Интервью

Инновационный кошелек

Эксперты подсчитали экономический эффект от внедрения цифрового рубля

Инновационный кошелек
Финансовая практика компании «Яков и Партнеры» (бывшая McKinsey) выпустила сегодня аналитическое исследование потенциала цифрового рубля. Согласно выводам экспертов компании, суммарный экономический эффект внедрения цифровой национальной валюты для бизнеса и банков может составить до 328 млрд руб. ежегодно — в первую очередь за счет экономии на эквайринговых операциях.

Рублевые сценарии

Исследование «Кому достанутся цифровые рубли?» фокусируется на потенциале технологии цифрового рубля для B2B-сектора. Авторы документа отмечают, что внедрение цифровой валюты как технологии может принести успех тем компаниям, кто первыми эффективно внедрят ее в свои процессы.

В исследовании представлены два сценария развития событий — оптимистичный и консервативный. В первом сценарии ЦБ вместе с банковским сектором и бизнесом согласовано внедряют цифровой рубль (ЦР), интегрируя его в существующие финансовые продукты и инвестируя в разработку новых продуктов с ее использованием. В этом случае ежегодный экономический эффект составит до 267 млрд руб. для бизнеса и до 61 млрд руб. для банков.

При втором, консервативном сценарии ЦБ реализует проект без активного продвижения. Однако даже в этом случае ежегодный эффект тоже значительный — 92 млрд руб. в год для бизнеса и 17 млрд руб. в год для банков.

Затраты бизнеса и банков на внедрение ЦР эксперты оценили на уровне 30–50 млрд руб., и называют эту цифру «несопоставимой по сравнению с потенциальной выгодой, которую могут получить участники рынка во всех рассмотренных сценариях развития».

Авторы выделяют несколько стейкхолдеров внедрения цифровой валюты — бизнес, банки, граждане. Каждая из сторон получит дополнительные экономические преимущества. Отдельно рассматривается вопрос трансграничных переводов.

Банки при внедрении цифровой валюты играют одну из важнейших ролей. Это связано с тем, что одной из ключевых составляющих потенциала цифрового рубля авторы считают динамику безналичных платежей, которые как раз обслуживает банковский сектор. Только в прошлом году доля безнала среди всех платежей составила 84%, показав рост в 1,6 раза за последние 5 лет.

Экономия на эквайринге

Главным бенефициаром введения цифрового рубля является сфера розничной торговли, где цифровой рубль поможет значительно сэкономить на эквайринговых комиссиях. Это даст экономический эффект до 50–60 млрд руб. в год, подсчитали авторы отчета. Для достижения такого результата необходимо оптимизировать клиентские пути и популяризовать само использование ЦР, как это было с системой быстрых платежей (СБП).

«Если клиенту продукт не удобен, то заставить им пользоваться невозможно», — комментирует соавтор отчета, партнер-эксперт «Яков и Партнеры», директор центра бизнес-образования и аналитики Центрального университета Илья Иванинский. В числе возможных сценариев развития клиентского пути он называет удобный интерфейс и повышенный кэшбэк. В качестве примера Иванинский приводит опыт Казахстана, где несколько лет назад один из игроков быстро и эффективно внедрил qr-коды для оплаты в торговых точках с помощью высокого кэшбэка.

Другое дело, насколько это будет выгодно банкам, теряющим заработок на эквайринге. Вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков оптимизма авторов отчета не разделяет и считает, что исследование получилось односторонним, поскольку доходы подсчитаны максимально широко, а расходы или выпадение доходов — лишь по отдельным позициям. По его подсчетам потери банков от экономии на эквайринге составит 80–95 млрд руб. и приведет к сокращению банковских программ лояльности, что также отрицательно повлияет на потребительский спрос и обороты ритейлеров.

Однако авторы отчета считают, что банковский сектор может получить дополнительные преимущества за счет развития инновационных услуг для корпоративных клиентов, снижение расходов на поддержание инфраструктуры платежей и переводов, а также потенциальное снижение стоимости расширения клиентской базы. Так как цифровой кошелек будет привязан ко всем банкам клиента, то банки смогут использовать платформу ЦР как витрину для таргетированного — и дешевого — привлечения новых пользователей.

По оценке экспертов, сегодня средняя стоимость привлечения одного клиента из сегмента малого и среднего бизнеса составляет порядка 20 тыс. руб. Возможности «цифровой витрины» помогут снизить затраты на привлечение в пределах 30–50% на клиента, затрагивая от 20 до 40% новой клиентской базы. Экономическая эффективность такого прямого позиционирования составит 5–10 млрд руб. в год, считают эксперты.

Для реализации разработанных сценариев Илья Иванинский называет одно важное условие — наличие продуктов, где будет максимально задействован потенциал третьей формы денег. «Это вопрос не только законодательства, но и продуктов для новой денежной инфраструктуры, которой является „цифровой рубль“. Важно, чтобы кто-то начал с этим работать, тогда появится и понимание ниши», — считает эксперт.

В качестве одного из ключевых новых банковских инструментов, которые помогут банкам заработать на цифровой валюте, он называет инструмент кэшпулинг (ведение нескольких счетов связанных компаний как единый счет) как способ управления ликвидностью и управлению денежным потоком в крупных компаниях с множеством дочерних предприятий. Сегодня эта услуга предоставляется в основном системообразующими банками и для крупных корпоративных клиентов, таких, как «Газпром», СУЭК, «Татнефть». С применением цифрового рубля транзакции будут проходить быстрее и проще, а настроить процесс будет легче. Кэшпулингом на базе цифрового рубля смогут воспользоваться компании малого и среднего бизнеса, которые часто хранят деньги в разных банках«, — объясняет Илья Иванинский.

Бизнесу такая оптимизация управления финансами может принести дополнительную ликвидность, а общий экономический эффект составит от 22 до 82 млрд руб. в год. Для банков на кэшпулинге, смарт-контрактах и других новых продуктах комиссионный доход может вырасти до 51 млрд руб. в год, считают авторы исследования.

С этим тезисом не согласен Алексей Войлуков: «Что касается инструментов управления ликвидностью и смарт-контрактов, то большинство из них давно используются в традиционном банкинге, и цифровой рубль тут мало что сможет добавить нового».

Он отмечает, что в исследовании не учтен такой важный момент, как обязательность приема цифрового рубля на всей территории страны, что означает замену или обновление всего парка терминалов и программного обеспечения на всех уровнях в розничных сетях. Для действующих сегодня примерно 4,5 млн терминалов расходы на внедрение могут составить порядка 40 млрд руб. По мнению банкира, показатель дополнительных расходов для всех участников рынка выходит в размере около 0,5 трлн руб.

По мнению Ильи Иванинского, цифровой рубль открывает большие перспективы и для внебанковских игроков, например, компаний из сегмента финтеха. В Ассоциации развития финансовых технологий «Эксперту» не смогли прокомментировать вопросы использования цифрового рубля, перенаправив в Банк России.

Отдельным пунктом авторы рассматривают цифровой рубль как способ развития трансграничных платежей. Это и участие российского цифрового рубля в создании единой цифровой валюты стран БРИКС, и возможность включения ЦР в уже существующую систему обменников между национальными цифровыми валютами. За счет уменьшения количества посредников и ускорения транзакций потенциальный экономический эффект может составить от 15 до 103 млрд руб. ежегодно. Однако, чтобы получить подобный эффект, Россия должна войти в международные проекты, таких как mBridge, в котором уже участвуют Китай, Таиланд, ОАЭ и Гонконг. По словам Ильи Иванинского, «вопрос включения — это вопрос переговоров».

Материалы по теме:
Финансы, 22 июл 17:35
Кому выгодна американская криптореволюция
Финансы, 20 июн 10:10
Зачем Ozon свои банкоматы, а «Яндексу» — платежные стикеры
Финансы, 5 мар 09:50
Как ЦФА меняют представление о рынке ценных бумаг
Финансы, 28 фев 08:07
Как цифровизация позволяет экономить на сотрудниках
Свежие материалы
Децентрализация культуры
Мнения,
Как регионам сохранить лицо
Маржа утекает из заправок
Экономика,
Розничная торговля бензином терпит убытки на фоне высоких оптовых цен
Ирина Карлаш: «Мы находимся в постоянном контакте с бизнесом»
Интервью,
Начальник Дальневосточного главного управления ЦБ — о мегапроектах и кадрах