Операторы сбавили обороты

Русский бизнес
Москва, 18.02.2013
«Эксперт Северо-Запад» №7 (604)
Снижение количества игроков на рынке телекоммуникаций Петербурга, безусловно, сказывается на динамике развития рынка

Иллюстрация: Владимир Басов

Рынок связи в целом и информационных технологий в частности традиционно демонстрирует серьезную динамику развития. Новые технологии в сфере передачи данных открывают путь новым абонентским устройствам, новому типу приложений. Последние, в свою очередь, обеспечивают постоянный спрос на услуги операторов. Операторам всегда есть чем удивить абонентов и аналитиков. Какие изменения принес отрасли 2012 год и чего ожидают компании в наступившем году, участники рынка обсудили на круглом столе «ИТ и телекоммуникации Петербурга: итоги, перспективы», организованном журналом «Эксперт Северо-Запад». Обсуждение показало: слияния и поглощения прошлых лет, сократившие общее количество игроков рынка, все же сказались на бизнесе компаний. Жить стало легче и неторопливее.

Меньше – спокойнее

2010-2011 годы стали периодом активной консолидации: известные региональные игроки, такие как «ЛАНК Телеком», «ЭЛТЕЛ», «Метроком» и «ПетерCтар», приобретались федеральными телекоммуникационными гигантами и встраивались в их бизнес-процессы. От 2012 года многие ждали, что обещанная синергия фиксированной и мобильной связи проявит себя, однако объединенные компании не продемонстрировали новых, неординарных шагов. Оставшиеся независимые региональные игроки чувствуют снижение накала конкурентной борьбы на рынке, видят, что приобретенные компании теряют хватку.

«Два года назад, когда стартовали кампании по покупке региональных операторов, мы придерживались позиции, что укрупнение ничем хорошим для клиентов не обернется. Предполагалось вывести на рынок спектр новых привлекательных решений из области конвергенции мобильной и фиксированной связи, но каких-то ярких сервисов мы не увидели. Между тем крупная компания – это большие сроки принятия любых решений, а для корпоративного рынка время отклика на обращение критично. И абоненты уходят к нам», – рассказывает руководитель отдела обслуживания компании «ОБИТ» Михаил Телегин.

Впрочем, есть и другие точки зрения. «Не соглашусь с тем, что клиенты потеряны. В результате слияния клиент получает возможность пользоваться совершенно новыми услугами из области конвергенции мобильной и фиксированной связи, которые небольшие операторы просто не могут предоставить. По нашим оценкам, отток абонентов был минимальным, в рамках стандартных значений», – поясняет технический директор филиала МТС «Северо-Запад» Дмитрий Смирнов.

Один из важных итогов укрупнения – обретение новых возможностей на базе объединенной инфраструктуры: сеть федеральной компании открывает новые горизонты, в том числе в плане расширения географии деятельности. «Сравнивая темпы роста отдельных игроков, надо иметь в виду, что у крупных операторов могут быть другие приоритеты, нежели у региональных игроков. Они могут быть менее заинтересованы в развитии на перенасыщенном рынке Петербурга и более заинтересованы в развитии перспективных по прибыльности региональных рынков», – замечает и.о. коммерческого директора Северо-Западного филиала компании «МегаФон» Сергей Протасов.

То, что в регионах Северо-Запада есть что развивать, не вызывает сомнений. Хороший пример – успешный рост бизнеса «ТрансТелеКома» (ТТК). «Заявленная планка – в ближайшей перспективе стать оператором широкополосного доступа в интернет для 25% домашних хозяйств по России – выполняется хорошими темпами: компания „окучила“ уже почти 4 млн домохозяйств. При этом она делает ставку на развитие в относительно небольших городах, а также на территориях рядом с железной дорогой, где проложена магистральная сеть ТТК», – говорит заместитель директора по связям с общественностью филиала ТТК в Санкт-Петербурге Маргарита Верещака.

Очевидно, что консолидация фиксированной и мобильной связи – один из ключевых трендов рынка: крупные клиенты хотят иметь единые конвергентные решения, уверена Верещака, так что пафос сотовых операторов во многом оправдан. Иными словами, уместнее вести речь не о деградации отдельных компаний, а о перераспределении усилий. Компетенции приобретенных игроков направлены в новое русло. Имеет место временный паритет между крупными и местными игроками, с меньшим интересом к петербургскому рынку связи со стороны первых и большим – со стороны вторых. Рынок стал мягче, количество реальных конкурентов на петербургском рынке связи снизилось, и это не общее рассуждение, а факт, который легко продемонстрировать, полагает генеральный директор компании «Смарт Телеком» Андрей Суходольский. «Свежий пример: тендер по построению сети связи для нового офисного центра на Синопской набережной в Петербурге. На тендер прошли „Ростелеком“, „Смарт Телеком“, „ОБИТ“ и „ВестКолл“. А года два назад на аналогичных тендерах боролись как минимум восемь компаний», – напоминает он.

Подобная ситуация порождает относительно спокойное видение перспектив. Большинство операторов полагают, что рынок будет развиваться теми же темпами, что и годом ранее. Между тем предпосылки к взрывному росту имеются.

Конкуренты, но не совсем

Масса данных, с которыми работают компании, только возрастает. Это касается и документооборота, и развития новых средств коммуникации, и роста популярности «тяжелого» контента. «Новые решения для коллективной работы, в первую очередь из области видеосвязи, набирают популярность высокими темпами. Востребованы видеоконференции, растут запросы на трансляцию и запись корпоративных мероприятий. Они, в свою очередь, тянут за собой развитие решений по информационной безопасности», – делится наблюдениями генеральный директор Lanck Systems Иван Жиров.

Увеличиваются объемы внутрикорпоративного трафика, данных компаний. Трафик надо куда-то складывать, поэтому владельцы дата-центров в целом оптимистично смотрят на свое будущее. «Не могу сказать, что количество наших клиентов за 2012 год сильно выросло, но год был положительный: выручка утроилась за счет проектов ИТ-компаний, которые пользуются нашими услугами. Они развиваются и испытывают все большую потребность в хранении информации», – отмечает исполнительный директор дата-центра «Миран» Федор Русаков.

Свои дата-центры есть уже не только у федеральных операторов, но и практически у каждого заметного игрока рынка связи. В минувшем году одним из последних запустил в эксплуатацию свой дата-центр «Смарт Телеком», «ВестКолл» развивает услуги по хранению данных много лет, «ОБИТ» строит уже вторую очередь собственного дата-центра.

Однако наличия дата-центра недостаточно, чтобы операторы начали играть значимую роль на рынке хранения информации. «В момент запуска дата-центра энтузиазма относительно востребованности его услуг было заметно больше, чем сейчас», – признает Андрей Суходольский. Крайне сдержанно оценивают свои успехи и другие игроки. Основные клиенты услуг по хранению данных в дата-центре «ВестКолла» – это зарубежные предприятия: отечественных клиентов очень сложно убедить передать данные в дата-центр, констатирует директор петербургского филиала компании «ВестКолл» Виктория Тихонова.

Операторы психологически готовы к тому, что этот рынок будет развиваться не столь активно, и, как следствие, не инициируют активную конкуренцию. Здесь скорее доминирует идея мирного сосуществования. «Мы не вступаем в конкуренцию с крупными специализированными дата-центрами. Каждый поставщик услуг находит своего клиента. Кому-то важно, чтобы собственником центра стала европейская компания, и он идет туда. Кому-то удобнее работать с одним поставщиком услуг, и он выбирает оператора. Если бизнесмену важно иметь возможность подключиться к максимальному числу операторов, он идет в независимый дата-центр», – считает Михаил Телегин.

В итоге услуга хранения данных нужна оператору связи скорее для поднятия имиджа. «Компании смотрят не только на стоимость базовых услуг, но и на перспективность оператора. В частности, на то, есть ли у него дата-центр. Ведь каждый клиент настроен на рост своего бизнеса, и ему важно понимать, что оператор сможет удовлетворить его растущие потребности», – объясняет Тихонова.

Насколько оправданна такая позиция – вопрос спорный. Если брать во внимание только случаи, когда компании решают перенести свои серверы в дата-центры, то, наверное, активного прироста мы не увидим, размышляет Иван Жиров. Но если анализировать общее направление передачи данных во внешней среде, то здесь – явный прогресс. «Мы видим растущую популярность гибридных решений: критически важные данные хранятся клиентом на своих мощностях, а архивы в зашифрованном виде отдаются на сторону, хранятся в облаке или на арендованных серверах», – рассказывает Жиров. Однако относительно дешевые облачные решения на базе виртуальных платформ (когда на сторону отдают архивы, главное требование – цена услуги) не относятся к набору услуг операторов связи. Они предлагают клиентам традиционные решения, чаще всего – просто размещение серверов.

Качество без обещаний

Компании понимают, что с появлением новых решений ИТ-объемы корпоративного контента растут, поэтому с большим вниманием смотрят на параметры качества оказания услуг связи. «Мы знаем клиентов, выбирающих только тех операторов, которые могут обещать минимальный гарантированный трафик хотя бы в определенные часы. Когда клиент разворачивает корпоративный портал, он становится весьма чутким к задержкам передачи информации. Все больше компаний думают о связности – о том, каким путем к ним идут данные. Когда оператор обещает дать канал 100 Мбит, его спрашивают, как проложен этот канал», – подтверждает Иван Жиров.

Операторы осторожно относятся к идее о том, что предоставление гарантии на качество услуг связи может стать серьезным маркетинговым ходом. «На петербургском рынке связи нет устоявшегося стандарта в вопросах обязательств оператора в отношении качества предоставляемой услуги. Многие компании сообщают, что дают SLA (Service Level Agreement) – дополнение к договору об оказании услуг, в котором оператор прописывает свои обязательства по качеству услуги и компенсации в случае их нарушения. Но на практике в одном случае под этим подразумевается описание качества всех параметров услуги, в другом – пункт договора, где обозначен размер предоставляемой скидки, если услуга не оказана в течение определенного времени», – комментирует Федор Русаков.

Есть четкая корреляция между масштабом бизнеса клиента и его SLA. «Выполнение требований комплексного и технически сложного SLA – это ресурсы оператора, то есть удорожание услуги. Многие клиенты, особенно представители среднего и малого бизнеса, как только заходит разговор об увеличении цены, тут же понимают, что SLA им не так и нужен», – поясняет Сергей Протасов. Из присутствовавших на круглом столе операторов только компания «Комфортел», молодой и относительно небольшой игрок рынка связи, в договорах со всеми клиентами прописывает обязательства по качеству услуги. «Это единственно правильный способ выхода на рынок для нового игрока, каковым мы и являемся», – убеждена коммерческий директор «Комфортел» Анастасия Бузик.

Неторопливая эволюция маркетинга

Определенно застоялись и маркетинговые стратегии компаний, прежде всего в области предоставления услуг связи для физических лиц. Сотовые операторы ушли от рекламных слоганов со стоимостью минут и мегабайтов, активно экспериментируют с универсальными безлимитными тарифами, выводят на рынок тарифы для определенного типа абонентских устройств (в частности, планшетных компьютеров). На рынке фиксированной связи стратегия продвижения услуг остается такой же, как и десять лет назад, – реклама скорости и стоимости подключения.

При этом абоненту предлагается почти одно и то же, добавляет технический директор петербургского филиала «ЭР-Телеком» Андрей Зузенко. «Ценовые войны успокоились, чек меньше чем на 500 рублей никто из игроков рынка не выписывает, максимальная скорость на тарифах у всех дошла до 100 Мбит/с – и операторы осознали, что давать большие скорости их сеть не позволит», – признает он. «Часто клиенты подключаются к тарифу с огромной скоростью передачи данных. Но через несколько месяцев понимают, что им проще пользоваться тарифами, предлагающими чуть меньшую скорость подключения за гораздо меньшие деньги», – продолжает Маргарита Верещака. По мнению Зузенко, разница между тарифами все меньше интересует абонента: «Широкополосный доступ в интернет – это коммунальная услуга, она должна быть просто включена и просто работать». Но это понимание не рождает маркетинговых инициатив.

«Абоненты четко разделяют: есть фиксированный телефон, есть мобильный телефон, есть интернет. И им несложно платить за все отдельно. Поэтому мы продолжаем конкурировать мегабитами и ценой – это проверенный путь. Исходить из потребностей клиента с ориентацией на будущее – это риск: инвестиции могут не окупиться», – полагает Сергей Протасов.

Культивируя лояльность

Дискуссия вокруг SLA, косности маркетинговых инициатив демонстрирует, что операторы во многом не готовы к взрывному росту рынка, предлагать абонентам новые виды услуг. «Роль операторов – привнесение и адаптация новых возможностей, которые дает ИТ-рынок», – подчеркивает Михаил Телегин. «Хочешь быть мобильным в своем офисе – хорошо, мы организуем WiFi-сети, будешь мобильным с нашей помощью на наших сетях», – дополняет Виктория Тихонова.

«Помню, сам два года назад давил на нашего технического директора, чтобы скорее запустить услугу IPTV. Он отвечал, что еще не время, и был прав. Прошло полтора года, количество телевизоров с большим экраном в квартирах жителей Петербурга стало значительным, тогда и услуга стала востребованной. То же в бизнес-сегменте: топ-менеджеры обзавелись смартфонами и теперь на совещаниях хотят не просто кивать, но одновременно смотреть, что происходит в офисе. Пошла услуга видеонаблюдения», – рассуждает Андрей Зузенко.

Но не чревата ли такая скромная роль – поддерживать изменения, которые привносят на рынок производители абонентского оборудования, – тем, что в итоге у оператора останется минимальный набор услуг (точнее, одна – организация доступа в интернет), а остальное вендоры дадут напрямую? На взгляд участников рынка, нет. «Пару лет назад шла большая дискуссия о том, что операторы утратят идентичность, превратятся в безликого организатора канала для услуг известных ИТ-компаний, таких как Apple, Google и т.д., – вспоминает Дмитрий Смирнов. – Но мы видим, что конкуренция на рынке информационных технологий не ослабевает, появляются новые игроки. Все это приводит к тому, что крупные ИТ-компании готовы заключать партнерские соглашения с операторами, а операторы предлагают клиентам собственные облачные сервисы».

«Чтобы завоевывать рынок, нужно давать что-то, отличное от предложений конкурентов. Но по мере развития сетей мы приходим к тому, что в целом у операторов одинаковый уровень качества услуг», – говорит Сергей Протасов. «В разных регионах у кого-то чуть лучше связь, у кого-то чуть хуже, но мы быстро сближаемся и скоро придем к тому, что и зона покрытия, и уровень оказания услуг 2G и 3G будут одинаковыми», – считает он. Поэтому на первое место выходит уровень сервиса, точнее, направление, которое можно назвать персональным (персонифицированным) маркетингом. У операторов есть база всех клиентов, и на основании того, какие услуги они потребляют, можно предсказывать и предлагать клиенту услуги, которые будут интересны именно ему.  

Санкт-Петербург

У партнеров

    Реклама