Перераспределение доходов от штрафов
Изменение с 1 января 2025 г. правил распределения штрафов за нарушения ПДД и эксплуатации транспортных средств между бюджетами привело к возникновению правовой коллизии, выяснил «Эксперт». С начала года 25% от сумм выплат идут в федеральную казну, тогда как ранее, вплоть до конца 2024 г., всё получали регионы.
Проблема возникла не со всеми штрафами, а лишь с малой их частью, утверждает источник «Эксперта», знакомый с ситуацией. «Как показала практика, порядок зачисления доходов от отдельных категорий штрафов за нарушения ПДД и их администрирования нуждаются в дополнительном нормативном уточнении», — признают и в пресс-службе Минфина России. Речь идет, например, о нарушениях в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси, в области технического состояния самоходных машин и др., уточняют там.
По словам источника, наиболее массовые штрафы автовладельцам за нарушения ПДД, которые фиксируют комплексы фото- и видеофиксации, зачисляются в федбюджет — с ними проблем нет. Сложности возникли со сборами, которые администрируют власти субъектов РФ. Как пояснил «Эксперту» гендиректор юрфирмы «Митра», член совета Международной ассоциации юристов и консультантов Юрий Мирзоев, правовая коллизия возникла из-за разграничения полномочий по администрированию неналоговых доходов между федеральным и региональным уровнями власти: «Часть штрафов администрируются регионами, а их зачисление в федеральный бюджет требует сложного механизма перераспределения, который пока не отлажен. В результате Минфин не может корректно учесть эти доходы как федеральные, так как полномочия главного администратора доходов федерального бюджета не могут быть возложены на исполнительные органы субъектов». Сейчас эти средства «висят» у казначейства как «невыясненные», они даже не считаются штрафами, говорит источник «Эксперта».
«Зависание» средств может создать проблемы у плательщиков, но решить их будет несложно, полагают опрошенные редакцией юристы. «Факта вовремя перечисленных денег по указанным реквизитам достаточно для подтверждения оплаты штрафа для виновного (физлица или юрлица), — говорит управляющий партнер юридической компании „ЭНСО“ Алексей Головченко. — Но надо быть готовым в суде доказать этот факт оплаты. Если платежка есть и деньги не вернулись обратно, этого достаточно». С ним соглашается и автоюрист Михаил Никитин: «Если штраф был уплачен по реквизитам, которые были предоставлены со стороны соответствующего органа, то обстоятельство, куда он поступил или не поступил, не должно волновать плательщика штрафа». По его словам, для плательщика даже неважно, произошла ли регистрация уплаты в ГИС ГМП (система о государственных и муниципальных платежах). «Регистрация платежа в этой системе может иметь значение лишь во избежание недоразумений на случай наложения необоснованных ограничений со стороны ФССП или привлечения к административной ответственности по ст. 20.25 ч. 1 КоАП РФ за „якобы“ уклонение от уплаты», — отмечает Михаил Никитин.
Лицо, которое оплатило штраф, из оборота которого денежные средства выбыли, не должно и не может считаться должником и тем более нести неблагоприятные последствия из-за несовершенства законодательного регулирования, соглашается управляющий партнер юридической компании «Варшавский и партнеры» Владислав Варшавский. По мнению юриста, в целом невозможно создать единый для всей страны список правонарушений ПДД и правил эксплуатации, так как в регионах в рамках предоставленных полномочий по-разному регулируются вопросы административной ответственности.
В Минфине не привели исчерпывающий список нарушений, по которым могли возникнуть трудности. Однако в ведомстве уже предложили временный механизм, с которым на 2025 г. сохраняется возможность зачисления доходов от таких сборов в 100%-ном размере в бюджеты субъектов РФ. Соответствующие поправки были направлены в правительство, но они пока не приняты, уточняет источник. «Эксперт» ознакомился с текстом поправок: в нем говорится о случаях, когда штрафы вынесены судьей, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав по результатам рассмотрения постановлений, составленных должностными лицами органов прокуратуры или должностными лицами исполнительных органов субъектов, а также если постановления вынесены самими региональными властями.
На текущий момент доходы федерального бюджета от штрафов за ПДД превысили 3 млрд руб., уточнили в Минфине. Там не назвали сумму доходов, которую не удалось зачесть в федбюджет.
Региональные штрафы
В сфере такси Кодексом об административных правонарушениях (КоАП), например, предусмотрены штрафы за отсутствие в салоне такси информации о наименовании, адресе и номере контактных телефонов фрахтовщика, номере разрешения на осуществление деятельности по перевозке легковым такси, сроках действия указанного разрешения, тарифах (от 1 тыс. до 30 тыс. руб.), за невыдачу пассажиру кассового чека (от 1 тыс. до 30 тыс. руб.), за отсутствие на машине цветографической схемы такси или опознавательного фонаря такси на крыше (от 3 тыс. до 50 тыс. руб.). «Открытой статистики по частоте взимания штрафов по этой статье нет. Но в работе мы редко встречаем информацию по наказаниям по этой статье», — отметил в комментарии «Эксперту» юрист Общественного совета по развитию такси Марат Аджимамбетов.
Статья 9.3 КоАП устанавливает штраф за нарушение правил эксплуатации тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин, прицепов к ним, оборудования. Размер штрафа за эти нарушения составляет от 500 до 5000 руб.
В целом в главе 23 КоАП определяется, какие органы уполномочены рассматривать какие дела об административных нарушениях, в частности в области дорожного движения. Например, судьи могут рассматривать дела об управлении транспортным средством с нарушением правил установки на нем регистрационных знаков, несоблюдением требований дорожных знаков или разметки проезжей части и даже превышением скорости (если последние два нарушения зафиксированы не с помощью камер).
Как принимался закон
Инициатива о перераспределении 25% доходов от штрафов в федеральный бюджет не проходила процедуру общественного обсуждения. Правительство внесло ее поправками 12 декабря 2024 г. ко второму чтению в Госдуме другого проекта закона — о синхронизации подходов к достижению результатов предоставления субсидий госкорпорациям и госкомпаниям с общими требованиями по субсидиям для юрлиц. Теперь госструктуры, получившие поддержку, тоже должны предоставлять правительству информацию «о последовательном достижении результатов предоставления субсидии», следовало из пояснительной записки к проекту. 17 декабря законопроект был принят во втором и третьем чтении Госдумой с поправкой про перераспределение доходов от штрафов.
20 декабря проект был одобрен на пленарном заседании верхней палаты парламента одновременно с поправками в КоАП, увеличивающими размеры штрафов за нарушения ПДД и сокращающими скидку на оперативную оплату постановлений. Накануне принятия оба законопроекта обсуждались в профильных комитетах Совета Федерации. «У меня есть основания полагать, что с учетом изменений в бюджетное законодательство правительство рассчитывает таким образом получать денежные средства», — заявил тогда глава комитета по госстроительству Андрей Клишас, которого процитировал «Коммерсантъ». Замглавы МВД Игорь Зубов ответил Клишасу: «Поддерживая законопроект, мы думали не о деньгах. Мы вообще не за деньги отвечаем, а за количество правонарушений».
По словам же замглавы Минфина Алексея Лаврова, прозвучавшим на заседании сенатского комитета по бюджету и финансовым рынкам, предложенная конструкция — повышение штрафов и направление 25% доходов в федеральный бюджет — «гарантирует» отсутствие выпадающих доходов в региональных бюджетах при сохранении уровня выявления нарушений ПДД.
В пресс-службах казначейства, МВД и Минтранса не ответили на запросы «Эксперта».
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag