Гонка суверенитетов
Президент начал с того, что напомнил об усилении глобальной фрагментации и борьбы за собственную независимость от остальных игроков.
«Мы видим, как между странами наметилась настоящая гонка за укреплением своего суверенитета, причем на трех ключевых уровнях: государственном, ценностно-культурном и экономическом», — начал свое выступление Владимир Путин.
Президент, пожалуй, впервые обозначил, что власти предлагают целостное видение развития России — не только экономическое, но и в сфере безопасности и в духовной сфере. Но формат есть формат. В докладе на экономическом форуме Владимир Путин сфокусировался на экономике.
Он назвал десять ключевых направлений структурной трансформации:
- внешнеэкономические отношения;
- качество экономики и драйверы ее роста;
- рынок труда;
- эффективность экономики;
- цифровая и платформенная революция;
- технологический суверенитет;
- усиление роли малого бизнеса;
- раскрытие потенциала регионов;
- снижение бедности;
- повышение качества жизни, прежде всего российских семей.
Доклад президента на ПМЭФ увязан с его посланием Федеральному собранию и майским указом, которым определены направления развития до 2036 года.
Выступление представляет собой, с одной стороны, фиксацию первых итогов новой политики, с другой — пояснение тех предпосылок, на основе которых были сформированы структура национальных целей и пул инструментов для их реализации.
Власти будут целевым образом поддерживать эти структурные изменения и «объединять вокруг них финансовые, кадровые, организационные ресурсы <...> реализовывать национальные проекты», — отметил президент.
Трансформация по майскому указу
Каждое из десяти направлений трансформации сочетается с поставленными в майском указе национальными целями и целевыми показателями (KPI).
В частности, структурные изменения внешней торговли и качества экономического роста относятся прежде всего к национальной цели «Устойчивая и динамичная экономика». В то же время два этих трека связаны не только с этой целью, но и с другими. Все направления трансформации представляют собой целостную систему, а управление изменениями строится по матричному принципу, пояснил «Эксперту» знакомый с ходом подготовки майского указа и доклада президента на ПМЭФ собеседник.
Реализация каждой национальной цели придает динамику сразу нескольким направлениям трансформации. Действует и обратная логика: национальные проекты из разных направлений трансформации служат достижению одной общей цели
Так, структурная трансформация рынка труда, упомянутая в речи на форуме, связана с двумя наццелями: «Реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности» и «Устойчивая и динамичная экономика». В то же время сразу несколько нацпроектов, в том числе «Кадры» и «Эффективная и конкурентная экономика», служат достижению последней наццели.
По словам высокопоставленного чиновника, сейчас на стимулирование изменений, в том числе в социальной сфере, уже предусмотрено выделение 8 трлн руб. на срок до 2030 года. Дополнительно к этой сумме обсуждается еще столько же: окончательное решение будет принято ближе к осени, после того как будут обновлены макроэкономический прогноз и оценки доходов бюджета.
Задачи и средства
- Трансформация внешнеэкономических отношений:
- рост несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ) не менее чем на две трети по сравнению с показателем 2023 года — до $248 млрд в номинальных ценах, из которых $193 млрд относятся к промышленным товарам и $55,2 млрд — к продукции аграрно-промышленного комплекса (АПК);
- объем ННЭ в дружественные и нейтральные страны должен будет увеличиться до $206, включая $158 млрд поставок промпродукции и $48,5 млрд продукции АПК;
- увеличение объема перевозок по международным транспортным коридорам Север — Юг и в Восточном и Азово-черноморском направлениях не менее чем в полтора раза по сравнению с уровнем 2021 года — до 472 млн тонн.
Президент, разворачивая логику этой трансформации, напомнил, что за период с 2020 по 2023 год торговля со странами Азии выросла на 60%, Ближнего Востока — в два раза, Африки — на 69%, Латинской Америки — на 42%.
Главные подходы к поддержке изменений — это, с одной стороны, предложение дружественным государствам равноправного партнерства, с другой — инвестиции в транспортную и расчетную инфраструктуры.
«Когда-то Петр I прорубал окно в Европу — почему? Да потому что основное развитие там было — это понятно, центры развития были там. Центры мирового развития сегодня смещаются в Азию — это без всяких сомнений. И, конечно, надо быть ближе к этим центрам развития», — отметил президент. На предложение модератора Сергея Караганова вновь «прорубить окно» и перенести столицу ближе к новым рынкам Владимир Путин отшутился, напомнив, что Петр был царем и затем императором Российской империи, а сейчас действовать в «приказном порядке» малоэффективно. «В данном случае, уж извините, боюсь нанести травму вашему имперскому сознанию — рыночным способом нужно это (переориентацию на новые рынки — „Эксперт“) сделать», — пошутил президент.
- Новое качество и содержание экономического роста:
- снижение доли импорта товаров и услуг в ВВП до 17% (по итогам прошлого года она составляла 18,7%);
- рост капитализации фондового рынка не менее чем до 66% ВВП (в 2023 году — 33%);
- увеличение накопленных инвестиций в основной капитал не менее чем на 60% по сравнению с уровнем 2020 года.
Ключевым драйвером для этого направления структурной трансформации — перестройки роста ВВП — станет производство отечественных товаров, конкурентоспособных на внутреннем и внешних рынках, в развитие политики экономики предложения, о которой президент объявлял на ПМЭФ в 2023 году. Среди мер поддержки особый акцент сделан на доступности капитала. Основные инструменты — докапитализация ВЭБа для расширения проектов «Фабрики проектного финансирования», донастройка механизма таксономии приоритетных проектов, компенсация издержек по выходу на IPO, рост долгосрочных сбережений, в том числе через стимулирование корпоративных программ пенсионных накоплений.
- Новое качество рынка труда:
- увеличение доли оплаты труда в объеме ВВП (пока KPI обсуждаются, один из основных вариантов — установить показатель в 50% для 2030-го и 60% — для 2036 года);
- повышение опережающими темпами минимального размера оплаты труда (МРОТ), в том числе рост более чем в два раза относительно 2023 года — до 35 тыс.;
- создание эффективной системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров для приоритетных отраслей экономики исходя из прогноза потребности в них;
- снижение молодежной безработицы.
Трансформации рынка труда президент уделил особенно много внимания в своей речи. Проблема кадров становится главным ограничителем роста не только в России, но и в мире. Владимир Путин напомнил, что до 2028 года предстоит подготовить около 1 млн специалистов рабочих профессий для таких отраслей, как авиа- и судостроение, фармацевтика, электроника, ОПК. Презентованная им палитра видов поддержки рынка труда довольно насыщенна. Например, реализация федерального проекта «Профессионалитет», который предполагает модернизацию материально-технической базы колледжей и техникумов, строительство еще 40 кампусов вузов. Одно из новых принципиальных решений — стимулировать пенсионеров к более активному выходу на рынок труда. Для этого власти после почти десятилетнего перерыва вернутся к индексации пенсий работающим пенсионерам.
- Повышение эффективности экономики:
- вхождение России в 25 ведущих стран по показателю плотности роботизации;
- вовлечение не менее 40% средних и крупных предприятий базовых несырьевых отраслей экономики и 100% государственных и муниципальных организаций социальной сферы в реализацию проектов, направленных на повышение производительности труда;
- создание отраслевых центров компетенций для распространения бережливого производства.
Владимир Путин отметил, что одним из индикаторов перехода к более эффективной экономике должно служить увеличение зарплат темпами выше, чем ВВП.
- Цифровая платформенная революция:
- достижение «цифровой зрелости» государственного и муниципального управления, ключевых отраслей экономики и социальной сферы;
- увеличение до 97% доли домохозяйств, которым обеспечена возможность качественного высокоскоростного широкополосного доступа к интернету;
- переход не менее 80% компаний из ключевых отраслей на использование базового и прикладного российского ПО в основных производственных и управленческих системах;
- сетевой суверенитет и информационная безопасность интернета.
- Опережающее насыщение отраслей экономики современными технологиями и инновациями:
- достижение технологической независимости и формирование новых рынков по инновационным видам продукции, в частности в таких отраслях, как биоэкономика, БПЛА, средства производства и автоматизации, экономика данных и еще целому ряду направлений;
- увеличение уровня валовой добавленной стоимости в реальном выражении и индекса производства в обрабатывающей промышленности не менее чем на 40% по сравнению с 2022 годом;
- вхождение в десятку ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок.
Последние два направления связаны прежде всего с достижением технологического суверенитета, ключевым инструментом их реализации станет особый класс нацпроектов, которые ориентированы на выпуск инновационной продукции. В июньском выпуске журнала «Эксперт» подробно разбирал, какие проекты технологического суверенитета власти собираются запустить и как они будут трансформировать экономику.
- Усиление роли малого и среднего бизнеса:
- рост реального дохода на одного занятого в МСП темпами, превышающими на 20% увеличение ВВП;
- создание дополнительно не менее 100 промышленных парков, технопарков и бизнес-парков для размещения субъектов МСП, осуществляющих производственную деятельность в области национальных технологических приоритетов, а также компаний, входящих в их кооперационные цепочки;
- увеличение доли креативных (творческих) индустрий в экономике.
Президент подчеркнул, что особое значение для бизнеса приобретают товарный знак и продвижение продукции. Бренд — это показатель качества и экономический актив, отметил он. А с точки зрения продвижения для МСП главным каналом становятся маркетплейсы — «кровеносная система доставки».
- Раскрытие потенциала регионов:
- снижение к 2036 году разрыва в уровнях бюджетной обеспеченности между десятью наиболее обеспеченными и десятью наименее обеспеченными регионами по крайней мере до двукратного уровня (в 2022 году субъекты-лидеры опережали отстающие в среднем в 2,5 раза);
- улучшение качества среды для жизни в опорных населенных пунктах на 30% к 2030 году и на 60% к 2036 году;
- реализация индивидуальных программ развития (ИПР) для десяти регионов с наиболее низким уровнем социально-экономического развития;
- реализация ИПР для субъектов на «приоритетных территориях» (Дальний Восток и Арктика, Крым и Севастополь, регионы Новороссии, Калининградская область, Северный Кавказ).
- Снижение бедности, сокращение неравенства, рост доходов российских семей:
- снижение бедности ниже 7% к 2030 году и ниже 5% к 2036-му, в том числе уровня бедности многодетных семей до 12% и 8% соответственно (по итогам 2023 года общий показатель составил 8,5%, а среди многодетных семей — 21,7%);
- снижение коэффициента Джини (индекс концентрации доходов, иллюстрирует неравенство) до 0,37 к 2030 году и до 0,33 к 2036-му (в 2023 году значение составляло 0,405);
- обеспечение устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже уровня инфляции.
Владимир Путин отметил, что это направление носит не только социальный характер. Снижение бедности и рост доходов означает повышение качества жизни, но также «прямо влияет на увеличение внутреннего спроса и емкости национального рынка». На решение этой задачи должны работать все инструменты, включая выплаты семьям с детьми, налоговые вычеты, социальные контракты.
Главный инструмент — обеспечение опережающего роста заработных плат, сюда же относится и уже упомянутая в связи с другим направлением трансформации — рынком труда — привязка МРОТ к медианной зарплате. «Соотношение с медианной зарплатой будет увеличиваться, чтобы, как и договаривались, к 2030 году МРОТ составлял не менее 35 тыс. руб. в месяц», — заявил он.
- Повышение качества жизни российских семей:
- увеличение ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ) до 78 лет к 2030 году и до 81 года к 2036-му, в том числе опережающий рост показателей ожидаемой продолжительности здоровой жизни (по итогам 2023 года ОПЖ составила 73,4 года, а здоровой жизни — 61,4 года).
По мнению президента, это ключевое, «интегральное по своей сути структурное изменение» — оно объединяет все направления: поддержку рождаемости и многодетных семей, защиту материнства и детства, повышение доступности системы долгосрочного ухода для пожилых людей и инвалидов, улучшение систем образования и здравоохранения, качество среды для жизни. Один из важнейших показателей по этому треку.
Все KPI относятся к 2030 году, если специально не указан другой горизонт планирования.