• USD Бирж 1.08 -10.22
  • EUR Бирж 12.61 -85.94
  • CNY Бирж 28.47 +-15.88
  • АЛРОСА ао 77.47 -0.27
  • СевСт-ао 1914.6 +-2.8
  • ГАЗПРОМ ао 154.13 +-0.24
  • ГМКНорНик 154.52 -0.04
  • ЛУКОЙЛ 7708 +-18.5
  • НЛМК ао 243.42 +-1.14
  • Роснефть 581.05 -1
  • Сбербанк 307.67 +-0.72
  • Сургнфгз 36.415 -0.1
  • Татнфт 3ао 717.7 +-2.7
  • USD ЦБ 91.82 91.12
  • EUR ЦБ 98.95 98.31
Эксперт меняется
Cобытия

Учи и лечи

Общество
Учи и лечи
Выступая с посланием Федеральному собранию, президент Владимир Путин анонсировал появление программы «Земский работник культуры», которая должна стать аналогом программ «Земский учитель», «Земский доктор» и «Земский фельдшер». Как работают программы, призванные привлечь на село медиков и учителей, смогли ли они устранить дефицит кадров на селе или хотя бы сократить их отток, разбирался «Эксперт».

Последний звоночек

Программа «Земский учитель» моложе, чем «Земский доктор»: в этом году ей исполняется 4 года (вторая действует уже 12 лет). Обе программы предусматривают привлечение кадров в населенные пункты, где проживает менее 50 тыс. человек.

Президент Владимир Путин заявил в январе на встрече с представителями общественности Анадыря, что программа по привлечению учителей оказалась востребованной. Тем не менее положение с кадрами в сельских школах — это по-прежнему дорога с двусторонним движением, причем асимметричным.

Количество учителей, решивших воспользоваться программой, исчисляется в каждом из регионов максимум несколькими десятками. В 2022–2023 учебном году в Калужской области их набралось 34 человека, в Новгородской и Ивановской — по 25, в Свердловской — 18, в Омской — 10, в Брянской — 6. На 2024–2025 учебный год в регионах планируется привлечь по программе примерно столько же учителей.

Эти цифры несравнимы с потоком в противоположную сторону. По данным Минпросвещения, в целом по стране в 2022–2023 учебном году уволились 193,5 тыс. учителей. Это более 10% от общего числа педагогов в России и максимальное количество за семь лет (в 2017 году из школ ушли 141,8 тыс. человек). Большинство из них — преподаватели начальных классов.

Самый массовый отток педагогов наблюдался в Астраханской и Ленинградской областях, Адыгее, Карачаево-Черкесии, Ингушетии. В этих регионах в основном из-за низкого заработка в 2023 году из школ ушло на 80–90% преподавателей больше, чем годом ранее. В тройке самых благополучных регионов — Чукотский и Ненецкий АО (там учительские зарплаты сравнимы с московскими — более 100 тыс. руб.), а также Чечня.

Различие вызвано тем, что дополнительные условия по программе «Земский учитель» (по возрасту, требованиям к стажу, зарплате, предоставлению жилья и др.) отличаются очень сильно от региона к региону.

С мира по учителю

Директор средней школы в чувашском селе Аликово Владислав Волков считает, что причиной оттока учителей является общая демографическая ситуация: с каждым годом в первые классы приходит все меньше детей, а содержать малокомплектные школы для государства невыгодно.

«Из-за снижения числа первоклассников в Чувашии, как и повсеместно, количество школ постоянно сокращается. Казалось бы, это должно помогать остающимся школам нанимать персонал, но нет: возрастные учителя из малокомплектных школ боятся переходить в крупные школы и сразу уходят на пенсию, а молодежь на село калачом не заманишь. У нас по соседству закрылась школа, где работали 14 педагогов. Из них только двое продолжили работать в других школах. В 1992 году в нашем муниципалитете работали 470 учителей, а в текущем году их осталось 150», — сказал он «Эксперту».

Упомянутую директором Аликовской школы тенденцию подтверждают опубликованные в феврале данные Росстата. Из них следует, что с начала XXI века количество школ в стране сокращается.

Дмитрий Медведев в бытность премьер-министром произнес ставшую крылатой фразу, что учитель и врач — это не способы обогащения, а призвание. Премьера за этот афоризм тогда не пинал только ленивый, ведь федеральные и отдельные региональные власти не жалеют денег на представителей этих двух профессий. На реализацию только программы «Земский учитель» в 2020–2022 годах из федерального бюджета было выделено 4 млрд руб.

Подобная щедрость, с одной стороны, показывает, что власти действительно высоко ценят изматывающий труд школьных педагогов и врачей районных поликлиник. С другой, это говорит о том, что в развитии систем образования и здравоохранения что-то пошло не по плану, если исправлять ситуацию приходится авральными мерами.

На ситуацию с кадрами в системе народного образования вновь обратили внимание в Кремле в январе. На встрече с главой Минпросвещения Сергеем Кравцовым президент обратил его внимание на образовавшийся в школах острый дефицит педагогов-предметников, в основном по математике, физике и информатике. В ответ министр привел данные, согласно которым набор в педвузы растет на 100 тыс. человек в год плюс еще 50 тыс. старшекурсников проходят практику в классах. Но тогда не понятно, в какую черную дыру эти тысячи специалистов исчезают после получения дипломов?

Учи и лечи
Фото: Зотин Игорь/ТАСС

Заграница нам не помогла

«Не по плану» система подготовки кадров для начального и среднего образования стала развиваться далеко не вчера. Ее нынешнее плачевное положение было предопределено еще тогда, когда подготовку школьников было решено перестроить по западному образцу, утверждает председатель Ассоциации молодых педагогов Санкт-Петербурга, директор лицея № 369 Константин Тхостов.

«Российское образование очень сильно подкосила Болонская система, которая никоим образом не отвечает конфигурации реальных потребностей российской экономики. В советское время выпускники педвузов были полностью подготовлены по программам и методикам к тому, чтобы сразу после получения дипломов „встать к станку“. Сегодня же между формальным высшим образованием, которое получают студенты, и теми требованиями, с которыми им приходится сталкиваться в школах, образовался огромный разрыв. Это приводит к тому, что школы не ощущают притока новых кадров, хотя число поступающих в педвузы, как отметил Сергей Кравцов, постоянно растет. Абитуриенты поступают в педвузы не для того, чтобы затем работать в школе, а просто чтобы получить корочку, с которой они могут устроиться на работу где угодно, но только не в системе народного образования. По сути, государство выбрасывает деньги на подготовку таких кадров впустую», — сказал он «Эксперту».

По данным Минпросвещения, в 2023–2024 учебном году в России не закрыты вакансии учителей математики более чем в 40% школ, учителей физики — в 22%. Но здесь учтены только те образовательные учреждения, директора которых разместили вакансии в открытом доступе. То есть на самом деле нехватка кадров еще суровее. В Госдуме годом ранее прозвучала конкретная цифра: дефицит преподавателей научно-технических дисциплин составляет 3,6 тыс. человек.

Эта цифра несравнима с сотнями тысяч студентов, обучающихся в пединститутах. Почему же дыру не удается залатать? Отчасти потому, что дефицит кадров неравномерно распределен по регионам. В Москве, Санкт-Петербурге, других городах-миллионниках у школьных директоров есть какая-никакая свобода маневра. Но в малых городах и тем более в сельских школах уход всего лишь одного предметника означает катастрофу: заменить «дезертира» просто некем, указывает Владислав Волков.

«Нехватка учителей на селе отчаянная — мы, директора, ходим друг к другу с протянутой рукой, упрашивая коллег поделиться кадрами хоть на полставки, хоть на четверть ставки. Я сам, было дело, замещал учителя обществоведения в соседней школе, а оттуда ко мне „по бартеру“ приезжала учительница математики. Но это не решение проблемы, а латание дыр. Программа „Земский учитель“ с разовой выплатой 1 млн руб. у нас в Чувашии, как и везде в России, вроде бы и работает. Но она способна закрыть только четыре-пять вакансий в год на всю республику, а только в одной моей школе не закрыто пять ставок. Про дополнительные же региональные меры поддержки в Чувашии я не слышал», — говорит он.

Пример регионального «протекционизма» показывает Подмосковье, где с 1 февраля 2024 года учителям и врачам, изъявившим готовность работать в городских округах, добавили к зарплате сразу по 20 тыс. руб. ежемесячно

Решением подмосковного губернатора Андрея Воробьева «озолотили» учителей математики, русского языка и литературы, физики, информатики, биологии и химии, а также преподавателей начальной школы (тех самых, которых школы теряют в самых больших количествах). Более того, если учитель или врач заключает контракт сроком минимум на пять лет, то он может взять ипотеку, часть выплат по которой областной бюджет берет на себя. Только на 2024 год область выделила на эти нужды 2 млрд руб.

Учи и лечи
Фото: Владимир Смирнов/ТАСС

Куда уйдем со школьного двора

Эта мера призвана остановить отток кадров из Московской области в столицу, которую от ряда округов отделяет иногда одна улица. Но, как и любой протекционизм, это решение властей и без того небедного подмосковного региона небесспорно: очевидно, что оно усилит отток кадров из других областей, в первую очередь граничащих с Московской. Директора школ в глубинке даже не ждут, что их коллективам светит в обозримом будущем что-либо подобное подмосковной щедрости, а вот нарастание дисбаланса между столицей и регионами усугубляется уже сейчас.

«Сегодня я не вижу причин, по которым ситуация должна измениться к лучшему. В школах в глубинке остаются только те, кому некуда уйти: педагоги предпенсионного и пенсионного возраста, каковых в сельских муниципалитетах большинство. В моей школе самому „молодому“ учителю 54 года. Только что у меня уволилась учительница, проработавшая 12 лет, и ушла она... продавцом в магазин. Сидеть на кассе, имея высшее образование, для нее показалось привлекательнее, чем стоять у доски. Моя дочь сейчас оканчивает педуниверситет в Чебоксарах. На последнем курсе она поработала в школе и заявила: больше туда ни ногой! Она как частный репетитор заработает в три-четыре раза больше и при этом не будет обязана тратить время на отчетность и прочие функции, не имеющие прямого отношения к преподаванию. Спрос на педагогические услуги на частном рынке — особенно по математике, физике, информатике, иностранным языкам — намного конкурентоспособнее, чем то, что предлагает государство», — говорит Владислав Волков.

Конечно, в этой ситуации есть исключения. Среди них можно назвать, например, челябинский физико-математический лицей № 31. Его директор Александр Попов заявил «Эксперту», что из школы, где он работает уже 35 лет, учителя не бегут. Напротив, к ним стоит очередь из желающих там работать.

«Я убежден в том, что учителя, которые увольняются из школ, уходят не из профессии, они уходят от плохих руководителей, которые не умеют создавать в школах атмосферу сотрудничества. В нашем лицее преподаватели чувствуют себя „дворянами“: мы бережем престиж учительской профессии. Поэтому у меня всегда есть „обменный фонд“: я с легким сердцем отпускаю учительниц в декретные отпуска, потому что в любой момент могу найти им подмену», — рассказал он.

Господин Попов, однако, отдает себе отчет, что отдельные частные положительные примеры не меняют мрачную картину в целом.

«К сожалению, в обществе престиж учительской профессии давно размыт. Это произошло не в последнюю очередь из-за психологии многих родителей, которые считают, что образование детям можно купить, и, соответственно, воспринимают педагогов не как наставников, а как обслуживающий персонал», — резюмирует директор лицея.

Учи и лечи
Фото: Владимир Смирнов/ТАСС

Исцели себя сам

Еще в 2016 году Центр экономических и политических реформ приводил прогноз, что если отток учителей и медработников не прекратится, то к середине 2030-х годов на селе не останется ни школ, ни больниц. Очевидный провал «оптимизации здравоохранения» подтолкнул правительство в 2012 году к запуску программ «Земский доктор» и «Земский фельдшер». На их финансирование из федерального бюджета выделяется 6 млрд руб. ежегодно, и обе они тоже продлены до 2030 года.

Земские программы для медработников очень похожи на «учительскую». Медицинские даже «льготнее»: условием получения выплаты по ним не является обязательный переезд в сельскую местность. Так, на господдержку могут рассчитывать выпускники медицинских колледжей и вузов, которые готовы вернуться в те населенные пункты, где они жили до поступления.

Если одним из факторов, приведших к дефициту учителей, является в том числе объективная демографическая ситуация, то нехватку врачей вызвала сознательная политика начала 2010-х годов, скрывающаяся под эвфемизмом «оптимизация здравоохранения».

Но, как и в случае с народным образованием, эти меры пока не могут составить конкуренцию частному здравоохранению. Хотя, по данным Минздрава, за 2012–2023 годы для работы на селе и в малых городах привлечены 64,9 тыс. медработников (из них в 2023 году — более 6,7 тыс.), недокомплект штатных должностей врачей все еще составлял около 20%.

Практикующие врачи объясняют слабую эффективность программы «Земский доктор» ее асимметричностью по отношению к различным территориям

По формальным признакам программа не делает различий между поликлиникой в отдаленном селе и поликлиникой в поселке, граничащем с большим городом. Но по факту их персонал живет в абсолютно разных мирах.

«Отчаянные головы», решившие пустить корни в глубинке, обязуются отработать там минимум пять лет. В то же время, как сказал «Эксперту» врач самарской городской больницы № 2 Олег Бурлак, поликлиники в муниципалитетах, отделенных от больших городов пограничной улицей, стали лакомым куском для городских врачей, которые ничем не жертвуют и ничего не теряют. Они в рамках земской программы подписывают контракт с ближайшей формально сельской поликлиникой, получают свой миллион и ездят туда на работу каждый день, как раньше ездили в городскую клинику.

В таком «трюкачестве», говорит Олег Бурлак, нет ничего предосудительного: людям платят подъемные не за то, что они меняют место жительства, а за обязательство работать в конкретном медучреждении. Главное, что эта мера достигла своей цели: врачи получили стимул работать на селе.

«Если человек может ежедневно ездить в сельский район на работу, то где он ночует, никого не волнует. Некоторые мои коллеги этой возможностью воспользовались: у нас есть больница, обслуживающая Ставропольский сельский район, но территориально расположенная в черте города Тольятти, — рассказал он. — Когда в декабре 2023 года вышло постановление правительства РФ о доплатах врачам, работающим в ЦРБ и на скорой помощи, уже городские врачи стали искать работу в сельских медучреждениях: разница в зарплате составила до 20 тыс. руб.».

Учи и лечи
Фото: Владимир Смирнов/ТАСС

Кошелек или рост

В Минздраве РФ, куда «Эксперт» обратился за комментарием по поводу такой практики, ответили, что официально задокументированных случаев трудоустройства городских врачей в сельские больницы в ведомстве нет. В министерстве уточнили, что ответственность за реализацию программы в регионах несут исполнительные органы субъектов РФ в сфере охраны здоровья, а также Росздравнадзор и органы государственного финансового контроля.

Далеко не всем врачам повезло с географией так, как коллегам Олега Бурлака. Ехать на село именно жить, а не просто посещать его не так много врачей соглашается даже за 2 млн руб.

За 12 лет существования программы «Земский доктор» ею воспользовались 50 тыс. человек (напомним, столько же врачей уволилось из системы за один 2022 год)

Сами врачи указывают и на сугубо профессиональный аспект, по которому проваливаются эти программы. Медработник, как любой специалист, должен непрерывно повышать квалификацию, изучать новые достижения медицины, набивать руку на новых практиках. В селе это сделать сложно: увязнув в глубинке, врач обрекает себя на профессиональное отставание от городских коллег, нагнать которое всего через несколько лет будет невозможно, объяснил «Эксперту» глава МОО «Лига защиты врачей» Семен Гальперин.

«Особенно критичен этот фактор для начинающих врачей. Молодой специалист, не имеющий практики, оказавшись в селе, оказывается единственным врачом по своему профилю. Учиться ему не у кого, на конференции и консилиумы он ездить не может: нет ни времени, ни средств. Медицинская профессия вообще в значительной степени построена на обмене опытом и консультациях с коллегами, а в селе врач „консервируется“ на том уровне, которого он достиг на момент переезда. Деньги, конечно, играют роль, и недавний указ президента Путина требует поднять зарплаты врачам вне областных центров минимум на 50 тыс. руб. То есть перед врачами стоит нелегкий выбор: либо быстрый материальный достаток за счет постепенного профессионального отставания, либо длительный период роста благосостояния в процессе повышения собственной квалификации», — говорит господин Гальперин.

В Минздраве РФ «Эксперту» сообщили, что ситуация с врачами не настолько безнадежная, как это может казаться снизу — специалистам на местах. В частности, там отметили, что опасения врачей потерять квалификацию из-за переезда в сельскую местность необоснованны.

«Эффективным механизмом повышения квалификации специалистов здравоохранения является портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России. На портале размещена информация о более чем 140 тыс. программ повышения квалификации, доступных для бесплатного освоения, около 7,5 тыс. интерактивных образовательных модулей для специалистов различных специальностей», — отметили в министерстве.

Материалы по теме:
Общество, 11 апр 11:03
Только 3% работников признаются, что отдача от их труда невысока
Общество, 9 апр 15:06
Интерес к изучению европейских языков снижается, а интерес к восточным языкам растет
Общество, 19 мар 09:30
Как меняются подходы к профессиональному обучению
Общество, 14 мар 15:50
Почти половина россиян готова получать дополнительное образование, но не за свой счет
Свежие материалы
Стратегия не меняется
Мнения,
Что говорят эксперты о новом «майском указе»
Работа становится все удалённее
К 2030 году число «цифровых» сотрудников в мире вырастет до 92 млн человек
Протекционизм опасен в больших дозах
Как господдержка экономики подрывает ее развитие