Приобрести месячную подписку всего за 290 рублей
Общество

Трендовые новости

2013

Комментарий

«Оно человеческим языком сообщает о путях обхода»

Виталий Китаев, руководитель проекта Oriense

Сейчас в мире примерно 180 миллионов слепых и слабовидящих людей. Но хотя мы и живем в век современных технологий, в реальности большинство по-прежнему использует белую трость и собаку-поводыря. При этом зачастую слепые люди не могут позволить себе собаку, а возможности трости весьма ограниченны, особенно в быстроменяющейся агрессивной городской среде.

Наше устройство позволяет решить проблему ограничения свободы передвижения: в частности, обнаруживая препятствия, оно простым человеческим языком сообщает о путях обхода.

На данный момент разработана альфа-версия устройства, генерирующая речевые предупреждения о препятствиях и рекомендации, как их можно обойти, а также 3D-аудиокарту, которая позволяет воспринимать мир с помощью слуха. В основе 3D-сенсор и небольшой, но мощный портативный компьютер с алгоритмами компьютерного зрения, которые дают возможность анализировать обстановку и преобразовывать изображения в текстовое описание окружающего мира. В данный момент сенсор использует ту же технологию, что и Microsoft Kinect, но, к сожалению, не работает на улице. В дальнейшем мы заменим его стереокамерой, нами же разработанной. С ее помощью мы получаем трехмерную картину мира как на улице, так и в помещении.

Прототип прошел первое тестирование в Центре медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению. В дальнейшем устройство будет оснащено такими функциями, как GPS-навигация, распознавание текста, номеров общественного транспорта, цвета светофора, а также другими опциями, позволяющими решить проблему перемещения в городе слепых и слабовидящих людей.

Предполагается, что наш «Электронный поводырь» будет стоить около тысячи долларов. Это, конечно, не очень дешево, но западные аналоги гораздо дороже. Кроме того, его можно будет брать в аренду.

6125 единиц космического мусора принадлежат России.

Мы занимаем первое место в мире по количеству отработанных объектов, которые продолжают болтаться на орбите. После нас США, на третьем месте Китай. Как сообщает Интерфакс со ссылкой на Центральный НИИ машиностроения, общее количество каталогизированных космических объектов составляет 16 886, из них 1153 — действующие космические аппараты, остальные 15 733 — мусор. Причем речь, скорее всего, идет о достаточно крупных предметах: всякую мелочовку, брошенную на орбите, учесть просто невозможно.

Плотва обходит врага справа

Правшами и левшами, как выяснилось, бывают не только люди, но и рыбы. Ученые из Института биологии внутренних вод им. И.Д. Папанина РАН, расположенного в поселке Борок, провели эксперимент. Они взяли молодь плотвы и поместили в специальный аквариум, где за прозрачным барьером находилась крупная рыба, которая в реальной реке могла бы эту плотву сожрать. Испытуемая плотва предпочитала обходить барьер справа. Если угрозы не было, то и асимметрии не наблюдалось.

Благодаря исследованиям других ученых стало известно, что и прочие представители семейства карповых являются правшами. При этом для иных семейств характерна левосторонняя асимметрия или же ее отсутствие. Почему рыбы делятся на левшей и правшей, до конца непонятно. Возможно, это связано с асимметрией зрительного анализатора.(1)

Сон будут лечить через руку

Качество нашего сна можно улучшить, если воздействовать на кисть руки слабым низкочастотным током. Это установили ученые из компании «Нейроком» и Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН.

Эксперименты показали, что после такого воздействия увеличивается продолжительность дельта-сна (самый глубокий медленный сон). А еще после таких опытов испытуемые признавались, что их настроение и самочувствие заметно улучшились. (2)

Наши митохондрии возвращаются к первобытности

Геном есть не только в ядре клетки, но и за ее пределами — в митохондриях. Он гораздо меньше, но из него можно узнать много чего интересного. Ученые из Института биологических проблем Севера ДВО РАН сравнили мутации митохондриальной ДНК у современного человека, неандертальца, человека алтайского (его еще называют денисовцем) и других приматов.

Выяснилось, что 57% вариаций генов характеризуются так называемыми обратными мутациями. То есть митохондриальная ДНК современного человека возвращается на исходные позиции.(3)

Новый чип поможет предсказать Альцгеймера

Разработан биологический микрочип для изучения наследственной предрасположенности к болезни Альцгеймера. Его создала группа ученых из шести научных институтов и университетов Москвы и Томска.

Сравнив гены здоровых людей и больных Альцгеймером, разработчики выявили 10 генетических маркеров, связанных с повышенным риском развития заболевания. То есть предрасположенность можно будет выявлять еще задолго до начала болезни, и появится шанс принять хоть какие-то профилактические меры. (4)

Источники: (1) Е. И. Извеков, В. А. Непомнящих // Биология внутренних вод. 2013. № 4, С. 68–73. (2) П. А. Индурский и др. // Физиология человека. 2013. № 6. С. 91–105. (3) Б. А. Малярчук // Молекулярная биология. 2013. № 6. С. 927–933. (4) И. И. Низамутдинов и др. // Молекулярная биология. 2013. № 6. С. 949–958.

№48 (326)