Интервью

От традиций к инновациям

Как цифровизация меняет российскую школу

От традиций к инновациям
Коллаж: «Эксперт»
Российская школа стремительно меняется под влиянием цифровых технологий. Облачные сервисы, ИИ-платформы и интерактивные учебные материалы перестраивают сам подход к обучению. Для полноценной трансформации необходимо обеспечить школы современной инфраструктурой и подготовить педагогов к работе в новых условиях.

Российская школа активно перестраивается под влиянием цифровизации, новых экономических требований и демографических изменений. Этот процесс охватывает все уровни: от технического оснащения до содержания образования. В ходе национальных проектов «Образование» и «Цифровая экономика» создана базовая цифровая инфраструктура для эффективного использования технологий и развития образования, отмечает заведующий лабораторией цифровой трансформации образования НИУ ВШЭ Иван Карлов. Речь не только о подключении к интернету, но и о комплексных системах управления учебным процессом.

В рамках завершившегося нацпроекта «Образование» (2019–2024) компьютерное оборудование получили 20 тыс. школ и 1,8 тыс. колледжей. Параллельно 52 тыс. образовательных организаций были подключены к интернету. Тем менее, как сообщила замминистра просвещения Ирина Шварцман в июле 2025 года в Госдуме, полностью переоснащен лишь 51% школ.

Вызывает вопросы и качество подключения: проверки Счетной палаты показали, что 44,6% учреждений сталкиваются с недостаточной скоростью интернета, 2,2% не могут полноценно работать с предоставленным соединением. Хотя практически все школы имеют доступ в интернет, только 65% директоров подтверждают бесперебойную работу сети, а 39% педагогов жалуются на постоянные перебои соединения (данные весеннего мониторинга «Народного фронта»).

В июне Минпросвещения инициировало пересмотр стандартов скорости интернета в школах. Ранее глава Минцифры Максут Шадаев анонсировал программу привлечения ИТ-компаний к финансированию цифровизации школ и колледжей через отчисления 5% от полученных налоговых льгот.

Педагог нового поколения

Одним из актуальных остается кадровый вопрос. По данным Минпросвещения, в 2024–2025 учебном году в школах работало около 1,05 млн учителей.

Самыми востребованными, по данным Росстата, являются учителя физики (1178 вакантных должностей, потребность 3,88% от общего количества учителей), информатики (833 вакансии, 3,11%), математики (2956 вакансий, 3,02%)

В Минпросвещения отмечают, что сформированы планы сокращения кадрового дефицита. Особое внимание уделяется учителям естественно-научных предметов. Активно используются инструменты целевого обучения, растет популярность педагогических вузов.

Меры поддержки, такие как программа «Земский учитель», по которой за пять лет для работы в сельские школы переехали более 6 тыс. учителей, демонстрируют эффективность, считают в министерстве. По данным Росстата, 85% выпускников педвузов остаются в профессии, но нехватка учителей в ряде регионов сохраняется.

При этом требования к подготовке учителя растут. По мнению члена Общественного совета при Министерстве культуры Арслана Хасавова, современный педагог трансформируется из источника информации в архитектора образовательных траекторий. А его главными инструментами становятся цифровые технологии, работа с образовательными данными и развитие медиаграмотности.

Особую актуальность это приобретает на фоне исследований, фиксирующих снижение когнитивных способностей учащихся при неконтролируемом использовании искусственного интеллекта (ИИ), предупреждает Иван Карлов. Современный учитель — наставник, формирующий критическое мышление, считает эксперт. При этом педагог должен уметь комбинировать традиционные и цифровые форматы, создавая эффективную образовательную среду независимо от условий обучения, считают эксперты.

Однако для этого надо не просто освоить новые технологии, но и принципиально изменить подход к подготовке кадров, умеющих работать с новыми методиками, подчеркивает Арслан Хасавов: «Нужна система, в которой теория сразу подкрепляется практикой, а повышение квалификации становится постоянным процессом». Особенно важно научить работать в смешанной среде — сразу совмещать теорию, технологии и практику. Решение требует комплекса мер, добавляет Арслан Хасавов: целевой набор с трудоустройством, жилье, надбавки, переподготовка специалистов из других сфер, дистанционные форматы и наставничество. Особенно актуально это для STEM-дисциплин.

Цифровые возможности

Цифровые технологии становятся мощным инструментом преодоления территориального неравенства в образовании. По словам основателя ИТ-интегратора AWG Александра Хачияна, онлайн-платформы помогают решать проблему нехватки учителей в селах, позволяя проводить уроки для нескольких школ одновременно. Электронные библиотеки и цифровые тренажеры обеспечивают доступ к качественным образовательным ресурсам независимо от географического положения школы.

Однако цифровизация не должна рассматриваться как универсальное решение всех проблем, предупреждает директор Научно-образовательного центра развития образования ВШГУ Владимир Блинов: «Опыт пандемийного периода показал незаменимость живого общения в образовательном процессе». Тем не менее электронные образовательные ресурсы и новые форматы обучения прочно вошли в школьную практику, хотя их потенциал раскрыт еще не полностью.

Как напоминает Иван Карлов, в 2021–2022 годах школы временно получили бесплатный доступ к коммерческим образовательным платформам. Этот эксперимент выявил огромный спрос на качественный цифровой контент и позволил определить эффективные сценарии использования разнообразных цифровых ресурсов, считает эксперт. Сегодня, по его оценке, ярким примером успешной цифровой трансформации стала Московская электронная школа, где внедряется система адаптивного обучения математике на основе ИИ. «Этот проект демонстрирует эффективный синтез технологических инноваций и педагогических методик, который можно масштабировать на другие регионы», — считает эксперт.

Новые подходы

Претерпевают радикальные изменения и современные учебные материалы. По мнению Владимира Блинова, они должны охватывать три этапа: освоение нового материала, его закрепление и контроль усвоения.

В условиях информационной перегрузки учебник больше не может оставаться просто источником информации, теперь его задача заключается в отборе и структурировании наиболее важного содержания

Особое значение приобретают интерактивные форматы: тренажеры, симуляторы и образовательные игры, которые позволяют применять знания на практике. И при этом современная школа должна целенаправленно развивать у учащихся навыки самостоятельного обучения, значение которых продолжает возрастать, уверен эксперт.

Современные учебники, сохраняя традиционную структуру, стали заметно лаконичнее и насыщеннее визуально, отмечает главный редактор АО «Издательство „Просвещение“» Надежда Колесникова. По ее мнению, материал в них подается более структурированно, без упрощения содержания, а разнообразие заданий вышло за рамки привычных упражнений: «Теперь это и проектная работа, и задачи на применение знаний в реальной жизни». Особое внимание уделяется цифровому сопровождению: интерактивные форматы не только делают обучение увлекательнее, но и помогают выстраивать межпредметные связи. Например, тему энергии можно рассмотреть комплексно — через призму физики, химии и биологии. При этом бумажная версия учебника остается полноценной и самодостаточной, подчеркивает эксперт: «Наши учебные материалы сочетают печатные и цифровые форматы». Печатные издания предлагают задания разного уровня сложности, направленные на конкретные знания и навыки. Цифровые решения обеспечивают мгновенную вариативность, позволяя создать индивидуальные задания для каждого ученика.

Современные материалы должны обеспечивать мгновенную обратную связь, добавляет Иван Карлов: «В традиционной модели ученик ждет проверки работы три-пять дней, теряя возможность своевременной работы над ошибками». Создание цифровых образовательных материалов с верифицированным контентом и строгим контролем качества требует значительных ресурсов, отмечает эксперт: «Но, если мы ставим цель повысить уровень обучения и подготовить школьников к жизни в цифровую эпоху, ответить на эти вызовы необходимо».

Искусственный интеллект становится неотъемлемой частью образовательного процесса: по данным исследования Chad AI, 74% учащихся регулярно используют нейросети в учебе, причем 49% делают это ежедневно. По мнению Ивана Карлова, системы адаптивного обучения персонализируют образовательный процесс. Они помогают выявлять пробелы в знаниях и подбирать задания индивидуально, что особенно важно в классах с разным уровнем подготовки. «Цифровые помощники, способные анализировать прогресс каждого ученика, — это ближайшее будущее образования», — прогнозирует Владимир Блинов, оговариваясь, что для полноценного внедрения таких решений потребуется 10–15 лет.

Сегодня же для устранения регионального неравенства, помимо цифровизации, необходимы комплексные меры, считает Арслан Хасавов: «Разрыв в инфраструктуре нельзя закрыть только интернетом — нужны новые лаборатории, мастерские, транспорт и обменные программы. Когда офлайн- и онлайн-форматы взаимно дополняют друг друга, школа становится сильнее даже в малых населенных пунктах».

В целом успех преобразований будет зависеть от синхронного обновления технологий, кадров, инфраструктуры и программ, резюмируют эксперты. Но школе нужно время на адаптацию, современные трансформации — это серьезный вызов для всей системы образования.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Школа, 08:02
Министр просвещения Сергей Кравцов — о вызовах системы
Школа, 08:01
Генеральный директор группы компаний «Просвещение» о тенденциях на рынке образования