Проще чем угнать

Спецвыпуск
Москва, 16.07.2001
«Эксперт Северо-Запад» №13 (42)
Набирающий обороты лизинг автомобилей увеличивает объем авторынка

В качестве одного из показателей, косвенно подтверждающих то, что экономика России оправилась от кризиса трехлетней давности, можно рассматривать увеличение объема заключаемых лизинговых сделок с автотранспортом. В ответ на запрос "Эксперта С-З" ведущие лизинговые компании, работающие на автомобильном рынке, отметили почти двукратный рост объемов заключаемых договоров по автотранспорту за первые пять месяцев этого года по сравнению с тем же периодом прошлого года. И, по их мнению, это далеко не предел. Объемы лизинговых операций с автотранспортом могут увеличиться на порядок даже при нынешнем уровне доходов потребителей этой услуги. Но для этого все участники сделки должны стать гибче и демократичнее.

Потенциал автомобильного лизинга очень высок, так как экономическую выгоду от заключения договора получают все его участники. В сделке по передаче автомобиля в лизинг участвуют четыре стороны: лизингодатель (лизинговая компания), лизингополучатель (компания, которая будет эксплуатировать автомобиль), банк и страховая компания (см. схему). Проблемы начинаются уже на первом шаге.

Продавец

До сих пор многие петербургские автомобильные дилеры не предлагают в списке своих услуг продажу через лизинг. Очень распространена ситуация, когда дилер сам отговаривает покупателя от заключения лизингового договора. Причина этого в том, что процедура рассмотрения заявки на лизинг в лизинговой компании занимает от двух недель до полутора месяцев. При этом никто не даст гарантию, что будет принято положительное решение или что сделка не распадется из-за дополнительно выдвинутых лизинговой компанией условий. А покупатель за это время может уйти.

Чаще всего покупатель предпочитает прибрести именно тот конкретный автомобиль, который он выбрал. Из-за этого в случае покупки в лизинг дилер вынужден "держать" машину в течение всего срока рассмотрения заявки. Хороший дилер реализует около 30 легковых автомобилей в месяц. Задержка пары машин на срок более двух недель вызовет падение оборота, а значит, снижение финансовых результатов компании.

Если дилер не имеет устоявшихся партнерских отношений с лизинговой компанией, то последняя вполне может рекомендовать обратившемуся клиенту воспользоваться услугами другого дилера. Если окажется, что указанный дилер является эксклюзивным представителем автопроизводителя в регионе, то покупателя могут уговорить выбрать другую марку автомобиля. Впрочем, как заметил Даниил Карпиченко (начальник отдела продаж компании "Вехо"), хороший продавец может настроить клиента так, что никакой другой автомобиль тот не захочет.

Лизингодатель и банк

Лизинговая компания принимает решение о заключении сделки на основании представленных учредительных документов покупателя, баланса за отчетный период и сведений о движении средств по банковским счетам. Как правило, этого списка вполне достаточно. Некоторые лизинговые компании требуют предоставления бизнес-плана или технико-экономического обоснования, что сделать крайне проблематично. Легковой автомобиль сам не зарабатывает денег, выполняя "разгонную" или представительскую функцию, что делает написание таких документов бессмысленным.

Отпугивает потенциальных клиентов лизинга и необходимость внесения залога. Залог требуют, как правило, за неликвидную на вторичном рынке технику. Также практикуется залог в том случае, если клиент не хочет платить первый взнос. Ряд лизинговых компаний берет залог вне зависимости от выбранной техники, будь то сделанный на заказ мощный кран или представительский автомобиль.

У любой лизинговой компании есть свои пределы по сумме предоставленных в лизинг автомобилей. Они определяются банком, который фактически кредитует лизинговую компанию на приобретение техники. Таким образом, максимальный размер договора зависит от банка, с которым работает компания. Впрочем, все зависит от конкретной ситуации. Так, по словам заместителя генерального директора компании "ПЛ-Лизинг" Вячеслава Брадчикова, за всю историю работы компании не было такого случая, чтобы банк оказался неспособен выдать кредит на сумму договора.

Нередко клиенты просят у лизинговой компании предоставить им право свободно выбирать страховую компанию. Многие предприятия уже имеют отношения с какой-либо страховой компанией, пользуются скидками и льготами и не хотят плодить лишние документы. Поэтому когда лизинговая компания навязывает свою страховую компанию, это вызывает недовольство клиента. Клиенты недовольны и в том случае, когда все форс-мажорные обстоятельства договор лизинга трактует в пользу лизингодателя.

Главное, в чем сходятся все заинтересованные в лизинге стороны, - это недостаточная просветительская работа лизинговых компаний. Руководители предприятий, как правило, имеют весьма поверхностные знания о схемах лизинга и тех преимуществах, которые дает их реализация. Эта работа очень кропотливая и требует высоких затрат, на которые лизинговые компании пока не готовы.

Клиент

Даже при стремлении компаний к финансовой прозрачности фирмы зачастую предпочитают старые схемы приобретения автотранспорта, которые, как ни странно, обходятся даже дороже лизинговых (см. таблицу). Главным тормозом на пути лизинга, особенно дорогих представительских автомобилей, чаще всего выступают отношения собственника предприятия и наемного менеджмента. Собственники не одобряют лизинг, так как подозревают менеджеров в стремлении по истечении его срока стать собственником дорогого автомобиля за бесценок. Действующая для автомобильного лизинга ускоренная амортизация с коэффициентом 3 позволяет в течение трех лет списать автомобиль и реализовать его за символическую плату. Это нередко является одним из мотивов при принятии решения о лизинге.

Все к лучшему

По словам коммерческого директора компании "Евросиб-Авто" Сергея Вайнера, лизинг значительно расширяет рынок, так как приводит в салоны тех покупателей, которые на обычных условиях приобрести автомобиль не могут. Покупатель получает рассрочку, ускоренную амортизацию, сокращает налогооблагаемую базу, уходит от необходимости содержать автохозяйство. Кроме того, автомобиль может стать для всех участников сделки "пробным камнем" перед приобретением в лизинг дорогостоящего оборудования, недвижимости, получения кредита. Страховая компания получает хорошо предсказуемого клиента, может рассчитывать свои риски и прививает культуру страхования.

Разные лизинговые компании приобретают для своих клиентов от 8 до 250 автомобилей в год. Как правило, автомобильный лизинг не является приоритетным в деятельности компаний. Исключением являются "ПЛ-лизинг" и "БАЛТ-ИНВЕСТ". У последней доля автомобилей в общем объеме бизнеса составляет около 75%. По нашим расчетам, основанным на данных лизинговых компаний, общий объем рынка в 2001 году составит около 18 млн долларов, что примерно на 8 млн меньше объема прошлого года. Результаты 2002 года должны превысить 25 млн долларов. Тому есть хорошие предпосылки.

Как утверждает Сергей Вайнер, специально для работы с клиентами, выбравшими приобретение в кредит или лизинг, в салоне компании работает отдельный менеджер, который помогает клиенту выбрать оптимальную финансовую схему и лизинговую компанию. В настоящее время сразу несколько дилеров предлагают лизинговым компаниям выкуп машины клиента по ее остаточной стоимости или принятие в зачет при покупке новой в качестве авансового платежа. Это снимает перед лизинговой компанией задачу реализации автомобиля в случае нарушения лизингового контракта и в случае появления у клиента желания продать машину.

Из приведенной таблицы видно, как компания может сэкономить на лизинге даже в абсолютном выражении. Среднее удорожание автомобиля при лизинговой сделке составляет около 10% в год, или около 26% за весь срок лизинга. Некоторые дилеры идут навстречу клиентам, выбравшим лизинг. Так, "Лаура" (дилер GM) предоставляет скидку 10% при покупке в лизинг более 2 машин. Кроме того, ряд автопроизводителей (например, Nissan и Kia) предоставляют гарантию на весь срок лизинга (до 3 лет), влияя таким образом на выбор клиентов лизинга. Кроме того, некоторые лизинговые компании предоставляют автомобили в лизинг даже частным лицам (как правило, топ-менеджерам крупных компаний). В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе РФ находится проект изменений в Налоговом Кодексе, который затрагивает также и вопросы лизинга. Так, депутатов волнует факт приобретения физическими лицами дорогих автомобилей после того, как они прошли списание с баланса по ускоренной амортизации. Налицо легальный способ ухода от налогов. Поэтому предлагается уменьшить коэффициент ускоренной амортизации с 3 до 2, что продлит срок списания автомобиля. Впрочем, вряд ли кто откажется стать владельцем трехлетнего Mercedes, приобретенного в салоне за 80 тыс. долларов, заплатив всего двадцать тысяч, а то и вовсе подождать пять лет, чтобы купить его за пятьсот рублей. Да и представители лизинговых компаний и продавцы автомобилей также не считают, что новый закон внесет большие изменения в динамику развития лизинга.

Санкт-Петербург

Лизинг в США

В США 97% всех продаж автомобилей осуществляется в кредит или через лизинг. Доля лизинга в этом объеме составляет около 40%. Схема лизинга отличается от принятой в РФ. Лизинговые платежи рассчитываются исходя не из общей стоимости автомобиля с учетом маржи банка и лизинговой компании (ЛК), а исходя из разницы между стоимостью новой машины с учетом доли банка и ЛК и стоимостью подержанной на момент окончания договора лизинга. Это позволяет значительно сократить размеры ежемесячных выплат по договору лизинга. Естественно, пробег влияет на стоимость машины, поэтому максимальный пробег автомобиля ограничен. В случае его превышения клиент платит отдельно за каждую милю. При продаже в лизинг автопроизводители централизованно дают скидку дилеру. Размер этой скидки покрывает издержки клиента при выборе лизинга так, что увеличения стоимости машины он не замечает. По окончании договора лизинга клиент может выкупить автомобиль, но редко пользуется этим правом, так как стоимость приобретения подержанной машины по затратам оказывается сравнима с приобретением новой. Получить автомобиль в лизинг может даже физическое лицо. Для этого достаточно назвать номер социального страхования, по которому продавец может узнать всю кредитную историю клиента и принять решение о заключении сделки, воспользовавшись советом, содержащимся в электронном досье клиента.

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №13 (42) 16 июля 2001
    Реформа образования
    Содержание:
    Школьный дефолт

    Цена "бесплатного" образования

    Спецвыпуск
    Реклама