«Профессионалитет» называют одним из самых заметных проектов в сфере образования последних лет. Его главная идея — согласовать подготовку кадров в системе среднего профессионального образования (СПО) с реальными потребностями предприятий. Это должно обеспечить выпускникам возможность быстро и эффективно включаться в работу. По словам директора Центра развития навыков и профессионального образования Института образования НИУ ВШЭ Веры Мальцевой, проект призван «оздоровить» систему профессионального образования, чтобы ответственность за подготовку молодых специалистов разделяли государство и бизнес, который их принимает на работу.
Проект выступает локомотивом реформы средне-специального образования в России. Он предполагает создание кластеров, объединяющих колледжи и предприятия, приведение образовательных программ к стандартам работодателей, сокращение сроков обучения по приоритетным направлениям до двух-трех лет, а также увеличение доли практики до 60%. Предусмотрено повышение квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения, чтобы они соответствовали современным требованиям.
Предполагается, что выпускники новых программ смогут сразу выходить на работу, а работодатели получат подготовленных специалистов без необходимости их дообучать
Главная задача проекта — создать условия для подготовки специалистов, обладающих актуальными знаниями и навыками, необходимыми ключевым отраслям экономики: железнодорожному транспорту, атомной, фармацевтической, транспортной, легкой, лесной, электронной промышленностям, машиностроению, педагогике, сельскому хозяйству, металлургии.
Параллельные пути
Реформа СПО продиктована острым дефицитом трудовых ресурсов. Реальный сектор испытывает нехватку станочников, слесарей, сварщиков, электриков и других специалистов. «Опросы Института народнохозяйственного прогнозирования РАН показывают, что на протяжении последних 20 лет подавляющее большинство российских предприятий — от 80% до 95% — сталкивалось с нехваткой высококвалифицированных рабочих. Второй по значимости является нехватка инженерно-технического персонала: о дефиците этой категории работников сообщали от 25% до 40% предприятий», — отмечает заместитель директора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Дмитрий Кувалин.
Одной из ключевых причин нынешней ситуации эксперты называют фактический развал российской системы среднего профтехобразования в 1990-е годы, последствия которого не были полностью преодолены и позже. Разрыв между содержанием образования в колледжах и реальными потребностями рынка труда стремительно увеличивался. Чтобы привлечь абитуриентов, многие колледжи делали ставку на популярные у населения, но мало востребованные экономикой специальности, поскольку финансирование зависело от контрольных цифр приема, определяемых самой образовательной системой, поясняет директор Научно-образовательного центра развития образования ВШГУ Президентской академии Владимир Блинов.
Материальная база колледжей устаревала, участие бизнеса в подготовке кадров оставалось минимальным — около 2,3% от общего объема финансирования. Образовательные программы мало соответствовали запросам рынка, а хроническое недофинансирование усиливало неэффективность подготовки. В результате среднее специальное образование (СПО) и реальное производство долгое время развивались параллельно, не взаимодействуя друг с другом. Проект «Профессионалитет» призван изменить эту ситуацию.
От рекомендаций — к норме
Федеральный проект «Профессионалитет» стартовал в 2022 году. В конце 2025 года завершается его экспериментальный этап: проект охватит 86 регионов, 506 образовательно-производственных кластеров и 1,8 млн студентов. К 2030 году в «Профессионалитет» должны войти все колледжи страны, а число компаний-участниц достигнет 4 тыс.
«Федеральный проект „Профессионалитет“ — наиболее серьезная попытка за последние 30 лет возродить эффективную систему среднего профтехобразования в России», — считает Дмитрий Кувалин. Ранее усилия решить проблему в основном силами заинтересованных частных компаний были ограниченно успешны: лишь немногие предприятия обладали ресурсами и мотивацией для создания собственных учебных учреждений. В итоге стало очевидно, что возрождение профтехобразования возможно только при активной роли государства.
По словам Веры Мальцевой, в 2025 году в ФЗ-273 внесли изменения, благодаря которым «Профессионалитет» стал не просто федеральным проектом с ограниченными сроками. Теперь работодатели напрямую участвуют в развитии образовательных организаций СПО и влияют на содержание и реализацию программ. Если раньше сотрудничество бизнеса и образовательных учреждений носило рекомендательный характер, то сегодня оно закреплено нормативно и постепенно распространяется по всей стране. По сути, речь идет об адаптации элементов дуальной модели подготовки специалистов к российским реалиям, где доля государственного сектора велика, а мотивация бизнеса к партнерству пока остается умеренной.
Эксперты также отмечают, что система среднего профессионального образования в России крайне неоднородна: в стране более 4,5 тыс. провайдеров СПО, включая филиалы и колледжи при вузах. По словам Веры Мальцевой, среди них можно выделить несколько активных групп. Одна из них отличается тесным взаимодействием с рынком труда, успешно тестирует новые форматы сотрудничества и не боится экспериментов. В ряде случаев такие учреждения имеют долгосрочные связи с крупными предприятиями, что позволяет им развиваться в тесном союзе с бизнесом — для них внедрение «Профессионалитета» скорее формализовало уже существующие практики.
Однако значительная часть колледжей, особенно в малых городах, ориентируется на социальную функцию — подготовку кадров для местного рынка. У таких учреждений нет прочных связей с крупными предприятиями, поэтому проект требует от них принципиально новых подходов к управлению, работе с бизнесом, организации практики и обучению преподавателей. Именно им сложнее всего включаться в новую модель.
Практики «Профессионалитета» уже начинают внедряться и в высшее образование. Однако потенциал роста остается значительным: по данным 2024 года, доля предприятий в финансировании СПО составляет лишь 4%, тогда как в классических дуальных системах — около 40%, подчеркивает Вера Мальцева.
По прогнозам Минпросвещения, выпуск из системы СПО в 2026–2029 годах составит 6,8 млн человек — около 70% кадровой потребности. Чтобы обеспечить подготовку таких объемов и повысить качество обучения, на базе колледжей и производственно-образовательных кластеров создаются ресурсные центры, технопарки и центры практической подготовки. Эта инфраструктура будет использоваться не только для обучения студентов, но и для переподготовки и повышения квалификации работников со стажем, отмечает Владимир Блинов.
Метрики успеха
Счетная палата фиксирует перевыполнение отдельных плановых показателей «Профессионалитета» на 25%, отмечая при этом, что судить о реальной эффективности программы пока сложно.
По словам Веры Мальцевой, для масштабных проектов необходимо формировать систему «датчиков» — продуманных индикаторов, которые отражают реальные изменения, а не просто освоение средств. Для оценки влияния «Профессионалитета» необходимы прямые метрики: объем софинансирования со стороны предприятий, динамика развития стимулов для работодателей, качество взаимодействия бизнеса и образования.
Ключевой метрикой успеха проекта является трудоустройство выпускников: его уровень, скорость, соответствие специальности и низкие расходы работодателей на дообучение
Причем имеет значение не только сам факт трудоустройства, но и долгосрочные характеристики занятости выпускников: закрепление на рабочем месте, карьерный рост, устойчивость к изменениям рынка труда. Важны также оценка развития студентов в процессе обучения и рост профессиональных компетенций преподавателей. Особое внимание следует уделять сохранению качества общеобразовательной подготовки, объем которой сокращается.
Ожидаемые результаты стоит разделять на внешние и внутренние. По мнению Владимира Блинова, для экономики ключевым является преодоление кадрового голода, особенно в высокотехнологичных отраслях. Для системы СПО — повышение престижа рабочих профессий, устойчивость образовательных организаций и способность оперативно реагировать на изменения рынка. Важным остается и привлечение дополнительных источников финансирования, а также формирование оптимальной сети колледжей, обеспечивающих доступность качественного среднего профессионального образования по всей стране.
Дмитрий Кувалин подчеркивает: качественное образование для молодых рабочих и техников — необходимое, но недостаточное условие. Молодежь должна получать достойную заработную плату по специальности, иначе экономика останется в «ловушке дешевого труда».
Успех проекта будет зависеть и от способности всех участников системы принять новые правила игры: работодателям — активнее инвестировать в подготовку специалистов, образовательным организациям — перестраивать процессы, а государству — поддерживать и регулировать партнерские отношения.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag