ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Рост в обязательном порядке

2008

Южный страховой рынок за год вырос почти в полтора раза, обогнав по темпам роста остальные федеральные округа в два-три раза — в основном за счёт обязательных видов страхования. Правда, по объёмам страховых сборов ЮФО остался на шестом месте в стране

Страховой рынок юга России по итогам прошлого года стал одним из самых быстро развивающихся. Объём сборов увеличился почти на 40%. Для сравнения: совокупные сборы всех страховщиков в России выросли только на 23%, компаний, работающих в Центральном федеральном округе, — на 11,4%, в Северо-Западном — на 27,2%, в Приволжском — на 25%. При этом бурный рост не повлиял на место округа в общероссийской раскладке — ЮФО остался в аутсайдерах, опережая по сумме сборов лишь Дальневосточный округ (см. график 1).

Причин тому масса. Одна из основных, по мнению ведущих игроков рынка, — низкий уровень финансовой грамотности населения. Страхование до сих пор воспринимается не как инструмент сбережения средств, а как нечто лишнее. Оттого и преобладают обязательные виды, от которых не отвертеться. Ещё одна причина характерна для всех отраслей окружной экономики — нестабильность на Северном Кавказе и низкий уровень экономического развития республик. Это похоже на замкнутый круг, на который все ссылаются, когда надо обозначить причины отставания: пока на Кавказе нестабильно, экономика республик не начнёт развиваться, но пока не начнёт развиваться экономика, стабильности не будет. Вот и прошлогодний рост обеспечили экономически развитые регионы — Ростовская область, Краснодарский край, Волгоградская область и Ставрополье.

В целом же южнороссийский страховой рынок развивается в русле общих тенденций, главная из которых — сокращение числа местных страховщиков. Небольшие компании не выдерживают конкуренции с федеральными структурами. На долю компаний, входящих в первую десятку, приходится 50% от суммы региональных сборов. В ближайшее время, в связи с приходом на российский рынок иностранных страховщиков, ожидается усиление конкуренции среди крупных компаний, что ещё сильнее усложнит жизнь местным фирмам.

Вклады регионов

Шестое место ЮФО на страховом рынке России вполне соответствует уровню и особенностям общеэкономического развития региона. В таких регионах, как Астраханская область, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия, Адыгея, Чечня, Дагестан, Кабардино-Балкария и Ингушетия, нет собственных страховщиков. Здесь работают филиалы и представительства федеральных и региональных компаний либо их агенты. Причём количество присутствующих в северокавказских республиках страховых брендов колеблется в пределах 15–40 компаний на территорию. А ведь в целом по ЮФО число участников страхового рынка с учётом всех компаний, входящих в холдинговые структуры, достигло, по данным Федеральной службы страхового надзора (ФССН), 245.

Высокий темп прироста страховых премий тоже не изменил места округа на страховом рынке России. Если смотреть не на проценты, а на рубли, то сборы в сравнении с другими федеральными округами ещё достаточно малы. Совокупный сбор страховых компаний, работающих в ЮФО, за год увеличился с 44,4 до 60,7 млрд руб­лей. Это шестое место среди федеральных округов России. Если рассматривать показатели в целом по стране, то южнороссийский страховой рынок вырос всего на 1% до 8%. Схожим образом обстоят дела и в части выплат. Всего в 2007 году в ЮФО выплаты (без учёта ОМС) составили 11,4 млрд рублей или 5,6% от общероссийского показателя.

Вес разных регионов ЮФО в портфелях ведущих страховых компаний различается (см. таблицу 1).

«Лидирующую позицию в структуре страховой премии по Южному федеральному округу сохранила Ростовская область, доля которой в общей сумме поступлений страховщиков ЮФО составила одну треть», — сказал «Эксперту ЮГ» руководитель отдела по взаимодействию с государственными структурами и муниципальными образованиями ростовской страховой компании «Эни» Виталий Семергей. По данным компании «Ингосстрах», лидерами ЮФО по объёму страховых взносов стали Краснодарский край (2,4 млрд рублей без учёта ОМС), Ростовская область (2,1 млрд), Волгоградская область (1,3 млрд), что объясняется высокой концентрацией платёжеспособного бизнеса в этих регионах. В остальных субъектах округа объёмы намного ниже. «Страховые рынки некоторых субъектов ЮФО не только не показывают роста, но и сокращаются, — говорит главный специалист по маркетингу и рекламе представительства южной региональной дирекции ОСАО “Россия” Виталий Щукин. — Основной причиной более слабых позиций ЮФО по отношению к другим округам РФ является нестабильность экономик республик Северного Кавказа. Следствие слабости экономики северокавказских республик — низкие доходы населения, что, в свою очередь, становится причиной низких сборов страховых премий в розничном сегменте».

Не менее значимая причина отставания округа, на которую указали представители всех компаний, участвовавших в опросе «Эксперта ЮГ» (на основе опроса был составлен рейтинг страховых компаний — см. таблицу 2), — низкая финансовая грамотность населения. Заместитель генерального директора по развитию регионального бизнеса «Русской страховой компании» Виктор Дымов полагает, что низкий уровень страховой культуры руководителей предприятий и организаций, индивидуальных предпринимателей и населения региона связан с консервативными взглядами на экономические вопросы. Если на Западе страхование — один из инструментов сохранения сбережений, то у нас его воспринимают скорее как способ потратить лишние деньги. А лишних денег у большинства жителей ЮФО нет. «Тормозом развития страхового рынка в ЮФО являются всё ещё недостаточная платёжеспособность предприятий и относительно невысокие доходы населения», — добавляет генеральный директор компании «Росгосстрах-Юг» Дмитрий Альперович.

Обязательный момент

Низкий уровень страховой культуры в регионе наглядно демонстрирует структура сборов по видам страхования (см. график 2). Больше половины совокупной выручки страховых компаний обеспечивает ОМС. На втором месте — страхование имущества и финансовых рисков. Тоже наполовину обязательный вид. Здесь преобладает страхование при ипотеке и при автокредитовании. А поскольку большинство банков без полиса не выдадут кредит, говорить о добровольности страхования не приходится. На третьем месте — ещё более обязательное ОСАГО. Сугубо добровольное личное страхование составляет в общей сумме всего 0,1%. Один процент приходится на необязательные виды страхования ответственности. На страхование жизни в ЮФО выпадает 2% от суммы сборов.

«Ситуация в крупных городах постепенно меняется к лучшему. Руководители предприятий начинают воспринимать добровольное медицинское страхование как способ дополнительной мотивации работников, жители, из числа обеспеченных, всё чаще добровольно страхуют своё имущество и жизнь», — утверждает менеджер по маркетингу дивизиона «Юг» группы «Ренессанс» Мария Сафонова. По её словам, в последние годы как на Юге, так и в целом по России страхование выходит за рамки просто финансовой защиты на случай утраты имущества, прикрепления к поликлинике определённого класса или гарантии оплаты по обязательствам клиента в случае дорожно-транспортного происшествия. «Современное страхование становится в первую очередь сервисной услугой, — считает г-жа Сафонова. — То есть в случае с имуществом это услуги по риск-менеджменту: оценка потенциальных рисков и рекомендации по снижению вероятности рисков. В случае с добровольным медицинским страхованием — комплексная оценка состояния здоровья, выявление “слабых мест” и услуги, направленные на предотвращение заболеваний».

По мнению эксперта, для сохранения своих позиций в конкурентной борьбе страховщики стали позиционировать себя как профессионалов, готовых взять на себя все заботы клиента, связанные с рисками: современный страховой продукт зачастую включает в себя помощь при сборе документов, консультации персональных менеджеров, в том числе по тонким юридическим вопросам, индивидуальный подход к каждому клиенту.

С этим мнением согласна и генеральный директор страховой группы «Адмирал» Алла Киселёва. По её словам, основная конкуренция сейчас разворачивается в области качества страховой защиты и сервиса.

Битва за рынок

Несмотря на нестабильность и низкий уровень экономического развития, на страховом рынке ЮФО наблюдается высокий уровень конкуренции. В 2007 году 50 крупнейших страховщиков и филиалов контролировали 80% рынка.

По данным Госреестра, на 01.04.2008 г. в ЮФО зарегистрировано 88 страховщиков (представители холдинговых структур считаются за одну компанию), из них 2 перестраховщика и 33 компании, занимающиеся ОМС. Большая часть премий приходится на федеральные структуры — на южном рынке реально работает только 31 местная компания, которые контролируют по итогам I квартала 2008 г. 22,4% рынка ЮФО (без ОМС).

Региональное деление рынка между южанами и федералами неоднородно. По оценкам СК «Ингосстрах», в Ростовской области местные компании контролируют почти треть рынка, а в Волгоградской области и в Краснодарском крае всем заправляют филиалы федеральных компаний. Практически все договоры по ОМС — основному виду страхования — в республиках Северного Кавказа принадлежат филиалам федеральных страховщиков — так, основным игроком на рынке ОМС в Карачаево-Черкесии, Ингушетии, Дагестане, Чечне является «Макс-М».

Краснодарский край в последнее время стал ареной конкурентных боёв во всех сферах экономики. На страховом рынке эти бои, по мнению экспертов, уже завершились. «Страховой рынок Краснодарского края в ожидании строительства олимпийских объектов и инфраструктуры курортных зон в основном поделён между крупнейшими московскими страховщиками», — утверждает генеральный директор «Южной страховой компании» Сергей Гусенков. Семь ведущих страховых компаний — «Согаз», «АльфаСтрахование», «Гефест», «Ингосстрах», «РЕСО-Гарантия», «Росгосстрах» и «Согласие» подписали договор о создании Олимпийского страхового пула. Они договорились о совместной деятельности в части страховой защиты компаний, участвующих в подготовке и проведении Олимпиады в Сочи.

«По официальным данным, на строительство олимпийских объектов будет привлечено более 300 миллиардов рублей, — отмечает генеральный директор “АльфаСтрахования” Владимир Скворцов. — Страхование строительных рисков на такую сумму не под силу ни одной из российских компаний, поэтому создание пула — вполне логичный шаг».

Но и помимо Олимпиады тенденция к консолидации на страховом рынке прослеживается в последние два года вполне определённо. Число небольших местных компаний постоянно сокращается (см. график 3). Увеличивается доля холдинговых структур федерального значения. В последнее время в конкурентную борьбу включились иностранные страховщики. Если на юге России их роль пока не слишком заметна, то в целом по стране доля иностранного капитала на страховом рынке только за прошлый год увеличилась в два раза. Надо думать, скоро иностранцы дойдут и до регионов.

Конкуренция в различных сегментах страхового рынка ЮФО неоднородна. Наиболее высокий её уровень наблюдается в обязательных сегментах, например, ОСАГО, ОМС. Следом идут условно-обязательное каско (требуется при оформлении автокредитов), комплексное ипотечное страхование.

Самый низкий уровень конкуренции сегодня в таких сегментах, как страхование имущества физических лиц, страхование физических лиц от несчастного случая, страхование ответственности юридических и физических лиц перед третьими лицами. Низка конкуренция на данный момент в страховании жизни — этот продукт в ЮФО ещё не стал популярным. Население с недоверием относится к таким страховым продуктам, да и среднедушевые денежные доходы в регионе пока довольно низки.

В розничном сегменте, с учётом роста потребности не только в страховании, но и в высоком уровне околострахового сервиса, наблюдается тенденция перетока клиентов от мелких компаний к крупным брендовым, что, в свою очередь, способствует росту конкуренции, отмечает Виталий Щукин. «Между этими компаниями и развивается сегодня соревнование за лучший сервис и за наиболее правильное управление убыточностью, рост которой сильно влияет на настроения страховщиков, — считает Алла Киселёва. — По результатам 2007 года у клиентов очень многих компаний испарилась эйфория по поводу демпинга тарифов автокаско в предшествующий период. Люди стали понимать, что страховой сервис и гонка за дешёвым полисом — это несовместимые понятия».

Путь в светлое будущее

Отставание ЮФО от экономически развитых регионов сложилось исторически, но последние несколько лет нарастает географическая диверсификация страхового рынка. Например, доля Москвы в страховом рэнкинге субъектов РФ снизилась с 54% в 2004 году до 44% в 2007 году. «Благодаря росту розничного сегмента, взносы стали распределяться пропорционально численности населения и уровню среднедушевого дохода. Поэтому у ЮФО — отличные перспективы», — уверена Алла Киселёва.

По прогнозам группы «Ренессанс», в ближайшее время в регионах должны закрепиться основные тенденции, наметившиеся в последний год. В частности, за счёт роста потребительского кредитования продолжится развитие имущественного (ипотечного) и автострахования. Кроме того, всё больше работодателей стали обращать внимание на возможности добровольного медицинского страхования как эффективного инструмента привлечения, мотивации и удержания персонала. При этом всё чаще выбор делается в пользу классических рисковых медицинских программ, а не атавистических «депозитных», которые существенно уступают первым как в доступности и удобстве с точки зрения финансирования, так и в плане дополнительного сервиса. Поэтому можно прогнозировать и рост рынка ДМС.

«Учитывая увеличение транспортных перевозок грузов и пассажиров через ЮФО, перспективно развитие программ, связанных с ними — страхования грузов, страхования ответственности перевозчиков, — добавляет Виктор Дымов. — В связи с активным ростом строительного рынка следует ожидать повышения интереса к страхованию строительно-монтажных работ и ответственности застройщика. Словом, в ближайшие годы в ЮФО перспективными могут стать все виды ответственности».

Помимо общих тенденций, перспективы развития южного страхового рынка определяются ещё и местными особенностями. На темпы роста страхового рынка будут влиять несколько локальных факторов. Стабилизация и развитие экономики северокавказских республик, мощный поток инвестиций в ЮФО, вложение колоссальных средств в развитие инфраструктуры Краснодарского края в рамках подготовки к Олимпиаде-2014 (и, как следствие, новый этап развития культуры страхования) положительно повлияют на рост рынка. Но постепенное сокращение темпов роста рынков развитых регионов (Волгоградская область, Ростовская область) замедлит общее развитие страхового рынка ЮФО. По оценкам самих страховщиков, сумма сборов будет расти на 25–30% ежегодно.

Чтобы не остаться с носом при делёжке этого пирога, компании намерены и дальше развивать региональные сети, наращивая своё присутствие в ЮФО. Эту стратегию предпочли практически все опрошенные. Однако чем компания ближе к верхней части рейтингового листа, тем больше внимания планируется уделять развитию новых страховых продуктов.

«Ключевым направлением развития страховой компании “Эни” в среднесрочной перспективе (2007–2010 годы) является развитие добровольных видов страхования, — говорит Виталий Семергей. — Усилия компании будут концентрироваться на развитии розничных видов страхования, и в первую очередь транспорта, увеличении ДМС среди работодателей, страховании финансовых рисков и на рынке добровольного страхования ответственности». Планирует новые проекты в части страхования имущества, жизни и бизнеса «Росгосстрах-Юг». Представители остальных компаний тоже намерены совершенствовать свои страховые продукты.

В целом рынок ЮФО в ближайшее время продолжит расти опережающими темпами по сравнению с общероссийским как за счёт расширения филиальных сетей в регионах с низким уровнем развития, так и за счёт совершенствования страховых продуктов в субъектах с развитым рынком.

Рейтинг страховых компаний
Страховой рынок регионов ЮФО
«Эксперт Юг» №17-18 (23)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама



    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама