Немного ягод в холодной воде

Культура
Москва, 18.06.2001
«Эксперт Северо-Запад» №11 (40)
"Якоб Ленц" в церкви Петра и Павла

В июне все громкие оперные события обычно связаны с фестивалем "Звезды белых ночей". Но на сей раз можно было наблюдать шальную звезду, вспыхнувшую далеко от мариинской орбиты, - в церкви Петра и Павла на Невском состоялась российская премьера оперы Вольфганга Рима "Якоб Ленц".

Реальный Якоб Ленц (1751-1792), немецкий поэт эпохи "Бури и натиска", "радость Германии и слава Лифляндии", не раз, наверное, прогуливался по Невскому проспекту - он приехал в Петербург в надежде получить место при просвещенном екатерининском дворе, затем перебрался в Москву. Безвременная гибель добавила романтическому герою - изгнаннику, поэту, мечтателю, "бурному гению" - трагический ореол. Якоб Ленц поселился в новелле Георга Бюхнера, а оттуда шагнул в партитуру Вольфганга Рима.

Премьера - образцовый пример того, как надо готовить событие в таком коварном жанре, как "современная немецкая опера". Пол-мая с афиш города исподлобья угрюмо смотрел главный герой демонической огненно-рыжей масти. Что это за рок-группа едет с таким поп-артовским солистом, недоумевали заинтригованные прохожие, не признавшие с ходу оперного певца Андрея Славного, и запоминали имя "Якоб Ленц". Оказывалось, что приглашают не на стадион, а в лютеранскую кирху. А за таинственным сочетанием "опера + мультимедиа" стоят режиссер Андрей Могучий, художник Михаил Бархин, "мультимедийщик" Ростислав Попов. Даже если имена композитора Рима и дирижера Мальте Кройдла не вызывали потока ассоциаций, марка института Pro Аrte, организовавшего событие, и Гете-Института, патронировавшего его, внушали уважение. Из всех "западных культурных миссий" немцы наиболее музыкально разборчивы, а eNsemble Pro Аrte за прошедший сезон стал синонимом передовых идей и провокационных экспериментов.

"Якоб Ленц", написанный в 1977 году, все еще является для Петербурга новинкой, все остальные репертуарные опусы старше его на несколько поколений. В то же время это уже почти современная классика - Рим востребован Европой на все 300 написанных им опусов, но малоизвестен широкой публике у нас: в Петербурге исполнялись лишь два его крупных произведения: "Песни Вельфли" в 1988 году на Третьем международном музыкальном фестивале и фрагменты "Серафима", музыкального театра инструментов и голосов, в 1996 на "Звуковых путях". Таким образом, постановка преследовала несколько целей: поместить хоть что-то в зияющую черную дыру в коллективном сознательном на месте современной зарубежной оперы - раз, дать возможность исполнителям и создателям спектакля поиграть новым материалом - два, сделать из оперного спектакля как такового привлекательное модно-актуальное событие (публика, прождавшая на паперти лишних полчаса перед представлением, была сама себе спектаклем) и, быть может, подвигнуть другие культурные миссии на что-то похожее и масштабное, - три и четыре.

Белый просторный храм, чей интерьер пребывает на полдороге от церкви к бассейну и обратно, своей странной природой (базилика со спортивными трибунами) усиливает черты мистерии в камерной опере для трех персонажей. Исполнители и оркестр находятся "на дне", а публика рассеяна на трибунах вокруг. Перемещающийся хор - "голоса природы", тревожащие Ленца, ищущего гармонии в мире, - из-за отсутствия кулис не покидает сцену и ни на секунду не выпускает свою жертву из виду. Звонкие таинственные Голоса в белых балахонах то взбираются на подвижные металлические конструкции, из которых складываются и горы, и долины, и дома, то прячутся в алтаре. Странствия и мытарства героя также ограничены этими трехмерными шведскими стенками-пирамидами, но благодаря их постоянным трансформациям смятенный Ленц все время находится в пути - ходит по кругу, гонимый страхом и одиночеством. Тщетны его попытки избавиться от страданий, найти дом, покой, "божественный свет".

Для режиссера Андрея Могучего постановка оперы стала продолжением мультимедийных опытов Формального театра. Неизбежную статику оперы оживляли экраны, которые помимо "готического" русского текста (опера исполнялась на немецком) транслировали и "навязчивые идеи" героя: водная рябь манила и сулила забвение, в хаосе сознания, среди точек и тире, вспыхивали реплики типа "пришло время умереть" или "откройте текст шестой картины". Все послушно разворачивали листочки с текстом шестой картины; возможно, и в остальном публика завороженно следовала за авторами спектакля, визуально преодолевая тяжелый депрессивный саунд спектакля.

Выбирая сюжет Бюхнера, Рим стилистически аппелирует к другой знаменитой бюхнеровской драме, положенной на музыку, - "Воццеку" Альбана Берга. В поисках "психологизма" деталей Рим опирается на ритмически рваные фразы, аффектированную мелодику, сумрачные низкие тембры - из струнных в партитуре только виолончели, из духовых низкие деревянные, труба, тромбон, сквозь них порой слышен дребезжащий меланхоличный тембр клавесина, усиливающий впечатление душевной дисгармонии. Все сокрушает резкий агрессивный большой барабан вкупе с неприятными надсадными металлическими ударами. Свет прорывается в оперу лишь с высокими голосами хора, заполняя храмовую акустику полетной кантиленой. Андрей Славный, проведший на сцене все полтора часа оперы, подтвердил репутацию "умного" певца, способного выучивать головоломные и голосоломные партии. Как он сам признается, чтобы петь Ленца, надо находиться в позиции врача по отношению к больному, ко всем неисполнимым местам и немыслимым звукам, предписанным Римом. Но удовольствия от вокала больше доставил друг Ленца Кауфман в исполнении Федора Леднева, в его светлом легком теноре было гораздо больше красок и нюансов.

Такие они, замороженные ягоды, которые оттаяли на русской почве спустя 20 лет. Вкус, конечно, не тот, но витамины сохранились. И в строгой академической театрально-музыкальной диете Петербурга подобный спектакль - несомненное лакомство.

Санкт-Петербург

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №11 (40) 18 июня 2001
    В поисках Северо-Запада
    Содержание:
    Единство противоположностей

    Инвестиционный риск и потенциал регионов Северо-Запада в 1999-2000 гг.

    Экономика и финансы
    Общество
    Без рубрики
    Реклама