• USD Бирж 1.07 -10.32
  • EUR Бирж 12.55 -86.31
  • CNY Бирж 28.85 +-16.17
  • АЛРОСА ао 76.49 +-0.47
  • СевСт-ао 1880 +-5
  • ГАЗПРОМ ао 164.15 +-0.65
  • ГМКНорНик 156.4 +-0.34
  • ЛУКОЙЛ 7982.5 +-14.5
  • НЛМК ао 232.54 +-0.12
  • Роснефть 582.8 +-0.2
  • Сбербанк 309.29 +-0.18
  • Сургнфгз 34.29 +-0.08
  • Татнфт 3ао 721.3 +-3
  • USD ЦБ 91.78 92.01
  • EUR ЦБ 98.03 98.72
20 лет истории
Cобытия

Хинди покоряет студентов

Общество
Хинди покоряет студентов
Фото: Егор Алеев/ТАСС
По данным НИУ ВШЭ, в 2023 г. самым популярным языком как для получения высшего образования, так и в рамках дополнительного обучения и повышения квалификации оказался китайский. Рост интереса объясняется геополитическими изменениями и разворотом экономики на восток. Тем не менее, интерес к английскому языку остается стабильно высоким.

На программы общего образования с дополнительным изучением китайского языка в прошлом году поступило в 1,5 раза больше студентов, чем в 2022-м, а для программ ДПО показатель вырос в 4 раза. Аналогичным по росту популярности стал испанский язык — увеличение спроса на программы с его дополнительным изучением также составило 1,5 раза по сравнению с 2022 г. А вот спрос на программы с дополнительным изучением немецкого упал на 40%, а французского и итальянского — на 50%, как и японского.

В целом, отмечает руководитель школы иностранных языков НИУ ВШЭ Екатерина Колесникова, сегодня у абитуриентов зарождается спрос на «восточное» направление, в частности, на турецкий и арабский. Многие образовательные программы в 2022–2023 гг. начали включать в учебные планы корейский и хинди.

Данные НИУ ВШЭ в целом совпадают ситуацией в других российских вузах. По словам доцента Финансового университета при правительстве РФ Ольги Дмитриевой, прежде студенты и специалисты отдавали предпочтение английскому и французскому языкам. Сейчас же идет смещение в пользу китайского (рост на 79% к 2022 г.), арабского (+59%) и турецкого (+55%) языков. Также наблюдается повышенный спрос на репетиторов по сербскому (рост на 78% к 2022 г.) и грузинскому (+88%) языкам.

По мнению Ольги Дмитриевой, это обусловлено мгновенно возникшим спросом на специалистов по логистике, специализирующихся на транспортировке через дружественные страны.

Динамика спроса на иностранные языки внутри страны ожидаемо меняется с резкими переменами на геополитической арене, говорит профессиональный переводчик Виктор Тарыкин. В условиях, когда усложняется открытие виз, сворачиваются программы взаимодействия между вузами и научными организациями, закрываются околопосольские структуры, которые продвигают язык своего государства в качестве мягкой силы, неизбежно падение спроса на изучение языков этих стран.

Предпочтения абитуриентов во многом определяются их представлениями о возможности трудоустройства после получения высшего образования, подтверждает доцент кафедры зарубежного регионоведения Московского государственного лингвистического университета Саид Гафуров. К сожалению, говорит он, эти ожидания не всегда соответствуют реальности. Так, выпускники с относительно непопулярными изучаемыми языками — узбекским, киргизским, казахским и др. — пользуются огромным спросом на рынке труда. Они имеют возможность выбирать почти любое место работы, как в государственных структурах, так и в наиболее престижных частных компаниях, тогда как специалистам со знанием популярных немецкого или, скажем, скандинавских языков работу по специальности найти заметно сложнее.

Но, обращает внимание Саид Гафуров, между поступлением в вуз и его окончанием проходит значительный срок — от 4 до 6 лет, и за это время спрос на рынке труда на специалистов со знанием того или иного языка может измениться.

Также важно, что существует специфика для каждого конкретного языка, например, популярность хинди во многом определяется отсутствием возможности изучать иные языки Южной Азии: бенгальский, тамильский, гуджарати, малаялам. Между тем, в Индии хинди зачастую рассматривается как социально непрестижный язык, и его носители из элит предпочитают общение на английском.

Кстати, как подсчитали в «Авито.Работа», знание английского остается самым распространенным требованием, которое работодатели предъявляют к потенциальным сотрудникам. Всего к весне 2024 г. доля вакансий с требованием английского составляет 78% от всех вакансий, требующих знания иностранного языка. Доля вакансий с требованием китайского пока еще относительно невелика — 14%.

Материалы по теме:
Общество, 21 мар 09:30
Как вернуть педагогов и медиков в село
Общество, 19 мар 09:30
Как меняются подходы к профессиональному обучению
Общество, 14 мар 15:50
Почти половина россиян готова получать дополнительное образование, но не за свой счет
Общество, 12 мар 07:40
Кто и зачем изучает русский язык за границей
Свежие материалы
Городские СИМ-карты
Города,
Как в России открывают новый сезон электросамокатов
Социальное партнерство с искусственным интеллектом
Общество,
Как нейросети привлекают к решению общественных задач
Рынок акций встречает Первомай красным
Финансы,
Восходящий тренд Индекса Мосбиржи не закончен