Интервью

Все хотят творить

На фоне дефицита специалистов креативным индустриям грозит депрофессионализация

Все хотят творить
Фото: Centre for Ageing Better/Unsplash
Креативная экономика в России за последние три года испытала несколько структурных шоков, которые изменили тренды ее развития: пандемия, развитие ИИ и санкции. Обычно во время системных сдвигов в экономике специалисты переходят в креативные индустрии из традиционных отраслей, но сейчас в стране идет обратный процесс — вытягивание людей из креативных индустрий.

Переходный период

Креативная индустрия в классическом понимании — это все сферы экономики, где продукция — результат интеллектуального труда. От съемки сериалов до разработки программного обеспечения — это все креативные индустрии. За последние три года они претерпели серьезную трансформацию, считает научный руководитель Института национальных проектов, декан экономического факультета МГУ Александр Аузан.

В 2020 году началась пандемия COVID-19, которая значительно ускорила процесс цифровизации. В последние два года активное развивались технологии искусственного интеллекта, который по сути заново поставил вопрос, какие индустрии выживут. Еще один шок — санкционные ограничения, которые значительно изменили структуру экономики в целом и креативных индустрий в частности.

Экспорт продукции креативной экономики за первое полугодие 2023 г. снизился по сравнению с первым полугодием 2022 г. на 53%, рассказал научный сотрудник экономического факультета МГУ Виктор Брызгалин, выступая на пресс-конференции «Перспективные направления развития креативной экономики России в среднесрочном периоде». Драйверы сокращения — прекращение закупок иностранными вещателями российской кино- и телепродукции, а также переход IT-разработчиков в нероссийские юрисдикции.

Более оптимистичен глава Федерации интеллектуальной собственности Сергей Матвеев. «Эти проценты не означают, что креативная экономика сползла вниз. Это означает, что права перетекли в глобальный рынок каким-то другим способом. Российское креативное сообщество смогло адаптироваться, оно в мире присутствует», — заявил Сергей Матвеев.

Александр Аузан напомнил о том, что российский сериал «Лучше, чем люди», вышедший в 2018 г., вошел в первую тысячу наиболее просматриваемых проектов на Netflix по итогам первого полугодия 2023 г., опередив последние сезоны «Черного зеркала», «Сексуального просвещения» и «Академии Амбрелла».

Объективно, один пример — пусть и такой показательный — не означает серьезного присутствия нашей креативной экономики за рубежом. Зато внутри страны у нее есть много путей развития.

Цели и средства

По результатам исследования, которое провели Федерация креативных индустрий и Институт национальных проектов, в России набирают обороты шесть ключевых трендов в креативной экономике.

Первый — усиление интереса к национальным и локальным продуктам креативной экономики России.

Второй тренд — снижение барьеров входа в креативную индустрию. Люди стремятся в нее, однако у большинства не хватает бэкграунда для ведения креативной деятельности, считает Виктор Брызгалин. «У них нет профильного образования. И многие эксперты говорят даже о таком явлении, как депрофессионализация креативной индустрии», — поясняет эксперт.

Из этого вытекает и третий тренд, который заключается в замещении части функции специалистов в креативной экономике искусственным интеллектом. «Действительно, специализированные элементы работы в креативных индустрии, которые раньше требовали значительного образования и долгой подготовки, сейчас постепенно замещаются искусственным интеллектом, и в ближайшие годы некоторые виды деятельности, такие как монтаж, создание элементов видео, создание дизайна сможет делать и искусственный интеллект, в том числе и сочинять музыку», — рассказал Виктор Брызгалин.

Четвертый тренд связан с замедлением роста спроса на продукцию креативных индустрий внутри страны. Эксперт подчеркивает, что уже появляются риски стагнации.

Пятый — рост популярности нецифровых креативных продуктов при росте цифровизации экономики в целом. «Пандемийный 2020 год показал активный переход в цифру многих отраслей, однако сейчас формируется контртренд, связанный с усталостью от избыточной цифровизации. Фактически это означает, что ценность обычных аналоговых физических продуктов будет повышаться в ближайшие годы», — добавляет Виктор Брызгалин.

Шестой тренд Федерация креативных индустрий и Институт национальных проектов видят в симбиозе малого бизнеса и цифровых платформ. С одной стороны, все больше бизнеса проходит через цифровые платформы, с другой — платформам он нужен для снижения монополизации в секторе креативных индустрий.

Виктор Брызгалин делает три ключевых вывода, основанных на этом исследовании. Во-первых, мировые и российские тренды в креативной экономике начинают расходиться. Во-вторых, главной проблемой в креативной индустрии ближайшие 5–10 лет будет нехватка кадров. В-третьих, России необходима собственная стратегия развития креативной экономики.

Разрабатывая стратегию, считает Александр Аузан, необходимо сместить фокус в образовании на развитие творческой составляющей. Особенно в условиях доминирования ИИ. «Что остается естественному интеллекту? Правое полушарие. Интуиция. На мой взгляд, это означает, что образование надо резко перестраивать на развитие правополушарной функции, потому что сейчас мы готовим людей к алгоритмической деятельности, которую искусственный интеллект, скорее всего, съест», — рассуждает эксперт.

Материалы по теме:
Экономика, 2 сен 15:55
Чего ждет бизнес от юридических служб
Экономика, 27 авг 13:04
Аналитики прогнозируют усиление дефицита руководящих кадров к 2030 году
Экономика, 27 июн 10:00
Антон Котяков ожидает сохранение кадрового голода в ближайшие годы
Экономика, 26 фев 18:40
Вице-премьер Дмитрий Григоренко представил новый нацпроект
Свежие материалы
Шоу-бизнес ищет себя под рампой
Сергей Жуков, Баста и Александр Розенбаум осваивают театры
«Ясную поляну» присудили за «ясную позицию»
Культура,
Наталью Солженицыну наградили за издание литературного наследия мужа
МВФ предложили новую роль
Финансы,
Антон Силуанов указал на точки для развития международного фонда