Предлагаемый законопроект вносит изменения в статью 9 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Сейчас в России продовольственные товары, на которые срок годности составляет менее 10 дней (то есть попадающие в категорию скоропортящихся), подлежат оплате не позднее 8 рабочих дней со дня фактического получения таких товаров ритейлером. Предлагается сократить этот срок до 4 дней, но не для всех товаров, а только для тех, срок годности которых не превышает 5 дней.
Авторы законопроекта считают, что отечественные производители продовольственных товаров вынуждены были перейти на предоплату сырья, ингредиентов и упаковки для готовой продукции или столкнулись с существенным сокращением отсрочки их оплаты. По их данным, поставщики упаковки для продовольственных товаров сократили сроки оплаты поставляемой продукции в среднем на 40%, поставщики ингредиентов — в среднем на 60% либо перешли на предоплату, транспортные компании — в среднем на 70%, а морские перевозчики перешли на 100% предоплату. Поставщики иных услуг, необходимых для производства продукции, сократили сроки оплаты в среднем на 50%.
«Сложившаяся практика ведет к постоянному дефициту ликвидности, к необходимости привлечения краткосрочных кредитов, стоимость которых включается в себестоимость продукции, снижает доходность предприятий, что может приводить к снижению бесперебойности поставки таких продовольственных товаров», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Вице-премьер Виктория Абрамченко поддержала законопроект и поручила Минпромторгу совместно с Минсельхозом подготовить положительный отзыв на него.
Как заявила «Эксперту» основатель консалтингового агентства «ОМ», аналитик с опытом работы в FMCG Ольга Борисова, это очень хорошая инициатива, осуществить которую необходимо было давно. «В текущих реалиях длинные деньги обходятся очень дорого в связи с постоянным ростом ключевой ставки. С повышением ключевой ставки брать кредиты производителям становится менее выгодно. Короткие деньги всегда есть у тех ритейлеров, кто правильно выбрал локацию и ассортимент. Но они постоянно торгуются с производителями по отсрочкам за предоставленные товары. Порой отсрочки составляют до 45 дней на значительную долю ассортимента любого магазина», — рассказывает эксперт.
Самый короткий срок годности у ягод и готовой кулинарии, поясняет она. К примеру, малина стоит на полке не больше 2 дней, при этом отсрочку платежа ритейлер ставит максимальную. «Конечно, ритейлерам придется пересмотреть распределение финансовых потоков, чтобы избежать кассовых разрывов. Но пересмотр финплана внутри ритейл-сетей для скоропортящейся продукции не вызовет сильного удара», — полагает она.
Полностью поддерживает инициативу и Петр Коротченко, заместитель председателя Ставропольского регионального отделения «Деловой России», председатель совета директоров ООО СХП «Добровольное». По его словам, мера должна позитивно сказаться на конечной стоимости для потребителя.
С другой стороны, ускорение вывода выручки из оборота торговых сетей приведет к изменению финансовой модели и, возможно, росту розничной цены на скоропортящиеся продукты. Впрочем, в крупных торговых сетях, куда обратился «Эксперт», от комментариев новой законодательной инициативы отказались.