Приобрести месячную подписку всего за 240 рублей

Молчание земли

2001

Вместе с ямальскими мумиями уральские археологи могут открыть новое направление в мировой науке. Для этого нужно "разговорить" находки, молчавшие тысячу лет

Территория нынешнего Ямало-Ненецкого автономного округа у археологов считается и одной из самых богатых, и в то же время - неразведанных. Именно здесь, в районе Зеленого Яра, небольшого островного поселка на реке Полуй в 40 километрах от Салехарда, уральскими археологами открыт средневековый некрополь. Найденные при его раскопках мумии ставят открытие по научной значимости в один ряд с легендарными египетскими, перуанскими, европейскими "болотными" мумифицированными находками. Дело в том, что до этого времени нигде в мире не было найдено столько мумифицированных останков, которые сохранились бы не в вечной мерзлоте, болотах или потому что забальзамированы, а благодаря иным, не известным пока факторам. С этим связано и зарождение принципиально нового направления в мировой археологической науке, которое при исследовании ямальских мумий будут формировать именно уральские специалисты.

Только факты

Зеленоярские мумии могли быть найдены еще в 70-х годах, когда в районе поселка археолог Л. П. Хлобыстин обнаружил фрагменты керамики (ископаемой глиняной посуды), которую он датировал периодом "железного века". Но на этом тогда все и закончилось. Глубже копнули значительно позже. Летом 1997 года в ходе разведки Ямальской археологической экспедиции Института истории и археологии УрО РАН под руководством Натальи Федоровой был обнаружен могильник. Спустя три года, в сезоне 2000 года, археологи вскрыли на нем 16 погребений и нашли два жертвенных комплекса. По словам антропологов, половина погребений детские (дети от 1,5 до 7 лет), шесть - мужские, а остальные из-за плохой сохранности костных останков неопределимы. Каждое погребение выглядело примерно одинаково: неглубокая (50 - 70 см) яма, дно которой устлано берестой. Люди лежали на спине, ногами к реке, завернутые в меха, в деревянных саркофагах, накрытые полотнищем из бересты. Мужские захоронения копались очень узкие, возможно поэтому умерших стягивали кожаными ремнями. Найденные в могилах бронзовые антропоморфные (человекообразные) фигурки разбиты на части именно в тех местах, которые перевязаны: плечи, таз, ноги. Археологи часто встречали такие фигурки в средневековых могильниках Сургутского Приобья, но, в отличие от зеленоярских, те были целые. Могилы располагались по групповому признаку: в каждой - два мужских и четыре детских захоронения.

Первая мумия была обнаружена в то же лето. При расчистке одной из могил под мехом оказалась мумифицированная голова ребенка с длинными черными волосами, веками и ресницами в глазницах. Наиболее хорошо сохранились верхняя и средняя части туловища, от остальных мягких тканей остался тлен. Тем не менее очертания детской фигуры, лежащей на левом боку с подогнутыми ногами и сложенными перед грудью руками, читались хорошо.

Эта находка и стала первой сенсацией. Извлеченную монолитно, ее для консервации и дальнейшего изучения доставили в московский центр биомедицинских исследований ВИЛАР. В Институте молекулярной биологии РАН, в кабинете по исследованию древних и редких ДНК, с точностью до 98% ученым удалось выяснить пол и возраст мумии. Как и предполагали археологи, это оказалась девочка 6 - 7 лет, жившая около 1,5 тыс. лет назад. Более того, при проведении генетического анализа по набору ДНК, взятому в силу загрязнения мягких тканей из зубов, специалисты определили, что ребенок принадлежит к расово-генетической группе, наиболее распространенной среди современных европейцев. Сегодня мумия девочки Эвине (так ее назвали ученые) подготовлена для экспозиции в Ямало-Ненецком окружном краеведческом музее в обычных витринах.

Самым "урожайным" для уральских археологов оказалось прошлое лето: обнаружено девять погребений, в четырех из них найдены мумии трех детей 1,5 - 2 лет и мужчины 35 - 40 лет. Последний сохранился настолько хорошо, что лишь почерневший кожный покров выдавал ту далекую эпоху, в которой он жил, - примерно VIII - X вв. н. э. Тело рыжеволосого мужчины поверх одежды было стянуто кожаными ремешками, окрашенными в красный цвет. Ремни выполнены из кожи великолепной выделки.

Сверху тело погребенного было накрыто листом меди. Поверх лицевого покрывала голову под мехом перекрывала также медная или бронзовая пластина. На теле погребенного ниже талии под меховой одеждой лежала пряжка в виде головы медведя, рядом - боевой железный топор. Мумия мужчины также отправлена в Москву. После консервации ее, как и Эвине, будут демонстрировать в Ямало-Ненецком окружном музее. Остальные три находки изучаются в Екатеринбурге.

Удивительная особенность этих погребений - очень хорошая сохранность одежд из меха. Обычно, по словам археологов, такие артефакты не сохраняются. Кроме того, летом 2001 года ученые столкнулись с совершенно новой системой погребального обряда: в одних могилах преобладают остатки деревянных колод, напоминающих по форме лодки, в других - берестяные пласты, наложенные друг на друга и прошитые. Внутри находилось тело.

Кроме мумий, археологи нашли на могильнике металлургический комплекс, на котором из болотных руд делали железо. Обломки тиглей (сосудов для литья цветных металлов), найденные там же, говорят о том, что здесь не только варили железо, но и плавили, разливали медь и бронзу не из руды, а из каких-то сломанных или ненужных предметов или слитков металла. Датируется металлургический комплекс VI - VII вв. н.э.

Только гипотезы

Найденные в ходе Ямальской экспедиции зеленоярские мумии не имеют аналогов в мире, поэтому до определенных научных выводов еще далеко: предстоит огромная исследовательская работа. А пока уникальный объем информации, который несут в себе находки, порождает больше вопросов, чем ответов.

Вопросы у археологов начали появляться еще при раскопках. К примеру, не понятно, почему среди 27 погребений, вскрытых на сегодняшний день, не найдено ни одного женского. Для чего перевязывались тела мужчин и разбивались антропоморфные фигурки? Чем объясняется четкое распределение погребений: четыре детских, два мужских? Почему два вскрытых жертвенных комплекса, один - начала VII века, второй - не раньше XII-го, организованы совершенно одинаково?

По словам старшего научного сотрудника Института истории и археологии УрО РАН Натальи Федоровой, на месте раскопок было скорее всего кладбище, и кладбище очень большое, поскольку оно тянется на сотню метров, а весь лес занят могилами. Это говорит о том, что где-то рядом, может быть вниз или вверх по реке, должно было быть такое же большое поселение и, видимо, не одно. Но пока оно не обнаружено, найти его - задача археологов на перспективу. В отличие от следов обитания людей, следы посещения могил есть. Как полагают специалисты, на месте могильника проходили какие-то тризны, обряды. Скорее всего это место было священным, сакральным - что-то типа острова мертвых. И похороненные там люди были не просто членами поселения или племени, а теми, кто обладал особой силой, кого боялись. Может быть поэтому хоронившие сородича прибегали к своего рода охранительной магии: связыванию усопшего кожаными ремнями или намеренному разрушению в некоторых случаях той части могилы, где помещалась его голова.

Еще одна загадка - что это за народ и откуда он? Хотя погребальный обряд имеет некоторые аналогии в обрядах современного коренного населения Ямало-Ненецкого автономного округа, особенно северных ханты, в целом он настолько оригинален, что не дает оснований безоговорочно относить его к предкам какого-либо конкретного современного этноса. Повторимся: согласно анализу ДНК первой мумии девочки Эвине, ее можно отнести к типу людей, который более распространен среди европейцев. Это, считают ученые, еще не значит, что Эвине можно отнести к какой-то пришлой европеоидной группе. Хотя есть другое предположение: уже полторы тысячи лет назад эти территории были плотно заселены людьми с высокой для того времени культурой, которую вполне можно сопоставить с развитием славянской IX - X веков и даже легендарных рыжеволосых викингов.

Самая большая, пожалуй, загадка - сохранность тысячелетних мумифицированных останков. По версии ученых, ямальские мумии - самые молодые из числа найденных в мире. Но парадокс состоит в том, что, в отличие от других мумий, на их сохранность не влияли уже знакомые ученым факторы. Именно это больше всего выделяет находки уральских археологов из общего списка. В Древнем Египте мумии сохранились за счет искуснейшего бальзамирования, в высокогорных районах (около 6 тыс. метров над уровнем моря) перуанских Анд и Эцтальских Альп (около 3 тыс. метров над уровнем моря) - посредством замораживания, в пустыне Гоби - благодаря песку и резко-континентальному климату, в болотах Северной Германии, Дании, Нидерландов и Великобритании - отличную работу над человеческими телами выполнили гумусовые кислоты (продукт разложения мха сфагнума) вкупе с кальцием и азотом. Что повлияло на сохранность зеленоярских мумий, пролежавших в почве лесотундровой полосы, - не известно. Наиболее логичными, по мнению специалистов Института истории и археологии УрО РАН, выглядят три версии. Первая - воздействие на ткани тела окислов бронзы, пластами которой накрывались некоторые тела погребенных. Вторая - особые условия пребывания мумии в почве: хотя вечная мерзлота в лесотундре находится на глубине двух метров, ученые не исключают ее косвенного воздействия на человеческие останки. Третья версия синтезирует две первые.

Только начало

Новое направление науки, которое будут развивать уральские ученые, заключается во впервые полученной возможности провести на основе изучения ямальских мумий комплексное междисциплинарное исследование человека западносибирского средневековья. Проще говоря - попробовать узнать об этих людях все то, что на обычном археологическом материале вывести не представляется возможным. К примеру, как эти люди одевались, были ли они родственниками, чем питались, чем болели и т. д. "Вклад в мировую науку, - говорит Наталья Федорова, - будет осуществлен с точки зрения уникальности этих находок, так как больше таких объектов нигде нет. Не совсем верно будет подразумевать их как самые интересные, самые информативные и т. д. Просто остальные - другие".

Сегодня идет выработка комплексной программы, включающей археолого-этнографические и медико-биологические исследования, изучение металлургического комплекса и его влияния на захоронения и т.д. Задача ученых - получить максимум информации и при этом сохранить объекты. Специалисты Уральской государственной медицинской академии из Екатеринбурга и их коллеги из Москвы проводят сложнейший расово-генетический анализ. Уже определены меха (это собака, олень, росомаха, соболь, бобер) и работа с ними продолжается. Идет реставрация топора.

Однако перевести гипотезы в научные факты ученым, вероятно, удастся не раньше, чем через год. А на то, чтобы на основе раскопок в Зеленом Яре составить полное представление об истории Ямальского Севера, понадобится гораздо больше времени. Будем надеяться - меньше того, которое молчали находки уральских археологов.

Благодарим старшего научного сотрудника Института истории и археологии УрО РАН Наталью Федорову за участие в подготовке материала и предоставление фотографий. Использованы также ресурсы интернет-сайтов государственного концерна "Ямал-Информ" и газеты "Красный Север".

Хроника наиболее известных археологических находок на Ямальском Севере

Берег Карского моря был обитаем с незапамятных времен. На основе находок, обнаруженных на полуострове Ямал, на берегах реки Юрибей, археологи доказали, что уже VIII тысячелетий (!) назад - задолго до египетских фараонов - на территории нынешнего Ямало-Ненецкого автономного округа жили люди.

1862 - 1864 годы. Экспедиция Ю. М. Кушелевского установила местонахождение города-легенды Мангазея.

1927 год. Городище Мангазея обследовалось экспедицией Географического общества под руководством Р. Е. Кольса.

1932 год . При строительстве салехардского гидроаэропорта в устье реки Полуй обнаружены древние вещи из кости. Позже на этом месте открыто древнее поселение, названное Усть-Полуйским, в 1935 году его начал раскапывать ленинградский ученый В.С. Адрианов.

1946 год . Археологи В. Н. Чернецов и В. И. Мошинская доказывают, что берега Нижней Оби обживали племена высокого уровня материальной культуры. Усть-Полуй признан одним из самых богатых археологических памятников эпохи железа.

1946 - 1968 - 1970 годы . Археологические экспедиции обследуют остатки городища Мангазея. Обнаружены тысячи находок, свидетельствующие о высокой культуре древних северян. Город, в котором насчитывалось более 2 тыс. жителей, был построен в лучших традициях мирового градостроительного искусства. Кроме крепости с башнями высотой в 12 метров в нем было более 200 домов, гостиный двор с 20 торговыми лавками, хлебные, соляные и пороховые магазины, винный подвал, два питейных дома. К концу XVII века Мангазея считалась "соболиным Клондайком".

1961 год . Историко-этнографическая экспедиция МГУ под руководством Л.П. Лашука открывает жертвенное место - Белую гору.

1980-е годы . В небольшом поселке Овгорте обнаружены три иранских сосуда ХI века. На реке Куноват найдена византийская чаша с изображением Александра Македонского и три западноевропейских сосуда XII - XIII вв. н. э. На основании этих находок ученые заявляют о том, что люди, населявшие территорию округа в древности, не были оторваны от мировой культуры.

1990 год . На Ямальском полуострове открыт археологический памятник - городище Ярте (конец I - нач. II тысячелетия н.э.).

1995 год. По исследованиям деревянных изделий специалисты-дендрохронологи заявляют: время возникновения Усть-Полуйского поселения относится к 48 - 49 гг. до н. э. Его основатели - не ненцы и не ханты, а народ, живший здесь задолго до них, затем растворившийся в них и вошедший в состав титульных народов Севера.

«Эксперт Урал» №21 (34)