Интервью

Финрезервы регионов ушли на покрытие долгов

Объем накопленных к 2025 году остатков оказался максимальным за 8 лет

Финрезервы регионов ушли на покрытие долгов
Фото: Максим Стулов/Ведомости/ТАСС
Регионы накопили к началу 2025 г. рекордные 2,86 трлн руб. финансовых резервов, но быстро потратят их на покрытие дефицита бюджетов и обслуживание долгов. Об этом говорится в обзоре рейтингового агентства «Эксперт РА», с которым ознакомился «Эксперт». Аналитики отмечают, что если исключить из этой статистики Москву, на которую приходится 1 трлн руб., то заметно сокращение остатков — на 19% в сравнении с началом 2024 г. Эта проблема коснулась 58 из 85 субъектов, которые охватывает исследование. Бюджетную устойчивость регионов укрепят обещанное президентом России списание долгов перед федеральным центром и новый закон о самоуправлении.

Сбережения на кредит

Объем накопленных к 2025 г. остатков стал крупнейшим за последние 8 лет наблюдений. Предыдущий рекорд был поставлен годом ранее — 2,8 трлн руб. Однако без учета данных по столице (на Москву приходится 42,6% региональных остатков) за год произошло снижение резервов с 2 трлн руб. до 1,6 трлн руб. Негативная динамика в основном связана с дефицитным исполнением бюджета. Как отмечают аналитики «Эксперт РА», это актуально для 50 из 58 регионов, где сократились остатки средств на счетах и депозитах.

Сумма остатков могла быть и выше, но существенную их часть регионы направили на погашение накопившихся долгов, потому что реструктуризация в условиях высокой ключевой ставки «стоит крайне дорого», пишут аналитики «Эксперт РА». И всё же для расчетов по займам регионы более активно использовали короткие банковские кредиты, подчеркивается в обзоре.

Отношение суммы остатков на счетах к утвержденным на 2025 г. расходам в целом по всем региональным бюджетам составляет 12,6%. Годом ранее этот показатель составлял 13,1%, но при сопоставимых уровнях остатков отличались расходы. Как указывает «Эксперт РА», в 2024 г. объем расходов был на 9% выше, чем в 2023 г. По расчетам аналитиков, в 2025 г. регионы заложили увеличение трат на 7%.

Лидирует по этому показателю Ненецкий автономный округ, который в 2024 г. сохранил на своих счетах треть запланированных на 2025 г. расходов. В тройку также входят Ленинградская и Смоленская области. Но высокий уровень отношения остатков к запланированным расходам не означает, что такие регионы обладают неким «запасом прочности», пояснила «Эксперту» соавтор обзора, управляющий директор по суверенным и региональным рейтингам рейтингового агентства Татьяна Тирских. По ее словам, часть регионов полностью потратит свои остатки, часть — сохранит их в качестве «резерва на будущее».

Топ-10 регионов с наиболее высоким/низким уровнем накопленной ликвидности

54 региона при этом располагают остатками, доля которых составляет менее 10% от запланированных на 2025 г. расходов. Из них 10 субъектов имеют соотношение остатков и запланированных расходов на уровне 0,1% и меньше. В этих регионах накопленные средства не превышают нескольких сотен, а порой и десятков миллионов рублей. В абсолютном выражении самый низкий показатель — у Калмыкии (8,7 млн руб.), в относительном — у Иркутской области (0,02% от расходов на 2025 г.).

Регионы поставили рекорд по доходу от управления остатками — он составил 595,9 млрд руб., указывают в обзоре аналитики «Эксперт РА». Свою роль сыграла высокая ключевая ставка. Для сравнения: к началу 2024 г. регионы приумножили свои сбережения лишь на 334,3 млрд руб. Но авторы отмечают, что основную часть этого дохода сгенерировали по состоянию на начало 2025 г. лишь 9 субъектов РФ «с повышенной бюджетной автономией».

Как пояснила «Эксперту» Татьяна Тирских, размещать на депозитах остатки могут только те регионы, в чьих бюджетах доля межбюджетных трансфертов не превышала 20% объема собственных доходов. Это условие должно соблюдаться в течение двух из трех последних отчетных периодов (финансовый год), добавила она. В эту девятку, помимо Москвы и Санкт-Петербурга, вошли Ленинградская, Свердловская и Сахалинская области, Красноярский край, Ямало-Ненецкий автономный округ, Пермский край и Татарстан.

Что поможет регионам

Долговая нагрузка у многих субъектов РФ остается высокой, констатирует главный экономист «БКС Мир инвестиций» Илья Федоров. Снизить ее, по словам Федорова, поможет порученное президентом в 2024 г. списание бюджетных кредитов, но полностью это проблему не решит. Финансовая самостоятельность регионов всё еще остается низкой, резюмирует экономист.

Согласно письму Минфина от 6 февраля 2025 г., списать можно 2/3 задолженности по бюджетным кредитам от суммы, сложившейся по состоянию на 1 марта 2024 г., напомнила «Эксперту» доцент кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ им. Плеханова Мери Валишвили. Согласно документу, высвобождаемые на погашение кредитов средства регионы должны направить на поддержку инвестпроектов, в том числе и на нацпроекты. Она считает, что этот механизм «не только сбалансирует региональные бюджеты, но и даст новый импульс различным отраслям», а также улучшит социально-экономическое положение самих регионов. Дополнительные доходы, полученные за счет реализации инвестиционных инициатив, станут стабильной доходной базой региональных бюджетов, полагает она.

На бюджетную устойчивость регионов в среднесрочной перспективе также повлияет изменение законодательства о местном самоуправлении, добавляет гендиректор Агентства трансформации и развития экономики Владислав Онищенко. В разговоре с «Экспертом» он уточнил, что имеет в виду те новации, которые предусматривают разделение полномочий муниципалитетов на группы. Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» должен вступить в силу 19 июня 2025 г. В частности, он предусматривает создание внутригородских муниципальных образований в Москве, Петербурге и Севастополе, а также образование городских и муниципальных округов в остальных регионах. А с 1 января 2027 г. образованные на усмотрение регионов округа и муниципалитеты получат исключительные полномочия, которые нельзя будет передать субъекту Федерации. Новые образования будут самостоятельно утверждать бюджет и устанавливать налоги.

Межбюджетные трансферты, которые снижались в последние два года, вряд ли будут увеличены в этом году, добавила в беседе с «Экспертом» Татьяна Тирских. Она и ее коллеги также прогнозируют, что темп роста поступлений по налоговым и неналоговым доходам замедлится. В обзоре «Эксперт РА» отмечается, что в 2025 г. ликвидность региональных бюджетов может снизиться. Такой вывод аналитики сделали исходя из прогнозов регионов — они собираются покрыть 40% собственного дефицита за счет остатков средств на счетах. В случае реализации этих планов объем остатков к началу 2026 г. может сократиться до 2,1 трлн руб., указано в обзоре. В противном случае, отмечают авторы документа, остатки будут выше — на уровне 2,7 трлн руб.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Финансы, 9 июн 21:51
Спрос на валюту продолжает снижаться
Финансы, 6 июн 17:00
Как сокращение продаж автомобилей повлияло на рынок страхования
Финансы, 5 июн 18:59
Объем денег на брокерских счетах минимален, обороты «физиков» рекордные
Финансы, 28 мая 23:20
Корпоративное кредитование вновь ускорилось
Свежие материалы
Десятилетие замедления
Мнения,
Экономическая версия новой мировой войны
Долг платежом прекрасен
Финансы,
Почему россияне добровольно несут деньги коллекторам
Максим Орешкин назвал два варианта регулирования онлайн-платформ
Экономика,
Замглавы администрации президента рассказал, как ограничить их власть над рынками