Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!
Общество

Волонтеры бывают разными

2018

Развитие добровольческого движения в России в равной степени зависит от разных акторов благотворительной деятельности — корпораций, государства, НКО и гражданских сообществ — и определяется их договороспособностью и готовностью перенимать лучшие практики

Журнал «Эксперт-Урал» и АЦ «Эксперт» провели в Екатеринбурге VIII межрегиональную конференцию «ЭКОсистема волонтерства»*. Соорганизатором выступил Фонд президентских грантов (ФПГ), организовавший в рамках форума семинар для НКО. В этом году мы сделали фокус на теме волонтерства. Понятно почему: 2018 год в России объявлен Годом добровольца (волонтера), а в мае вступил в силу закон о добровольчестве, работа над которым шла шесть лет. По данным Росстата, около 7 млн человек систематически занимаются волонтерской деятельностью. Кроме того, волонтерство — одно из тех ярких явлений, которые позволяют оценить уровень социального развития страны, уровень доверия между общественными институтами и бизнесом. Такой срез необходим, когда мы пытаемся ответить на вопросы о специфике формирования инфраструктуры для добровольчества, роли бизнеса и государства в этом процессе. О государстве — отдельно: волонтерство должно регулироваться, особенно когда речь идет о таких событиях, как стартовавший на днях ЧМ по футболу (нам еще предстоит разобраться, как событийных волонтеров трансформировать в социальных добровольцев). Но это не повод «забюрократить» движение, в основе которого лежит добрая воля, а не показатели оказания помощи или услуг. Эксперты конференции — представители корпораций, НКО, государства и высшей школы — обсудили перспективы развития добровольчества в России. 

О количестве …

25% россиян ежемесячно участвуют в волонтерской деятельности. Это данные Центра исследования гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, проанализировавшего помогающее поведение населения, его участие в волонтерской деятельности. Согласно опросам центра, в 2017 году 33% жителям приходилось участвовать в добровольческом труде, это на 7% больше, чем двумя годами ранее.

— За последние два года произошел взрывной рост волонтерства в стране, — подтверждает тенденцию руководитель Школы КСО и устойчивого развития Московской международной высшей школы бизнеса Мирбис Светлана Герасимова. — Такого не было никогда, ни на корпоративном, ни на государственном уровнях. Это очень отрадно. Происходит институционализация этого понятия, появились

профессиональные форумы, национальные советы. Исследователи в вузах и в научных центрах начинают искать подходы, как исследовать это явление, как его оценивать, как определить социальный эффект.

— Если обратиться к международному опыту, пальму первенства в исследованиях держит Институт Джона Хопкинса и один из его ведущих профессоров Лестер Саламон, который разрабатывает идеологию измерения эффективности волонтерского труда и волонтерских ресурсов, — рассказала заведующая кафедрой социологии и технологий государственного и муниципального управления УрФУ Мария Певная. — Согласно его исследованию по 37 странам, 44% трудовых ресурсов некоммерческого сектора — это волонтеры.

И только 56% — оплачиваемый штат. Волонтерство — мощнейший трудовой ресурс, который приносит общественную пользу. В России, по данным КАФ, оказывали помощь незнакомым людям 35% россиян, работали в НКО волонтерами — 13%.

В Концепции развития добровольчества в РФ до 2025 года содержится и другая количественная оценка — 50% взрослых россиян декларируют готовность работать на добровольной основе.

— Важным ресурсом в развитии этого движения являются корпорации, — отмечает управляющая по корпоративным вопросам региона «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг» Анна Бушлякова. — У российских компаний накоплен опыт в этой сфере, есть компании-лидеры, достойные проекты и активные корпоративные волонтеры, но не всегда имеется представление о масштабах этой деятельности, количестве участников программ корпоративного волонтерства. 

— У волонтерства много лиц — корпоративное, социальное, спортивное. Они отличаются. Бизнес в этом списке имеет особое положение, именно на его стороне рождается много хороших практик в силу того, что крупные компании занимают в России необыкновенно активную позицию и много инвестируют в соцпроекты, — соглашается заместитель председателя совета Европейского университета в Санкт-Петербурге Елена Чернышкова. — Благодаря высокому уровню менеджмента в корпорациях, у нас есть возможность наблюдать за реализацией очень эффективных программ.

— Корпоративным волонтерством занимались 15% жителей РФ, — приводит результаты последнего опроса ВЦИОМ Мария Певная.

— Сравнивая эти 15% и 50% тех, кто готов трудиться на добровольной основе, понимаешь, что потенциал у корпоративного добровольчества очень большой, — констатирует президент Благотворительного фонда «Синара» Наталья Левицкая. — Корпорации активно развивают волонтерские программы, делая упор на достижении социальных эффектов. Мы идем по пути взаимодействия наших волонтеров с местными НКО. Системной работе с ними способствует грантовый конкурс БФ «Синара», в ходе которого выбираются лучшие проекты, и одним из важных критериев отбора является привлечение сил добровольцев. Зачастую у нас получается коллаборация корпоративных и местных добровольцев. И в таких проектах достигается наилучший результат.

… качестве ….

Исполнительный директор Форума доноров (ФД) Александра Болдырева призвала экспертное сообщество не концентрироваться на количественных показателях:

— Сухие цифры мешают оценивать реальную ситуацию. Тем более они интерпретируются по-разному, часто выглядят оптимистичнее, чем есть на самом деле. Например, более 90% участников проекта «Лидеры корпоративной благотворительности», который ФД реализует совместно с «Ведомостями» 11 лет, как минимум пять лет говорят, что в их практике корпоративное волонтерство присутствует. Но, наверное, было бы неправильно соотносить эти данные со всем корпоративным сектором. К тому же даже в числе этих 90% далеко не все указывают в анкетах, что занимаются подсчетом количества волонтеров в компании. А как именно этот подсчет ведется? Чаще речь идет о количестве человек, принявших участие в отдельных мероприятиях, и не всегда сравнивают, пересекаются участники или нет. Можно ошибиться. А теперь поставим себя на позицию компании, в которой волонтерство не так давно существует, где, например, 100 человек из 10 тыс. сотрудников вовлечены в эту деятельность. Это много или мало? На самом деле даже 100 человек — это здорово. Ведь существует определенный лимит на добровольчество. Не все готовы этим заниматься, а многие приходят на работу, чтобы работать. Важнее для сектора качество проектов, а не количество добровольцев.

— Социальный эффект важнее цифр и лозунгов, — соглашается президент благотворительного фонда Amway «В ответе за будущее» Анна Сошинская. — Это глубокий процесс, кропотливое разъяснение того, что такое грамотное волонтерство и правильная благотворительность.

— Может быть, пока наши цифры не совсем точные, но это всего лишь говорит о том, что мы ищем подходы, — рассуждает Светлана Герасимова. — Так, опубликовано уникальное исследование «Корпоративное волонтерство в России», подготовленное усилиями Национального совета по корпоративному волонтерству. Это попытка исследователей и корпораций объединиться, чтобы изучить совершенно разные жанры и направления волонтерства.

— Корпоративное волонтерство бывает разным. Экологические акции — это когда люди собрались, в приятной обстановке принесли пользу окружающей среде, зарядились энергией. А вот поддержка людей с ограниченными возможностями требует особых знаний и особого подхода, — анализирует Анна Бушлякова. — Сначала ты погружаешься в эту тему и растешь внутри. Потом учишься в школе волонтера, когда НКО, такие как фонд поддержки слепоглухих «Со-единение», специально приезжают в нашу компанию, чтобы объяснить, как помогать таким людям, которым зачастую важно просто общение.

— Приятно оценивать практики сильных компаний, которые много лет занимаются волонтерскими проектами, но есть и другие примеры, когда программы превращаются в инструмент развлечения, выстраивание лояльных отношений с сотрудниками, при этом совершенно пропадает тема социальной пользы, — констатирует Елена Чернышкова. — Насколько это эффективно, когда дорогостоящие сотрудники красят забор, насколько осмысленно подходит компания к таким акциям?

— Компании, как правило, начинают с отдельных разовых акций, это нормальная история на этапе становления. Из этого складывается некий тренд, а иногда и корпоративная программа. Обычно такой путь становления проходят все корпорации, — объясняет Светлана Герасимова. — Сейчас волонтерство плотно вплетается в HR- и КСО-направления. В этом случае волонтерство будет полностью поддерживать реализацию стратегии развития компании. То есть будет работать на интерес и логику бизнеса, который желает произвести позитивные социальные изменения. Проекты, которые действительно нужны бизнесу и работают на совершенствование бизнес-модели, обладают большей устойчивостью, чем разовые акции. Еще лучше, если программы направлены на достижение целей в области устойчивого развития, например, на внедрение в общество инноваций.

— В нашей компании программы корпоративного волонтерства являются неотъемлемым элементом стратегии социальных инвестиций, или, как это принято называть в IBM, корпоративного гражданства. Для нас важно, чтобы волонтерские проекты, реализуемые сотрудниками, были сонастроены с бизнес-стратегией компании. Так, если IBM занимается информационной безопасностью, развитием облачных технологий, искусственным интеллектом, интернетом вещей, то, работая в качестве волонтеров со школьниками, сотрудники в первую очередь стараются делиться с ребятами именно этими знаниями и экспертизой, чтобы помочь им подготовиться к условиям жизни в цифровой экономике, — рассказала участникам конференции руководитель направления Корпоративное гражданство IBM Россия/СНГ Ирина Ефремова-Гарт. — Как показывает практика, одним из основных условий успеха программ корпоративного волонтерства является их сфокусированность на решении определенной проблемы и ясная, достижимая цель. Без этого измерить эффект практически невозможно.

Отдельно была отмечена роль новых технологий, позволяющих приобщиться к волонтерской деятельности любому неравнодушному человеку, заинтересованному в решении задач, связанных со здоровьем и рациональным использованием ресурсов. Для поиска решений здесь зачастую требуются огромные вычислительные мощности, которыми сегодня не располагает ни одна компания в мире. Чтобы помочь исследователям достаточно зарегистрироваться в качестве волонтера на портале программ World Community Grid и предоставить мощности своего компьютера для вычислительных операций. Благодаря помощи волонтеров за последние десять лет удалось поддержать исследовательские проекты, нацеленные на борьбу с раком, противостояние распространению вируса Зика, обеспечение чистой питьевой водой и повышение производительности возобновляемых источников энергии.

По мнению Ирины Ефремовой-Гарт, финансовый вклад не всегда может обеспечить достижение устойчивых результатов проектов, поддержанных компаниями: «Если мы действительно говорим про трансформацию социальной среды, в которой живут наши сотрудники и их семьи, все сообщество, для которого компания работает, важно делиться не только и не столько финансовыми ресурсами, сколько экспертизой и опытом сотрудников, теми решениями, которые компания наработала».

… партнерстве…

Один из ключевых трендов развития добровольчества — социальное партнерство для достижения значимых результатов.

По словам Светланы Герасимовой, еще три-четыре года назад каждая компания хотела быть только хэдлайнером собственной отдельной темы:

 — Но уже пару лет компании объединяются, чтобы двигать серьезные инфраструктурные темы, выстраивать всю цепочку решения проблемы — от причины к следствию. Актуальны агрегаторы информации, платформенные решения, корпоративные и межсекторные партнерства. Приведу пример: мы работали с корпоративным БФ, который занимается темой ДЦП. К ним приходят дети уже 4 — 5 лет, когда сделать что-то достаточно сложно. Если к этой проблеме подходить системно,

становится понятно, что нужно выстраивать систему ранней диагностики. Если ребенка до года привести в такой центр, можно не допустить серьезных последствий. Если копать еще глубже, окажется, что заниматься надо технологиями родовспоможения, потому что часто причина появления ДЦП — родовые травмы. Для решения проблемы необходимы комплексный подход и усилия по построению системы ранней диагностики.

Эксперты отмечают и формирование межсекторного сотрудничества: власть — общество — бизнес — гражданин.

— Есть примеры, когда компании предоставляют своих волонтеров для больших государственных событий, в том числе спортивных. Такая история бизнесу интересна, но важно понимать, что у корпораций есть своя мотивация и чтобы их волонтеры продолжали оставаться единой командой на крупном событии, они должны быть заняты в одинаковых или смежных волонтерских функциях, — подчеркивает советник генерального директора ФПГ Игорь Соболев. — Потому здесь эффективно выбирать те задачи, которые соответствуют стратегии устойчивого развития самой компании, являются профильными, отраслевыми для нее. Есть и обратная связка. Добровольцы, например, на крупные спортивные события отбираются за полтора года до начала. Обучение проходит в последние месяцы до соревнований. Как не потерять волонтеров? Удерживать их интерес, вовлеченность и находиться в постоянном контакте помогает предоставление возможности участия в корпоративном добровольчестве, событиях и мероприятиях третьего сектора, социальном волонтерстве.

Эксперты убеждены, что спортивные волонтеры, обладающие массой компетенций, в перспективе могут стать социальными добровольцами, помогать НКО. Мария Певная акцентирует внимание на дефиците волонтерского ресурса: «По данным руководителя добровольческого движения “Даниловцы” Юрия Белановского, в некоммерческом секторе потребность в социальных волонтерах закрыта не более чем на 20 — 30%».

По мнению Игоря Соболева, для решения этой задачи нужно попытаться трансформировать событийную мотивацию в мотивацию социального служения:

— Для событийного волонтерства мотивация не столько в том, чтобы поделиться теплом души, помочь нуждающимся, сколько в возможностях общения, приобретения новых знаний и знакомств. Есть и межпоколенческие разрывы. Волонтеры старшего поколения привыкли с советских времен к общественной деятельности, комсомольским и детским мероприятиям, часто включающим и общественно-полезный труд. Они готовы продолжать его в новых формах. Молодежь думает иначе, ей культуру социального служения предстоит усвоить. Состыковать разные мотивы реально. Одна из задач после завершения крупных спортивных событий или таких больших мероприятий, как Всемирный фестиваль молодежи и студентов, — формирование наследия. Подбор добровольцев начинается со школьной скамьи. Старшеклассники, которые за пару лет до начала событий начинают вовлекаться в этот процесс, к самому событию уже обладают и определенной культурой, и специальными навыками. Волонтерское движение в России продолжает развиваться и после мегасобытий, которые придают ему мощный импульс. Например, одним из элементов наследия волонтерской олимпийской программы стала Ассоциация волонтерских центров.

 — Важно, чтобы добровольцы были востребованы. Многие волонтерские центры сделали порталы, где добровольцы размещают портфолио. Нашел там знакомого и спросил, как часто его привлекают. Оказалось ему больше полугода никто не звонит. Добровольцы, которые значатся на этих ресурсах, со временем разочаруются в волонтерстве, — обозначил негативную тенденцию советник генерального директора ФПГ Владимир Татаринов. — А ведь их помощь, энергия очень востребованы. В ФПГ 13 грантовых направлений, ни одно из них невозможно реализовать без участия волонтеров. В прошлом году было 3,2 тыс. проектов, сейчас выиграл 1551 проект и в июле стартует новый конкурс. Это огромное поле для взаимодействия организаций, получивших президентские гранты, нуждающихся в притоке добровольцев для реализации проектов, и волонтерских центров, формирующих базы волонтеров. Поэтому для начала совместной работы рекомендую представителям волонтерских центров зайти на сайт ФПГ, там есть координаты организаций-победителей, можно связаться, посмотреть, о чем проект. 87% победителей из регионов. Многие организации хотят расширить деятельность, увеличить количество благополучателей, географию, но у них нет достаточного количества волонтеров. Хорошим партнером для таких организаций может стать волонтерский центр. В этом случае при подаче заявки на конкурс вы заключаете с ним соглашение или берете письмо поддержки. Это будет пояснением для экспертов конкурса: у вас не было волонтеров для расширения географии, количества благополучателей, но этот центр готов их привлечь, чтобы реализовать новый проект. Такой проект будет устойчив и получит более высокий шанс для поддержки ФПГ.

О взаимовыгодном партнерстве НКО и бизнеса напомнила Александра Болдырева: «Третьему сектору часто не хватает управленческих навыков. Это то, в чем в первую очередь может помочь бизнес.

А еще НКО очень важно грамотно формулировать запросы для корпоративного сектора, если они намерены, например, воспользоваться помощью волонтеров компаний».

— Сейчас такого запроса практически нет, — итожит Наталья Левицкая. — У нас есть организованные группы волонтеров на каждом предприятии ТМК и Группы Синара, мы постоянно заняты поиском каких-то проектов для реализации, но некоммерческий сектор недостаточно активен в этом плане. Нужно взаимодействовать, чтобы ситуация эволюционировала.

* Мероприятие прошло с использованием гранта президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. Партнеры проекта — благотворительный фонд «Аистенок» и Группа Синара. Партнеры конференции — компания Amway, «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг», Ельцин Центр и Высшая школа экономики и менеджмента УрФУ.

Добровольчество как потребность

Сотрудники компаний должны иметь привычку помогать, быть настроены на волонтерство, убеждена президент Благотворительного фонда «Синара» Наталья Левицкая

президент Благотворительного фонда «Синара» Наталья Левицкая 009_expert_ural_25-1.jpg
президент Благотворительного фонда «Синара» Наталья Левицкая

— Наталья Дмитриевна, программы добровольчества в корпорациях приобретают популярность. Как вы оцениваете готовность сотрудников участвовать в волонтерских акциях? Обладают ли они необходимыми компетенциями?

— Для организации корпоративного волонтерства крайне важно, чтобы сотрудники были готовы к такого рода деятельности. Идеальная история, когда люди воспринимают добровольчество как естественный и даже необходимый процесс, когда у них есть опыт участия в акциях и они осознанно помогают тем, кто в этом нуждается. Для компании важна связка школа — вуз — предприятие, когда добровольчество становится этической потребностью сотрудников — это важное условие. Мы к этому стремимся, но пока между идеальной и реальной картинками есть разрыв. Чтобы его сократить, в рамках Корпоративного университета Трубной металлургической компании — ТМК2U (БФ «Синара» является корпоративным фондом ТМК и Группы Синара. — Ред.) формируется специализированный обучающий модуль по организации благотворительной деятельности с использованием цифровых технологий. В первую очередь эта программа будет ориентирована на сотрудников, которые включены в кадровый резерв, в перспективе могут стать топ-менеджерами, управлять коллективами, а также тех, кто сейчас активно взаимодействуют с общественными организациями. Благодаря цифровой платформе доступ к таким курсам имеет любой работник компании, который при желании сможет получить образование дистанционно.

— Как поддерживать в сотрудниках желание быть волонтерами?

— Нужно, чтобы они сами инициировали волонтерские проекты. У нас есть хороший пример: на Таганрогском металлургическом заводе (входит в ТМК. — Ред.) реализуется ежегодный конкурс социальных проектов, предложенных сотрудниками. В проектах победителей участвует весь коллектив. При этом завод выделяет большие средства на расходные материалы по проектам, а вот весь труд — полностью добровольческий. Кстати, нет никаких ограничений по теме: можно провести субботник в городском парке, а можно организовать концерт в доме престарелых. Такие конкурсы позволяют выявлять лучшие практики и мотивировать работников к участию в акциях.

— Что делать небольшим компаниям, у которых нет возможности самостоятельно развивать это направление?

— Взаимодействовать и объединять усилия. Например, наш фонд при поддержке Синарского трубного завода (входит в ТМК. — Ред.) предложил предприятиям-партнерам завода в Каменске-Уральском присоединиться к проекту по совершенствованию детской игровой среды. В июне мы открыли в городском парке детскую площадку, созданную при кооперации восьми предприятий. Общая стоимость проекта — более 1,1 млн рублей, из которых половину средств перечислили предприятия-партнеры, а оставшуюся часть СинТЗ. Объединив усилия, мы вместе сделали доброе дело для горожан. Такую задачу мы ставили перед собой и очень довольны, что все получилось. В Каменске-Уральском этот опыт был настолько удачным, что мы будем тиражировать его и в других городах присутствия ТМК. Уверена, что перспективы есть и у совместных волонтерских программ. Это хороший вариант для небольших компаний, которые хотели бы внести свою лепту в совершенствование социальной среды.

Перспективное партнерство

Компании должны развивать корпоративное волонтерство совместными усилиями, опираясь на опыт лидеров и лучшие практики, уверена управляющая по корпоративным вопросам региона «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг» Анна Бушлякова

 управляющая по корпоративным вопросам региона «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг» Анна Бушлякова 010_expert_ural_25-1.jpg
управляющая по корпоративным вопросам региона «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг» Анна Бушлякова

— Анна, для вашей компании волонтерство — это осознанный шаг, часть стратегии развития?

— Для нас, как и многих других международных и российских компаний, развитие корпоративного волонтерства стало частью не только бизнес-стратегии, но и повседневной жизни. Мы стремимся к тому, чтобы наши социальные программы были долгосрочными, содействовали решению важных проблем общества в регионах присутствия компании и были созвучны целям устойчивого развития компании. Это касается и благотворительных программ, направленных на развитие образования и предоставление экономических возможностей для улучшения качества жизни тех, кто в этом нуждается. Этот принцип актуален и для такого направления нашей поддержки обществу, как развитие волонтерского потенциала сотрудников, организации корпоративных волонтерских инициатив в области поддержки пожилых и людей с ограниченными возможностями, а также защиты окружающей среды.

Волонтерство в компании начало развиваться как инициатива самих сотрудников. Так, коллеги, собравшись в 2016 году на бизнес-конференцию, выразили желание принять участие в социальной инициативе, которая принесет позитивные изменения в месте проведения мероприятия. В экологической акции по благоустройству Природного орнитологического парка в Сочи приняло участие 1800 наших сотрудников. В течение трех дней в парке были высажены порядка 1600 саженцев плодово-ягодных деревьев и кустарников, размещены 32 скамейки, установлена система водоснабжения. В результате совместных усилий всех участников акция по благоустройству парка в Имеретинской низменности стала одной из самых массовых в России корпоративных волонтерских инициатив. Постепенно мы начали наращивать этот процесс: люди вернулись домой и стали проявлять желание помогать в тех регионах, где живут и работают.

— Экологическое волонтерство — основное направление приложения добровольных усилий сотрудников?

— В дополнение к инициативам по защите окружающей среды — акциям по благоустройству, озеленению, уборке территорий, мы направляем усилия на поддержку пожилых и людей с ограниченными возможностями.

Мы входим в состав попечительского совета Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» и принимаем участие не только в благотворительной программе по поддержке и социальной интеграции людей с одновременным нарушением слуха и зрения, но развиваем волонтерские направления поддержки. В конце года прошла наша ежегодная волонтерская акция «Елка желаний». Сотрудники в 27 городах России исполнили более 400 желаний подопечных фонда. Приведу недавний пример: на днях мои коллеги посмотрели в Екатеринбурге инклюзивный художественно-театральный проект «Anima Chroma/Живые картины», показывающий, как воспринимают живопись и искусство люди с разными возможностями. Зрячеслышащие и слепоглухие актеры при помощи пластики танца рассказывают о своих чувствах и эмоциях, которые вызывают у них шедевры мировой живописи. Спектакль создан Центром творческих проектов «Инклюзион» фонда поддержки слепоглухих «Со-единение». Такие проекты для нас — хорошая возможность развивать культуру осознанного волонтерства.

— Компания входит в состав Национального совета по корпоративному волонтерству (НСКВ). Для чего он организован и какие цели преследует?

 — Эта площадка создана четыре года назад представителями наиболее активных отечественных и международных компаний для объединения сил и ресурсов, а также дальнейшего развития корпоративного волонтерства в России. Мы активно делимся собственным опытом в развитии корпоративного добровольчества и участвуем в создании его инфраструктуры в России, являясь одним из лидеров НСКВ.

На сегодняшний день отделения Национального совета действуют в семи регионах России, в том числе в Свердловской области. На их базе компании проводят совместные мероприятия, обмениваются опытом и делятся общими практиками, а активными участниками общественно значимых событий в городах и регионах присутствия компаний являются более 30 тыс. корпоративных волонтеров. Эта площадка, объединяющая представителей более 30 самых активных оте­чественных и международных компаний, уже является надежным партнером министерства экономического развития РФ в реализации блока мероприятий по развитию добровольчества в корпоративном секторе в официальном плане мероприятий Года добровольца в России. Чтобы вступить в НСКВ, нужно просто проявить желание, инициативу.

Вся деятельность НСКВ поддерживает движение в сторону реализации целей в области устойчивого развития, улучшая подходы корпоративного волонтерства. Рассчитываем в ближайшее время увеличить присутствие в регионах как минимум в два раза и надеемся, что к нам присоединятся еще 30 компаний. На Урале с прошлого года уже действует представительство, его активным участником является, например, энергетическая компания «Т Плюс». Одна из ключевых целей до 2020 года — инвестировать 150 тыс. часов волонтерства в решение проблем общества.

Квест для волонтера

Добровольцев нужно вовлекать с помощью новых форматов, считает президент благотворительного фонда Amway «В ответе за будущее» Анна Сошинская

 президент благотворительного фонда Amway «В ответе за будущее» Анна Сошинская 011_expert_ural_25-1.jpg
президент благотворительного фонда Amway «В ответе за будущее» Анна Сошинская

— Анна Львовна, Amway давно развивает корпоративное волонтерство, в том числе благодаря партнерам-дистрибьюторам. Как вам удалось включить добровольцев в работу фонда?

— У нас было очень много разового стихийного волонтерства, причем потребность, как правило, шла от людей. Мы решили эту историю структурировать и вписать ее в стратегию фонда «В ответе за будущее», который занимается профилактикой вторичного сиротства. Тема очень сложная, профессиональная и не предполагает массового участия волонтеров. Фонд выделяет гранты различным НКО и государственным организациям, которые работают с приемными семьями и помогают адаптироваться детям и родителям, чтобы избежать возврата в детские учреждения. А их немало. Статистика, увы, не очень хорошая. Дети сложные, пережившие травму, и чем дальше, тем больше детей с особыми потребностями остаются в соцучреждениях. Как во все это включить волонтеров? В принципе непросто донести до сотрудников и партнеров, почему мы меняем массу разнообразных программ на одну, которую будем делать последовательно и долгосрочно. Пришла идея проводить мероприятия в формате квестов. Разработали сценарий и инструкции. Сюжетный тимбилдинг позволяет решать одновременно несколько задач. Благоквесты объединяют несколько групп людей — сотрудников и партнеров компании, их семьи, волонтеров и благотворителей, а также самих благополучателей. Возникает контакт между разными группами, это повышает доверие благотворителей. Интерактивность мероприятия работает на социализацию приемных семей и помогает им завести знакомства, а игровой формат способствует налаживанию взаимодействия внутри семьи.

— Плюс волонтеры больше узнают о проблематике, которой занимается фонд. 

— Конечно. Получается и волонтерство, и просветительская история, потому что участники таких игр видят и фонды, которые помогают приемным семьям, и сами семьи. В завершение благоквеста мы предлагаем пожертвовать средства организациям, которые занимаются профилактикой вторичного сиротства, или на реализацию благотворительных программ, таких как «С любовью к детям». Сбор денег происходит в конце мероприятия, чтобы у людей не возникали ощущения, что они платят за вход.

— Идея интересная. Как ее тиражировать?

— После того, как мы провели первый благоквест и разместили информацию на сайте БФ, за полтора месяца нам оставили 110 заявок на проведение таких игр в 68 городах России. Мы разработали и второй квест. По итогам прошлого года оказалось, что сбор средств за счет проведения этих мероприятий увеличился в 2,5 раза. И, конечно же, перед нами стоит задача думать над новыми интересными форматами, чтобы сконцентрировать усилия на решении конкретной проблемы.

 — А как эти квесты работают на саму компанию, увязаны с ее корпоративными ценностями?

— Когда компания планирует такие проекты, это, безусловно, сказывается на ее развитии. Семья вписана в систему наших ценностей. Поэтому, когда мы говорим о поддержке семей, приемных семей, это реально работает на компанию и ее сотрудников, влияет на партнеров и потребителей. Такие проекты сильно мотивируют на новые шаги.

«Эксперт Урал» №25 (767)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Время фиксировать ставку

    Ставки по депозитам продолжают стремиться вниз. На них давит и низкая инфляция, и снижающаяся маржа банков. В этой ситуации Альфа-банк предлагает 7% по накопительному счету

    КАРТА ПУТЕШЕСТВИЙ

    Банк начал продажи кобрендинговой карты AlfaTravel, которая позволяет не только копить мили, но и получать целый комплекс услуг в путешествии. С помощью этой карты Альфа-банк рассчитывает дополнительно привлечь обеспеченных клиентов

    Хорошая крыша не роскошь

    Из тысячи обследованных крыш в построенных зданиях - лишь два процента не нуждаются в ремонте крыши

    Как компании повышают престиж рабочих профессий

    Дефицит рабочих специальностей в регионах – давняя проблема российской промышленности. Сегодня компании сами задают новый тренд в развитии экономики – повышают привлекательность рабочих профессий

    Современная программа лояльности: трансформация

    Неценовые активности помогают ритейлерам "встряхнуть" рынок. Сеть продуктовых магазинов "Магнит" - запустила новую программу лояльности "С любовью от Роналдиньо"


    Реклама