Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Теснота - залог развития

2004

Объем рынка аудиторско-консалтинговых услуг на Северо-Западе растет почти такими же темпами, как и в целом по России. Однако местным компаниям становится на рынке все теснее, и они устремляются в другие регионы страны

Журнал "Эксперт Северо-Запад" провел краткий анализ деятельности аудиторско-консалтинговых компаний по итогам первого полугодия 2004 года. Материалы для обзора предоставили лишь около половины компаний региона (данные по крупнейшим из предоставивших информацию отражены в таблицах), но даже эта информация позволяет сделать определенные выводы.

Десятая доля

Главный вывод - рынок аудиторско-консалтинговых услуг растет на Северо-Западе примерно такими же темпами, как и в среднем по России. По итогам первого полугодия объем выручки крупнейших аудиторско-консалтинговых компаний в целом по стране вырос на 34% (по данным "Эксперт РА"), на Северо-Западе рост составил 32%. В этом смысле Северо-Западный федеральный округ может считаться лакмусовой бумажкой состояния всего рынка: здесь нет такого количества аудиторов, как в столице, однако велика концентрация бизнеса с его потребностями в консалтинге и аудите. Есть и другое сходство с рейтингом, традиционно составляемым "Эксперт РА", - крупнейшие аудиторско-консалтинговые компании сосредоточены в административном центре. Так, если в общероссийском рейтинге крупных аудиторов преобладают московские компании, то в таблице лидеров Северо-Запада - петербургские.

В целом по стране на аудиторов, зарегистрированных на Северо-Западе, приходится порядка 10% рынка аудиторских и консалтинговых услуг. Это косвенно подтверждают и данные "Эксперт РА": в первую двадцатку крупнейших аудиторско-консалтинговых групп России по итогам первого полугодия вошли две северо-западные - "МКД" (Санкт-Петербург) и "Новгородаудит", а в первую сотню - 17.

В нынешнем году, согласно прогнозам, ожидался значительный рост спроса на аудит. Причин тому называлось несколько. Первая - увеличение числа клиентов, подлежащих обязательному аудиту (в эту категорию попадают предприятия с объемом выручки, превышающим МРОТ в 500 раз). Вторая - предполагавшийся рост потребности перехода на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). Эти две тенденции действительно внесли свой вклад в увеличение выручки аудиторов, но доминирующими оказались все-таки иные факторы.

По требованию собственников

Первый из этих факторов - возросшая потребность владельцев предприятий в качественном аудите. В одних случаях увеличение этой потребности объясняется необходимостью усиления контроля за менеджментом, в других - предпродажной подготовкой.

"В этом году мы столкнулись со значительным спросом на так называемый инициативный аудит, который в состоянии разрешать возникающие корпоративные споры, - говорит генеральный директор компании "ОСВ-Аудит" Александра Фридман. - Скажем, до 1998 года не было закона, устанавливающего четкие правила регистрации недвижимости. В ходе приватизации недвижимость передавалась предприятию целиком, ее стоимость не оценивалась, а сейчас многие компании столкнулись с тем, что крайне сложно оценить тот или иной объект". Кроме того, по признанию аудиторов, покупатели стали более осторожно относиться к приобретаемым предприятиям, они все активнее интересуются не только текущим балансом, но и историей имущественных отношений, поэтому иногда стали заключаться контракты на проведение аудита сразу за несколько последних лет. Эта работа весьма кропотлива и сложна, но, если клиент останется удовлетворен, в следующий раз он вряд ли пойдет искать другого аудитора.

Консалтинг подрастает

Еще одной статьей дополнительных доходов аудиторов является рост спроса на консалтинговые услуги. Анализ показывает, что доля консалтинга в суммарной выручке крупнейших аудиторов региона пусть медленно, но растет. Они объясняют этот факт "взрослением" бизнеса, который ставит перед собой все более серьезные задачи, требующие привлечения специалистов извне.

Постепенно меняется и качество консалтинга. "Если раньше мы сталкивались со вполне стандартными задачами, такими как составление бизнес-плана, маркетинговое изучение отдельных сегментов рынка, оптимизация структуры управления, то сейчас растет потребность клиентов в более высокотехнологичном консалтинге, например, в разработке и сопровождении крупных долгосрочных инвестиционных проектов", - отмечает генеральный директор компании "Маркетинг. Консалтинг. Дизайн" Юрий Воропаев.

По его словам, такая работа подразумевает постоянный контакт клиента и консультанта, что влечет повышение требований к персоналу: "Но как только мы подняли планку требований, тут же получили кадровую проблему: профессиональных проект-менеджеров даже в Петербурге очень мало".

На Юг и за Урал

По признанию аудиторов, ставки на аудиторские услуги (по крайней мере, в Петербурге) в первом полугодии не повышались, а по классическим видам аудита даже несколько снизились. Это объясняется как насыщением местного рынка аудиторскими компаниями, так и возросшей экспансией московских конкурентов. Кроме того, предприятия (иногда по воле менеджмента, а иногда - по воле акционеров) все больше ориентируются на работу не с "карманными", а с серьезными аудиторами, заключения которых могут сыграть положительную роль при подписании контракта, продаже доли, получении рейтинга и т.п. Нередко предприятия объявляют даже тендеры на аудит и при прочих равных условиях отдают предпочтение, разумеется, той компании, услуги которой дешевле.

Это приводит к некоторому снижению рентабельности аудиторского бизнеса и, соответственно, уменьшению возможностей регионального развития. Однако именно в сфере завоевания новых регионов заключаются едва ли не основные перспективы развития крупных аудиторско-консалтинговых компаний Петербурга и всего Северо-Запада. Дело тут и в ограниченности местного рынка, и в экспансии московских аудиторов, и в том, что крупные банки и предприятия предпочитают иметь дело с международными аудиторскими компаниями.

"Быть сейчас чисто питерским аудитором и при этом выживать становится почти нереально, - подчеркивает Юрий Воропаев. - Конкурентная среда в Петербурге уступает только московской, а рынок в значительной мере уже поделен. При этом темпы развития предприятий, скажем, в Уральском федеральном округе выше, чем в Северо-Западном, тогда как профессиональных кадров меньше. И это позволяет там успешно работать".

Используя свой интеллектуальный и кадровый потенциал, большинство крупных аудиторов Петербурга стремятся захватить наиболее лакомые куски в Поволжье, на Юге и за Уралом. Нельзя сказать, что на эти регионы не обращают внимания московские аудиторы. Но поскольку доходность бизнеса в столице в целом пока выше, у региональных аудиторов, в первую очередь петербургских, есть неплохие шансы.

Разумеется, не каждая аудиторская компания в состоянии сразу открывать свои филиалы во многих регионах, однако, получив крупного клиента, скажем, на Урале, она начинает работать с ним "вахтовым" методом, подтягивает другие предприятия и тем самым готовит почву для создания полноценного офиса.

По мнению большинства руководителей аудиторских компаний, доходность этого бизнеса в ближайшее время продолжит снижаться, а перспективным с точки зрения развития будет освоение новых региональных рынков, предложение более эксклюзивных услуг, борьба за среднего и мелкого клиента. Но таковы тенденции не только в аудиторском деле: банковский и страховой бизнес переживает аналогичный период уже много лет.

Санкт-Петербург

Список крупнейших аудиторных компаний Северо-Запада
Список крупнейших консалтинговых компаний Северо-Запада
«Эксперт Северо-Запад» №45 (202)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Время фиксировать ставку

    Ставки по депозитам продолжают стремиться вниз. На них давит и низкая инфляция, и снижающаяся маржа банков. В этой ситуации Альфа-банк предлагает 7% по накопительному счету

    КАРТА ПУТЕШЕСТВИЙ

    Банк начал продажи кобрендинговой карты AlfaTravel, которая позволяет не только копить мили, но и получать целый комплекс услуг в путешествии. С помощью этой карты Альфа-банк рассчитывает дополнительно привлечь обеспеченных клиентов

    Хорошая крыша не роскошь

    Из тысячи обследованных крыш в построенных зданиях - лишь два процента не нуждаются в ремонте крыши

    Как компании повышают престиж рабочих профессий

    Дефицит рабочих специальностей в регионах – давняя проблема российской промышленности. Сегодня компании сами задают новый тренд в развитии экономики – повышают привлекательность рабочих профессий

    Современная программа лояльности: трансформация

    Неценовые активности помогают ритейлерам "встряхнуть" рынок. Сеть продуктовых магазинов "Магнит" - запустила новую программу лояльности "С любовью от Роналдиньо"


    Реклама