Евгения Яковлева. Можно также отметить рост влияния предпринимателей Александра Несиса и Захара Смушкина, что во многом определено возросшим влиянием на региональную экономику групп предприятий, которые каждый из них возглавляет. Следует отметить, что выход на федеральный уровень бизнеса таких предпринимателей, как Владимир Коган, Таймураз Боллоев и Александр Няго, разумеется, не мог не отразиться на повышении их влиятельности в нашем регионе.

Без влиятельности худо

Но как сами предприниматели оценивают фактор влиятельности? Насколько он помогает им в бизнесе? Для ответа на этот вопрос мы провели интервью с несколькими влиятельными людьми, попавшими в нашу выборку.

Большинство из них не отрицает связи уровня влияния с деловыми успехами. По мнению президента "ЭГО-Холдинга" Александра Кашина, "в российских условиях влиятельность лидера очень часто обеспечивает более 50 процентов успеха компании. Есть масса примеров, когда потеря влиятельности лидера делала компанию беззащитной перед конкурентами и агрессивной внешней средой". С ним согласен и президент "Международного банка "Санкт-Петербург"" Сергей Бажанов: "Без влияния нельзя. Работа в российском бизнесе - это заплыв против течения бурной реки. Как только ты станешь беспечным, будешь исходить из того, что ты богат - течение отнесет тебя и разобьет о скалы. Сегодня личный рейтинг лидера важнее, чем марка бизнеса. Когда влиятельный менеджер возглавляет новое предприятие, он сразу импортирует на него значительный резерв доверия к компании". Председатель правления ОАО "Петербургский мельничный комбинат" Александр Аладушкин отмечает, что "у процесса должна быть фамилия". Особенно важно имя лидера в сфере услуг - например, для бизнеса Татьяны Парфеновой оно имеет большее значение, чем, скажем, для предприятия Анатолия Чубайса.

Говоря о влиянии как факторе успешности в бизнесе, предприниматели подчеркивают и наличие обратной связи: чем успешнее идут дела у бизнесмена, тем выше его влияние. Так, Сергей Бажанов считает: "Прямо пропорционально тому, насколько большую рыночную нишу занимает предприниматель, растет и его влияние. Оно - прямая функция от успешности бизнеса". "Я знаю ряд людей, влиятельных в прошлом, за которыми сейчас ничего не стоит, и соответственно, их влияние утеряно, - говорит Александр Аладушкин. - Влиятельные питерские бизнесмены - Рыдник, Коган - в первую очередь ассоциируются с развитием бизнеса и в количественном и в качественном плане". "Влияние - это система с обратной положительной связью", - считает генеральный директор ОАО "Телекоминвест" Александр Няго. За счет новых прорывов, успешных сделок растет и влияние, которое, в свою очередь, позволяет достигать новых целей.

Главное - имидж и идеи

Были бы деньги, а влияние придет, считает один из наших респондентов. "Да, в какой-то мере, - соглашается с ним Александр Аладушкин, - если взять 50 самых богатых и 50 самых влиятельных, я думаю, эти списки пересекаются процентов на 70. Но сами по себе деньги ничего не значат, да и связи тоже. Еще более важный ресурс - информация, но и он не так важен. Это не более чем инструменты. Влияние определяется репутацией". При этом Александр Аладушкин подчеркивает, что ее необходимо постоянно поддерживать: "Репутация - такая штука, ее не перепишешь. Сколько ты потом ни построил церквей, ни отстоял молебнов, она не изменится. Невозможно за один день стать влиятельным, но, наоборот, перестать быть влиятельным за один день - можно. Если тебя морально растоптали, даже пусть все имущество сохранилось, бесполезно рассчитывать на старые связи: люди перестанут реагировать на твою фамилию".

"За прошедшее десятилетие сложился новый круг влиятельных людей, - говорит Сергей Бажанов. - За каждым человеком стоит история, определенное реноме, память о том, как он провел свой бизнес через кризисы. В частности, на финансовом рынке, который мне ближе, сложились четкие системы доверия - с этим можно иметь дело два дня, с этим - дольше".

Один из важнейших факторов влияния отметил в разговоре с нашим корреспондентом генеральный директор ЗАО "Силовые машины" Евгений Яковлев: "Необходима некая идея, которой можно увлечь команду людей, превратив их в команду единомышленников. Продуманная идеология бизнеса обеспечивает влиятельность руководителя". Отсутствие созидательной "идеи с большой буквы" создает сложности не только для самого бизнеса, но и мешает общественности воспринимать его руководителя, дезориентируя возможных партнеров. Это не значит, что без внятной идеи, как развивать бизнес, предприниматель не может быть влиятельным, однако ее отсутствие делает его положение среди элиты весьма уязвимым.

Извечный вопрос

Должен ли бизнесмен использовать свое влияние для воздействия на власть? Ответ на этот вопрос не так однозначен. "В некотором смысле должен, а в некотором - ни в коем случае, - считает генеральный директор "Ленэнерго" Андрей Лихачев. - Если речь идет об оказании каких-то предпочтений конкретному предпринимателю - то ни в коем случае. С точки зрения влияния как элемента обратной связи - да, безусловно. Потому что власть должна получать сигналы, в том числе и от бизнеса. Кроме того, ведь есть еще и ответственность бизнеса перед обществом, выражающаяся в замене неэффективного контроля государства над экономикой на более эффективный контроль со стороны общественных институтов, в том числе и бизнеса".

"Мало кто задумывается о том, как жизнь обычных людей зависит от совести и порядочности влиятельных людей, - говорит Александр Аладушкин. - Мы никогда не будем поддерживать политика на выборах только из-за того, что он является на сто процентов проходным. В Ленинградской области и в Петербурге есть всего лишь несколько человек, на которых мы будем ставить, даже будучи уверенными, что у них нет шансов. Один раз не прошел, в другой не прошел, а в пятый - прошел. Потому что мы видим в нем личность. И это не желание видеть своего человека во власти, это желание, чтобы во власти был нормальный человек. И если после этого он перестанет с нами здороваться - и слава богу, общество получит нормального представителя власти".

И вообще, считает Александр Аладушкин, все идет к тому, что настоящее влияние предпринимателя будет определяться его социальной ролью. Задачами, которые он решает, целями, которые он формулирует и результатами, которых он добивается. И это будет настоящее влияние.

Санкт-Петербург

Топ-50 влиятельных бизнесменов
«Эксперт Северо-Запад» №5 (34)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама