"Мы знаем рынок ничуть не хуже российских коллег..."

Москва, 14.11.2005
«Эксперт Северо-Запад» №43 (248)
Мишель Брику считает, что приход иностранных банков на российский рынок заставил российских банкиров приложить серьезные усилия для улучшения своей работы

Один знакомый, поработавший в нескольких известных западных фирмах, сказал мне, что иностранцы не выдерживают конкуренции на тех рынках, где им противостоит молодой, динамичный российский бизнес. Мол, нечего им противопоставить нашему предпринимательскому духу. И верно: по сравнению с российскими компаниями многие зарубежные фирмы со своей бюрократией выглядят просто кафкианскими замками: процедуры, процедуры, процедуры... Между тем пришедшая к нам из футбола знаменитая аксиома "порядок бьет класс" вполне применима и к рыночным реалиям. Впрочем, когда речь заходит о перспективах российских банков в конкурентной борьбе с их зарубежными коллегами, наши банкиры, как правило, упирают на рациональное - знание национальной специфики, умение работать с отечественным клиентом. Но вот незадача: зарубежные банки начали работать с российским населением значительно позже, чем наши, но во многих сегментах рынка им уже сейчас удалось потеснить российских коллег. То ли еще будет - экспансия продолжается.

О сильных и слабых сторонах как российских, так и зарубежных банков корреспонденту "Эксперта С-З" рассказал председатель правления, генеральный директор входящего в группу Societe Generale Банка Сосьете Женераль Восток Мишель Брику.

- Еще недавно многие специалисты, оценивая последствия прихода на российский рынок западных банков, говорили, что отечественные кредитные учреждения не смогут противостоять им в конкурентной борьбе. Между тем иностранные банки уже работают на российском рынке, более того - активизируют свою деятельность, а апокалипсиса нет. Наши банки напрасно боялись западных конкурентов?

- Я был несколько удивлен тем, что российские банки опасались прихода иностранных. Мне кажется, что иностранным банкам всегда очень тяжело работать в новой для себя стране. Они вынуждены начинать буквально с нуля, им необходимо узнать страну, сделать значительные инвестиции. И что особенно сложно - завоевывать определенную долю рынка, который уже занят местными кредитными учреждениями. Это хорошо иллюстрируется нынешней ситуацией в России. Банковская система России имеет высокую степень концентрации, особенно в сфере розничного бизнеса, где доля Сбербанка составляет порядка 70%. В такой ситуации другим банкам очень сложно занять хоть сколько-нибудь значимую долю рынка. В особенности это сложно иностранным банкам. Несмотря на то что в настоящее время в стране существует около ста иностранных банков, лишь около десяти из них занялись розничным бизнесом, а доля рынка, которая приходится на западные банки, составляет приблизительно 2,5%, что, конечно, очень мало.

Между тем выход иностранных банков на рынок финансовых услуг, как правило, не только не приводит к каким-то негативным последствиям, а, наоборот, дает мощный толчок развитию местной банковской системы. Так уже было во многих странах мира. Приход зарубежных кредитных учреждений - серьезный стимул для местных банков. То же самое происходит и у вас - Россия здесь не уникальна. Когда Банк Сосьете Женераль Восток около трех лет назад принял решение приступить к развитию розничного направления своего бизнеса, нам действительно казалось, что нашими основными конкурентами будут именно иностранные банки - Райффайзенбанк, Ситибанк, Московский Международный Банк. Однако на самом деле уже два года основную конкуренцию нам составляют российские банки. Они сделали серьезные инвестиции в развитие сети своих отделений и расширение спектра предлагаемых продуктов и услуг. Возможно, в результате активизации деятельности банков с иностранным капиталом пострадавшей стороной стали небольшие региональные банки.


- Российские банковские специалисты, говоря о конкурентных преимуществах зарубежных банков, прежде всего отмечают даже не наличие отлаженных банковских технологий, а доступность для них международного фондирования...

- Действительно, у иностранных банков есть несколько серьезных преимуществ. Безусловно, одно из них - доступ к более дешевым, а главное - длинным, финансовым ресурсам. Кроме того, иностранные банки предоставляют своим клиентам надежную защиту. Конечно, это в какой-то мере сказывается на эффективности их работы. Но они вынуждены проводить более консервативную политику, чем их российские коллеги, поскольку за ними стоит репутация, которая зарабатывалась десятилетиями, а в случае Societe Generale - столетиями. При возникновении того или иного кризиса иностранные банки всегда выполняют принятые на себя обязательства.

Иностранные банки также отличаются значительно лучшим качеством обслуживания клиентов. Хотя необходимо отметить, что российские кредитные учреждения в последнее время предприняли очень много усилий, чтобы повысить свою конкурентоспособность и в данном направлении. Во многом к этому их подтолкнула активизация работы на российском рынке зарубежных банков.

Еще одно из преимуществ иностранных банков - широкий спектр предлагаемых продуктов. Например, наш материнский банк Societe Generale во Франции предлагает клиентам более 450 банковских продуктов. Если законодательство в России станет более гибким, то и здесь мы сможем предлагать многие из этих продуктов. Правда, это конкурентное преимущество достаточно быстро копируется. Уже сейчас местные банки с успехом адаптируют продукты, изначально привнесенные на российский рынок их зарубежными коллегами.

- Сколько времени занимает у банков период заимствования чужой технологии или чужого продукта?

- Это касается не только России. Как правило, от момента появления нового продукта на рынке до того времени, когда он получает широкое распространение, проходит от трех до шести месяцев. Но даже этого периода хватает, чтобы игрок, который предложил новаторский продукт, успел снять сливки.

- Вы сказали, что Банк Сосьете Женераль Восток начал ориентироваться на частных клиентов лишь три года назад. Между тем вы работаете на российском рынке уже более десяти лет. Почему такая последовательность - сначала корпорации, а уж затем частники?

- Группа Societe Generale создала свою дочернюю структуру в России - Банк Сосьете Женераль Восток - в 1993 году. Первоначально мы работали в основном с крупными корпоративными клиентами - транснациональными корпорациями и крупными российскими экспортерами. И лишь в конце 2003 года было принято решение расширить деятельность и начать работу с частными клиентами. Тут мы не оригинальны. Любой банк, создавая свою структуру за границей, как правило, всегда начинает с обслуживания клиентов, которые работают с ним в той стране, где находится его штаб-квартира. Именно они составляют костяк клиентской базы банка в новой для него стране. То есть банк идет туда вслед за своими традиционными клиентами.

Ну а дальше, естественно, любой банк, освоившись на новом месте, стремится расширить и круг клиентов, и спектр предоставляемых услуг. Лично я убежден, и об этом говорит мой более чем 25-летний опыт работы в странах с развивающейся экономикой, что делать ставку на розничный бизнес даже менее рискованно, чем на корпоративных клиентов. Когда банк работает с розницей, он имеет дело с разделенными рисками, что значительно менее опасно, чем финансировать крупные компании и зависеть от их благополучия.

- Было произнесено, что первый снимает сливки... Тем не менее вы были не первыми, кто начал работать с частными клиентами. Был ли это сознательный выбор: пусть первые раскачают рынок, а там и мы подтянемся?

- Конечно, можно считать, что мы достаточно долго осваивались в новой стране. Но вы вспомните, какие это были времена! После финансового кризиса 1998 года отношение международных банков к России было довольно сдержанным. Многие из них понесли существенные потери. Поэтому требовалось некоторое время для того, чтобы убедиться самим, а затем убедить наших акционеров в том, что в России можно развивать розничное направление, что риски работы в этой стране сильно преувеличены.

Но если говорить о том, кто был первым, то это, конечно, были не мы. Райффайзенбанк начал свою розничную деятельность порядка пяти лет назад, Ситибанк - три-четыре года назад. Мы - три года. Соответственно, на розничном рынке Райффайзенбанк сейчас, наверное, лидирует среди иностранных банков. За ним идет Ситибанк, а потом - Банк Сосьете Женераль Восток. Но мы и не последние, кто пришел на этот рынок, тем более что сам рынок очень велик.

Насколько мне известно, три-четыре года назад количество российских граждан, имеющих счета в банке, не превышало 10% от всего населения России. А это означает, что рынок огромный и совершенно неосвоенный. Сейчас этот показатель, я думаю, составляет порядка 30%. Для сравнения: во Франции он достигает 98%. Если говорить о кредитовании населения, физических лиц, сейчас в России этот сегмент банковской деятельности находится в самом начале развития. Поэтому любой банк, который выходит на рынок кредитования, имеет все возможности получить здесь свою долю. Пока на этом рынке найдется место для всех.

- Вы сказали о возможностях быстрого копирования продуктовой линейки. Насколько быстро можно скопировать лучшие образцы банковских технологий? Технологий продаж, продвижения продуктов и прочее...

- Если говорить о технологиях, то в этом аспекте российские банки достаточно сильны. Это касается и технологий продаж по Интернету, и предоставления услуг через банкоматы, и консультаций или услуг посредством SMS. А вот самих банковских продуктов в России действительно не хватает. Но, как я уже говорил, понять, как функционирует тот или иной продукт или услуга, достаточно просто. Поэтому когда какой-то из банков начинает предлагать что-то новое и этот продукт оказывается успешен, его быстро начинают копировать. Сейчас, если вы посмотрите, банки продают абсолютно идентичные продукты. Это значит, что все, в общем-то, друг друга копируют. В ближайшее время мы планируем открыть подразделение по страхованию жизни, чтобы предоставлять эту услугу от имени банка. Я больше чем уверен, что спустя некоторое время другие банки также будут предлагать этот продукт.

- Это будет продукт российской страховой компании? У вас же нет здесь своей СК?

- Безусловно, это будет российское юридическое лицо, имеющее стопроцентно западный капитал, - совместное предприятие Банка Сосьете Женераль Восток и французской страховой компании, которая принадлежит группе Societe Generale.

- Вы сказали, что в России не хватает банковских продуктов. Каких?

- В частности, плохо развиты и мало представлены продукты, направленные на сбережение и приумножение средств клиентов. Российские граждане могут открыть текущий или срочный счет, а что касается различных инвестиционных фондов, возможностей для накопления, вложений в акции, игры на бирже... Все это есть, но пока остается экзотикой. То же самое можно сказать и о всевозможных пенсионных продуктах.

Если говорить о кредитах, ориентированных на розницу, то сейчас их действительно много, но некоторые виды на вашем рынке либо представлены слабо, либо вовсе не представлены. Например, немногие банки предлагают кредиты образовательные. Мы предложили их одними из первых. В отношении пластиковых карт ситуация достаточно продвинутая: конечно, их гамму можно расширять, но в целом этот рынок уже сложился.

- Когда я говорил о банковских технологиях, я все-таки в большей степени имел в виду не информационные или коммуникационные, а бизнес-технологии, например умение продавать продукт, обучение продавцов, отшлифованные регламенты работы специалистов и т.п.

- Да, это безусловное конкурентное преимущество западных банков. Мы, например, создали специальный учебный центр, через который проходят все новые сотрудники. Наши специалисты проходят стажировку и обучаются именно качеству обслуживания и чувству клиента. Это не так просто - требуются довольно серьезные инвестиции с нашей стороны. Но без этого мы не можем развиваться. В конце 2003 года количество сотрудников банка составляло 80 человек, а уже к концу 2005-го у нас будет работать более 1,5 тыс. К сожалению, культура обслуживания, культура продаж - это не те качества, которые естественным образом присутствуют у российских служащих. Этому надо учиться, это надо прививать и воспитывать в сотрудниках.

- Как правило, говоря о своей конкурентоспособности, российские банкиры отмечают знание местной специфики. На ваш взгляд, насколько это серьезное конкурентное преимущество?

- Возможно, у российских банков действительно есть лучшее знание рынка. Но посмотрите: в Банке Сосьете Женераль Восток более 1,5 тыс. сотрудников, а при этом иностранных руководителей всего 12. Это означает, что все остальные сотрудники - российские граждане, которые точно так же знают специфику рынка, как и специалисты российских банков. Поэтому можно сказать, что мы знаем рынок ничуть не хуже российских коллег. Но при этом у нас есть 12 иностранных служащих, которые обладают опытом, полученным за годы их международной карьеры. Я, например, более 25 лет работал за границей и все лучшее, что я узнал в разных странах, могу применять здесь. С этой точки зрения, можно сказать, у иностранных международных банков гораздо больше преимуществ, поскольку они знают, с одной стороны, местный рынок, а с другой - имеют возможность применять международный опыт.

- Как вы оцениваете динамику развития Банка Сосьете Женераль Восток?

- Результаты достаточно обнадеживающие. В начале 2004 года в рамках нашей коммерческой деятельности с корпоративными клиентами была основана дочерняя лизинговая компания. Мы также работаем над созданием компании по факторингу. Начали работу с мелкими и средними предприятиями. Объем выданных кредитов на конец 2003 года составлял у нас порядка 70 млн евро, а к концу 2005-го размер нашего кредитного портфеля достиг 700 млн евро.

Если говорить о работе с частными клиентами, то на данный момент общий объем выданных нами кредитов составил 200 млн долларов. Мы продолжаем развитие и даже стремимся его ускорить, поскольку есть вероятность, что в ближайшее время на этот рынок придет еще целый ряд западных банков.

- Насколько я знаю, в настоящее время Банк Сосьете Женераль Восток работает в убыток. Когда вы ожидаете получить прибыль?

- Это, в общем-то, нормально - в период столь значительных инвестиций нести некоторые потери. В соответствии с нашими стандартами, мы должны выйти на уровень рентабельности спустя три года после запуска проекта. И где-то с 2007 года, наверное, уже рассчитываем на получение прибыли. Знаете, я еще не видел случая, когда можно было бы заработать деньги, не вложив их вначале. Тут нужно разграничивать (в России не всегда это делают) производственные потери, которые возникают, когда вы ведете какой-то определенный бизнес, и потери, которые вы несете на стадии инвестиций. Это большая разница.

- То есть вы хотите сказать, что у банка есть операционная прибыль?

- Да, конечно.

- При выходе на российский рынок зарубежные банки либо приобретают действующие кредитные учреждения, либо создают дочерние структуры. Почему ваша группа предпочла создать собственный банк, не связываясь с покупкой российского?

- Действительно, существуют две возможности: либо мы начинаем с нуля, либо покупаем какой-то банк с его отделениями. Однако большинство иностранных банков предпочли первый путь. Это и Райффайзенбанк, и Ситибанк, и наш банк. Почему так происходит? На самом деле я бы сказал, что в настоящее время сложно найти и купить значительный российский банк. Мы развиваемся с нуля, и до конца года у нас уже будет сеть из 30 отделений. В прошлом году группа Societe Generale создала в России филиал потребительского кредитования "Русфинанс", который приобрел в Самаре Промэк-Банк. А, например, в августе нынешнего года Societe Generale приобрела "ДельтаКредит", специализирующийся на ипотечном кредитовании. Таким образом, наша стратегия такова, что Банк Сосьете Женераль Восток развивает собственную сеть отделений, а группа Societe Generale в зависимости от возможностей рынка рассматривает перспективы неких приобретений. Если будет предложение от какого-то интересного российского банка, мы вполне можем принять этот вариант к рассмотрению.

- Вы сказали, что объектов для покупки на рынке особо нет. Что, российские банки себя слишком дорого ценят?

- Существует несколько причин. Главная - акционеры российских банков не хотят их продавать. На растущем рынке обычно так и происходит. Мне кажется, что о продаже скорее могут задумываться акционеры региональных банков. Но следует отметить, что в случае покупки нам хотелось бы иметь 51% от уставного капитала.

Москва - Санкт-Петербург

Группа Societe Generale

Societe Generale основана в 1864 году. Сегодня это одна из ведущих европейских банковских групп:

  • 1-я частная банковская группа Франции по объему чистой банковской прибыли и количеству отделений
  • 3-й крупнейший инвестиционный банк в еврозоне по объему чистой банковской прибыли
  • 4-я банковская группа по управлению активами в еврозоне: 315 млрд евро активов в управлении (декабрь 2004 г.)
  • 7-я крупнейшая компания Франции и 5-я банковская группа еврозоныпо величине рыночной капитализации
  • 10-й банк в мире по объему активов
  • 3 тыс. отделений в 80 странах
  • 16,4 млн клиентов по всему миру
  • 92 тыс. сотрудников, 42% из которых работают за пределами Франции
  • Кредитный рейтинг: АА- (Standard&Poor's), Аа2 (Moody's), АА- (Fitch)
  • Societe Generale в России

    Группа Societe Generale пришла в Россию в конце XIX века.

    В 1880-1890-е годы Societe Generale входила в консорциум банков, который выпускал во Франции знаменитые облигации Русского займа. На долю группы приходилось около 15% французской квоты синдиката.

    До начала XX века в России не было представительства Societe Generale. Стремясь расширить свое присутствие в стране, в 1901 году группа открыла в Санкт-Петербурге дочернее предприятие - Северный Банк. Через 9 лет в результате слияния с Русско-Китайским Банком Северный Банк был преобразован в Русско-Азиатский Банк.

    Обладая самой большой в России сетью отделений, имея достаточно широкую клиентуру и используя эффективные методы управления и профессиональные навыки, выработанные во Франции, Русско-Азиатский Банк уже в 1912 году вошел в число лидеров рынка России, а через два года по всем показателям становится банком номер один в стране. Деятельность Societe Generale в России прервалась в 1917 году.

    В 1973 году группа Societe Generale возобновила свою работу в России, открыв представительство в Москве. Либерализация внешнеэкономических связей в начале 1990-х годов позволила банковской группе создать в России дочернюю структуру - Банк Сосьете Женераль Восток, который начал работать в 1993 году, став одним из первых иностранных банков, получивших генеральную лицензию Банка России.

    У партнеров

      Реклама