Любовь - это вещь

Спецвыпуск
Москва, 23.12.2002
«Эксперт Северо-Запад» №48 (109)

Начиная с ноября в интерьерной галерее STILHAUS петербуржцам предоставляется возможность познакомиться с мебельными шедеврами голландской компании Gelderland. Голландцы в европейском дизайне - фигуры заметные, блеснуть умеют. Берут в основном великолепным качеством и функциональностью и стараются не переутомлять буржуазного клиента тяжелыми концептуальными изысками. Gelder-land - одна из тех компаний, что эту стратегию голландского дизайна как раз и вырабатывали, ни много ни мало, 65 лет. В этом непростом занятии ей помогали дизайнеры, хорошо известные в мебельных сообществах - Ян де Буври, Хенк Вос, Стефан Стеенкист и Эсенсо.

Появление Gelderland в своем салоне STILHAUS обозначил с завидной артистичностью - петербургской галереей была инициирована весьма примечательная инсталляция. Мебель, и как артефакт, и как функция, неизбежно апеллирует к миру эксплицитных ощущений и осуществляет зримую связь между рациональным и подсознательным. В этом контексте первым удачным шагом стало название акции - "Любовь вещей, любовь к вещам, вещественные доказательства любви, любовь - это вещь". Для жанра инсталляции это половина успеха. Строго говоря, инсталляция - это отрицание всех остальных жанров, антиискусство, не искусство вообще, а лишь его провокация, в широком смысле - эксплуатация формулы Энди Уорхолла о том, что искусством может быть все. В этом контексте ценным достоинством инсталляции может стать ее относительная функциональность.

Реализовать означенный замысел в галерею STILHAUS была приглашена творческая мастерская Елены Бомаш и Ольги Стебаковой. Тема любви в мире вещей в их интерпретации была не лишена тонкой иронии. Объектом вдохновения петербургских дизайнеров стал диван. Прелесть инсталляции заключалась в том, что сам объект оказался фактически скрыт от глаз. Его тщательно задрапировали, укутали и запеленали, как младенца, нежной материей. Просившиеся наружу (к воображаемому клиенту) формы выдавали стройный псевдоклассический стиль инсталлированной вещи. Пространство перед диваном было небрежно устлано красным женским бельем. Впрочем, уютная атмосфера интерьерной галереи элегантно скрадывала провокационную сущность этой детали.

Концепт любого красного белья - привлечь внимание иного пола. В рамках представленной инсталляции - привлечь внимание к скрытому от глаз объекту современного дизайна и заочно инспирировать к нему влечение. Любовь, как было заявлено, - это вещь. Вызов был принят, и посетившие STILHAUS гости с радостью вторглись в пространство инсталляции, после чего ее авторы осыпали их упомянутыми предметами женского туалета. Что, видимо, символизировало "вещественное доказательство любви".

Впрочем, этим акция не исчерпывалась. Напротив дивана были инсталлированы два ослепительно красных шкафа! Их произвела на свет бельгийская фабрика Juventa усилиями дизайнера Петера Ван Рита. К слову сказать, Juventa реализует также проекты еще одного знаменитого фламандского дизайнера - Ван Гога (разумеется, потомка известного художника). Шкафы, хотя и обрамленные материей, были все же открыты общественности целиком. Столь откровенное инсталлирование стильных предметов наводило на мысль о том, что их можно любить и без доказательств, то есть без хорошо узнаваемых женских аксессуаров. Шкаф есть лишь их вместилище и символ нашей "любви к вещам". С этим вызывающим тезисом оказались солидарны посетившие инсталляцию в STILHAUS известные дизайнеры города.

У партнеров

    Реклама