Интервью

Знание законов — не повод для трудоустройства

Чего ждет бизнес от юридических служб

Знание законов — не повод для трудоустройства
Фото: Marijan Murat/DPA/ТАСС
Наиболее частые жалобы на юридические департаменты компаний со стороны сотрудников, включая топ-менеджмент, связаны с излишней бюрократией, волокитой с согласованиями и низкой доступностью коллег-юристов. Это следует из опроса рекрутинговой платформы hh.ru, с результатами которого ознакомился «Эксперт». Ключевое качество, которое бизнес ценит в юристах, — гибкость и ориентация на поиск оптимальных решений, а не на формальное следование правилам. Преимуществом также станут «гибридные» компетенции.

Трудности перевода

Опрос проводился в апреле — мае 2025 г., и в нем приняли участие 1,8 тыс. сотрудников компаний из различных отраслей и разного ранга — от рядовых специалистов до топ-менеджмента и совладельцев. На излишнюю бюрократию юридических отделов пожаловались 27% респондентов, на долгие сроки согласования — 24%, низкую доступность юристов (долгие ответы на запросы) — 23%.

Бизнес сформулировал запрос на «понятность»: четверть (25%) участников опроса указали на важность объяснений без использования юридического языка, 20% назвали ключевым фактором сближения юристов и других подразделений в компании адаптацию юридической терминологии. Оптимальным форматом взаимодействия с юридическими подразделениями в компаниях 36% опрошенных считают выделение отдельного юриста-куратора, который будет помогать по всем текущим вопросам. 30% опрошенных готовы общаться с юристами в чате, 18% предпочитают регулярные встречи либо созвоны, 13% — выступают за четкие гайды и шаблоны для разрешения типичных ситуаций. Еще 2% опрошенных попали в раздел «другое».

Подавляющее число опрошенных (72%) сообщили, что юристы недостаточно вовлечены в работу компании — либо они «работают отдельно и подключаются по необходимости» (этот вариант ответа выбрали 40%), либо «в основном выполняют поддерживающую роль» (32%). Лишь 28% опрошенных полагают, что юридические подразделения полностью интегрированы в бизнес и активно участвуют в принятии стратегических решений.

При этом 56% респондентов считают, что юротдел должен подключаться на этапе планирования бизнес-идей, а не постфактум в процессе их реализации. Лишь 25% замечают регулярные инициативы юристов по оптимизации процессов в компании. Вовлеченность в бизнес сотрудников юридических служб особенно востребована в IT и финтехе, где 35–40% специалистов считают это приоритетной задачей.

Ролевые игры

Сотрудники подразделений развития бизнеса и маркетинга чаще воспринимают юристов как поддерживающий ресурс, а не как полноценных партнеров — 40% и 42% работников из этих категорий выбрали такой вариант ответа. Бизнес демонстрирует готовность к трансформации: 43% респондентов выступают за сближение юридической функции с бизнесом, а 34% — за гибридную модель (повседневное партнерство при сохранении независимости по «критическим» вопросам). 23% респондентов настаивают на том, что юристы в компании должны выполнять роль независимых контролеров и не участвовать в основных бизнес-процессах.

Ключевым качеством, которое бизнес ценит в юристах, стала гибкость и ориентация на поиск решений проблемы, а не на формальное следование правилам. Этот вариант ответа выбрали 52% респондентов. Требование особенно критично для руководителей: 63% директоров департаментов и 58% CEO выделяют гибкость как приоритетное требование. Второе по значимости качество юрслужб — оперативность (ее отметили 36%), особенно востребованная в таких секторах как продажи, развитие бизнеса и IT. Третье — эффективный риск-менеджмент (35%), который в последние годы становится критически важным для высшего руководства в условиях растущей регуляторной нагрузки (его выбрали 48% директоров). Бизнес ждет от юристов не просто «констатации рисков», а активного предложения альтернативных решений, что пока является слабым местом: 18% сотрудников сталкиваются с категоричностью юристов и отказом искать варианты решения проблемы.

Как показало исследование, бизнес готов к партнерству с юридическими командами, но ждет от них перехода от позиции «стража правил» к роли «проводника возможностей», пояснил «Эксперту» автор методики исследования, директор юридического департамента и комплаенса hh.ru Юрий Донников. «Юристы, способные сочетать правовую экспертизу со скоростью, гибкостью и пониманием бизнес-логики, станут ключевыми игроками в трансформации компаний в условиях новой экономической реальности», — отметил он.

О спросе на клиентоориентированный подход и усиление навыков коммуникации среди юристов ранее говорили и другие представители рынка. Так, управляющий партнер бюро юридических стратегий Legal to Business Светлана Гузь утверждала, что именно с этими целями компании активнее инвестируют в развитие своих сотрудников и создание благоприятной корпоративной культуры.

Больше, чем юрист

На работу юридических служб в компаниях сейчас влияют три ключевых тренда: цифровизация и автоматизация, спрос на проактивность и развитие внутренних коммуникаций, следует из опроса hh.ru. Так, 15% респондентов видят в цифровизации ключ к интеграции юристов в бизнес. Поэтому работодателям стоит инвестировать в IT-инструменты для рутинных задач (контроль сроков, шаблоны документов, чат-боты), чтобы высвободить время юристов для стратегических вопросов, отмечается в исследовании hh.ru.

С тем, что цифровизация все больше затрагивает правовую сферу, согласен председатель коллегии адвокатов «Андреев, Каганский, Гузенко и Партнеры» Андрей Андреев. По его словам, юристам все чаще приходится сталкиваться с электронными доказательствами, онлайн-арбитражами, цифровыми платформами для взаимодействия с судами. «Современный адвокат — не просто специалист по законам, а еще немного айтишник, аналитик и даже кризис-менеджер», — констатировал он.

Спрос на проактивность, как следует из опроса hh.ru, связан со способностью юристов предвидеть риски на ранних стадиях проектов (особенно в разработке продуктов — их отметили 24% респондентов) и предлагать превентивные меры. «Аналитика показывает, что многим работодателям стоит пересмотреть систему kpi юридических департаментов, увязав их с бизнес-метриками», — отметил Юрий Донников.

Улучшение работы юридических служб невозможно без развития внутренних коммуникационных форматов — так, за индивидуальные юридические консультации высказались 47% респондентов. Также нужны короткие вебинары (их выбрали 25%), интерактивные тренинги по юридическим рискам (14%) и регулярная публикация дайджестов правовых изменений (11%).

Андрей Андреев обратил внимание на все большее распространении практики медиации (урегулирование споров при содействии нейтрального посредника. — «Эксперт»), которая требует от бизнеса умения договариваться и плотной работы с юридическими департаментами.

По словам Юрия Донникова, в дальнейшем для юридической работы гибридные компетенции будут цениться выше узкоспециальных: «Спрос вырастет на юристов с пониманием специфики отрасли, навыками коммуникации и бизнес-мышлением».

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Экономика, Вчера 21:00
Экономисты выяснили, как поднять рождаемость в России
Экономика, 27 авг 13:04
Аналитики прогнозируют усиление дефицита руководящих кадров к 2030 году
Экономика, 18 авг 12:00
Как платформа «Мой экспорт» укрепляет позиции экспортеров
Экономика, 14 июл 09:00
Бизнесу, чей уход не был цивилизованным, труднее будет вернуться на российский рынок
Свежие материалы
 Платформы и государство. Старт трансляции в 11:30
Прямой эфир из студии "Эксперт.Медиа" на ВЭФ-2025
Мухаммед и Олена: кому в Европе платят пособия
В мире,
В Германии задумались о пересмотре системы соцподдержки
Что известно о газопроводе «Сила Сибири — 2»
Поставки составят 50 млрд куб. м в год, срок контракта — 30 лет