По данным европейской организации Transport&Environment, цены на автомобили пяти крупнейших автоконцернов Старого света (BMW, Daimler AG, Stellantis, Renault и Volkswagen AG) по сравнению с началом 2019 г. выросли на 41%. Так, стоимость массовых моделей Peugeot 208, Seat Ibiza или Renault Twingo, которые в 2019 г. продавались за €10,3—15,5 тыс., увеличилась за 5 лет на €6 тыс. А премиальные модели (например, Mercedes-Benz B-класса) подорожали уже на €10 тыс.
Если сравнить цены за последние 20 лет, то разница будет еще более явной. Например, одна из самых продаваемых моделей в Европе — Volkswagen Golf в 2004 г. в базовой версии стоила в Германии €15,22 тыс. Тогда это был Golf пятого поколения. В 2014 г. Golf седьмого поколения продавался за €17,325 тыс., то есть подорожание за 10 лет составило всего 10,6%. Но в 2024 году «восьмой» Golf стоит уже от €28,33 тыс. То есть рост цены составил 63,5% по сравнению с 2014 г. и 86%, если сравнивать с машинами 20-летней давности.
Правда, нужно сделать несколько поправок. Базовые версии Golf V и Golf VII в базе были трехдверными (а у восьмого есть только пятидверная версия), а в 2004 г. кондиционер еще не входил в оснащение самых простых машин. Но и предыдущие пятидверные «Гольфы» были тоже не слишком дорогими: €15,91 тыс. в 2004 г. и €18, 225 тыс. в 2014-м.
Еще один нюанс: в 2004 г. стартовая версия Volkswagen Golf имела двигатель мощностью 75 л.с., а у модели 2024 г. — уже как минимум 116 л.с. Однако вряд ли прибавление «лошадей» оправдывает такой рост цен.
В Transport&Environment утверждают, что половина прироста цены автомобилей связана с увеличением цен на сырье, пик которых пришелся как раз на 2022 г., и с удорожанием самого производства. Кроме того, в последние годы серьезно выросли транспортные расходы. Становятся больше и затраты на рабочих: номинальная заработная плата во II квартале 2024 г. в Германии оказалась на 5,4% выше, чем в том же квартале прошлого года.
Отдельно стоит упомянуть кризис с поставками микрочипов и в целом электронных компонентов, который начался во время пандемии. Из-за нехватки полупроводников производители были вынуждены останавливать конвейеры, а компании, которые занимаются выпуском электроники, резко увеличили цены на продукцию.
Кроме того, за последние годы существенно изменилась география производства микрочипов. Если в 1990-х годах главные мощности были сконцентрированы в США, Европе и Японии, то сейчас более 60% всех чипов делают в Китае, Тайване и Южной Корее. А, например, доля европейских поставщиков сократилась с 44% в начале 1990-х до 8%, что увеличивает стоимость доставки комплектующих.
На цену автомобиля влияет и меняющаяся нормативная база. Современные автомобили в Европе должны быть оснащены не только подушками безопасности или антиблокировочной системой тормозов, но и системой автоматического экстренного торможения, системой предупреждения о выезде из полосы движения, системой распознавания дорожных знаков и так далее. Эти компоненты делают дороги гораздо безопаснее. Например, система автоматического торможения снижает риск ДТП на 50%. Однако платить за все приходится покупателям автомобилей.
Европейские власти все последние годы много внимания уделяли повышению экологических требований к автомобилям. В итоге машины, которые выпускаются сейчас, выбрасывают в атмосферу гораздо меньше вредных веществ, чем 20 лет назад. Только с 2019 по 2022 гг. средние объемы выбросов CO2 от новых легковых автомобилей в Европе уменьшились на 27%, а от коммерческих фургонов — на 10%. Новый виток ужесточения требований стартует в начале 2025 г. К этому времени средний уровень выбросов CO2 должен снизиться с нынешних 115,1 г/км (на основе цикла WLTP) примерно на 19% — до 93,6 г/км.
Жесткие экологические требования заставляют автопроизводителей использовать всё более дорогие методы снижения выбросов, а также разрабатывать новые моторы, что требует серьезных инвестиций.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag