Прощание с зоной?. .

Экономика и финансы
Москва, 04.06.2001
«Эксперт Северо-Запад» №10 (39)
Закон Мурманской области о зонах экономического роста признан Верховным судом РФ не подлежащим применению

Закон Мурманской области "О зонах экономического развития (роста)" предусматривал введение льготного режима налогообложения для убыточных предприятий и депрессивных районов Кольского полуострова, а также для производств, зарегистрированных на территориях зон. Казалось бы, целесообразность такого правового акта ни у кого не вызывала сомнений. Однако еще на стадии принятия закона его положения были оспорены местной прокуратурой. После длительных судебных баталий Верховный суд России поставил окончательную точку, признав областной закон не соответствующим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению.

Решение Верховного суда стало приговором не только для северной зоны ОАО "Мурманская судоверфь". По существу, вне закона оказались сразу все действующие в стране налоговые оазисы, созданные региональными властями.

Между "да" и "нет"

В общих чертах статус свободных экономических зон определяет Киотская конвенция 1973 года. Однако конкретные требования к созданию зон и условиям их функционирования каждая страна должна разрабатывать для себя самостоятельно.

В отличие от многих других государств, вставших на путь рыночного развития, Россия со своей "конкретикой" не определилась и поныне: проект федерального закона о свободных зонах вязнет в депутатских дискуссиях.

Тем не менее в регионах достаточно быстро нашли "суррогаты": на местном уровне принято уже более полутора сотен правовых актов о так называемых зонах экономического развития. В начале 1999 года закон "О зонах экономического развития (роста)" появился и в Мурманской области. Он установил возможность предоставления резидентам зон льгот по платежам в областной и местные бюджеты, а также областные внебюджетные фонды. Правда, с оговоркой, что конкретный размер всех льгот определяется адресно при создании каждой зоны.

На разработку этого базового документа, позволяющего лепить зоны, словно пирожки, северные чиновники и депутаты затратили более двух лет: прокуратура Мурманской области упорно аттестовала его как бесперспективный. По мнению профессиональных юристов, разрабатываемый правовой акт изначально противоречил целому букету федеральных законов.

После долгих дискуссий региональная власть сочла возражения прокуратуры неубедительными. Основной аргумент народных избранников был таков: между Мурманской областью и федеральным центром подписан договор о разграничении полномочий и предметов ведения. Согласно букве этого договора местные депутаты вправе заниматься опережающим правовым регулированием, если нет соответствующего закона РФ.

Администрация области, как и Дума, отказалась дать "задний ход", и к исходу 2000 года на Кольском полуострове появился первый налоговый оазис.

Судебная экспертиза

Депутатская ссылка на опережающее законотворчество отнюдь не убедила работников прокуратуры. "Да, субъект федерации может осуществлять собственное правовое регулирование в отсутствие федерального закона, - говорит Елена Посыпанко, старший прокурор отдела по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов прокуратуры Мурманской области, - но только по предметам совместного ведения, которые перечислены в ст. 72 Конституции РФ. Среди названных в этой статье нет ни одного предмета совместного ведения, имеющего хотя бы какое-то отношение к созданию зон экономического развития. Следовательно, разработка подобного законодательства - не в полномочиях региональных органов власти. Это компетенция федерального центра".

Три месяца назад в Мурманске состоялось заседание областного суда, рассмотревшее исковое заявление прокурора области - Дмитрий Милосердов требовал признать местный закон о зонах не подлежащим применению. Однако суд, выслушав доводы сторон, отказался удовлетворить прокурорский иск.

Подобное решение стало неожиданностью не только для критиков, но и ярых сторонников многострадального документа. Намерение прокуратуры обжаловать постановление областного суда в суде Верховном региональная власть восприняла едва ли не с воодушевлением.

"Если рассмотрение дела действительно будет продолжено в Верховном суде, это может оказаться полезным не только для Мурманской области, но и для других субъектов Федерации, - заявили в областном департаменте. - Не секрет, что именно несовершенством и противоречивостью федерального законодательства обусловлена сегодня большая часть отечественных правовых коллизий. Поставив точки над "i" хотя бы в вопросе о зонах экономического развития, Верховный суд тем самым даст регионам возможность более энергично решать вопросы социально-экономического развития своих территорий. А не ждать, пока очень нужный закон примут в Москве".

Увы, ждать все-таки придется - Верховный суд России в полном объеме поддержал кассационный протест прокурора Мурманской области. Северный закон о зонах экономического развития признан и "не соответствующим", и "не действующим", и "не подлежащим применению". Решение вступило в силу 14 мая и с этого дня подлежит безусловному исполнению. Пока, правда, только на Кольском полуострове.

Мурманск

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №10 (39) 4 июня 2001
    Санкт-Петербург - 2003: Навстречу юбилею
    Содержание:
    Реклама