Интервью

Доступная и комфортная Арктика

Какие архитектурные новации стоит внедрять в полярных городах

Доступная и комфортная Арктика
Фото: КБ «Стрелка»
Российская Арктика не только самая большая, но и самая урбанизированная среди подобных территорий арктических стран. Здесь живет почти половина арктического населения мира, и 90% из них — горожане. Сегодня много внимания уделяется экономике Арктики и привлечению специалистов. Этому должно способствовать и развитие арктических городов как комфортных мест для жизни.
Екатерина Малеева
Екатерина Малеева

Директор проектов КБ «Стрелка»

В 2024 году для опорных населенных пунктов Арктики были разработаны мастер-планы — стратегические документы, которые совмещают в себе решения по развитию экономики, общества и городской среды. ВЭБ.РФ и КБ «Стрелка» приняли активное участие в этой работе по поиску решений для комфортной жизни на севере нашей страны.

В центрах зарубежной Арктики среднегодовая температура положительная. В наших городах с населением более 100 тыс. жителей — Норильске, Ноябрьске, Новом Уренгое — она составляет от −5 °С до −10 °С. Казалось бы, планирование города в таких условиях требует уникальных подходов.

Однако среда наших арктических городов почти идентична городам Центральной России. Строят там типовые дома с большими открытыми пространствами и широкими улицами между ними. Такая структура делает передвижение по городу в сильный мороз и ветер подобным выходу в открытый космос

Сейчас настало время внедрять новые подходы к организации среды северных городов.

Опросы жителей городов Арктики показывают, что в топ проблем неизменно входят низкое качество жилья и благоустройства, отсутствие мест для досуга, развлечений и занятий спортом. В мастер-планах предложен набор решений для этих запросов.

Планировка территории

Компактность — один из главных принципов современной урбанистики, и в Арктике он актуальнее, чем где-либо. В холодном климате большие открытые пространства между домами становятся непреодолимыми барьерами. Небольшие, закрытые по периметру кварталы, ориентированные так, чтобы ветер как можно меньше проникал внутрь двора, позволят создать более комфортное пространство. Оно может быть дополнено крытыми игровыми площадками. Небольшие кварталы формируют частую сетку нешироких улиц, которые при правильной ориентации не становятся коридорами для сильных ветров.

Жилые дома

В Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации низкий уровень доступности благоустроенного жилья назван в числе основных угроз национальной безопасности. Строительство нового жилья тормозят высокая стоимость доставки материалов и техники, дефицит местного производства конструкций, удорожание фундаментов в условиях многолетней мерзлоты и их нестабильность в свете потепления климата.

Все это подталкивает к тому, чтобы отдать приоритет различным типам малоэтажной и среднеэтажной застройки.

Арктика может стать полигоном для масштабного внедрения современного индустриального домостроения из дерева. Речь идет не только об индивидуальных, но и о многоквартирных домах

Такие конструкции весят в шесть раз меньше, чем аналогичное здание из бетона, что будет преимуществом при доставке в отдаленные районы. Показатель теплоизоляции у высокотехнологичной древесины в три-пять раз выше, чем у бетонных конструкций. Для строительства таких домов требуется меньше техники, а возвести многоквартирный дом можно всего за полгода. Кроме того, такое здание можно разобрать и перевезти на новое место.

Благоустройство «зимнего города»

Досуг на свежем воздухе возможен и на севере. Стеклянный купол с искусственным микроклиматом можно заменить системой решений в открытых пространствах. Пешеходный коридор, доступный и удобный для большинства горожан, может стать главным прогулочным пространством — теплым маршрутом.

Для этого в первую очередь нужно создать «ветровую тень» при помощи ветрозащитных экранов, искусственных холмов, мест для сидения с укрытием от ветра, буферных посадок деревьев, расположенных с учетом направления преобладающих в холодное время года ветров. На маршруте необходимо предусмотреть систему пунктов обогрева на расстоянии не более 10 минут пешком. В систему входят помещения кафе и торговых павильонов, вестибюли общественных зданий, обогреваемые остановки общественного транспорта, уличные обогреватели или камины. Короткий световой день позволяют компенсировать световые акценты: подсветка, инсталляции и арт-объекты.

Общественная инфраструктура

Арктика уже сейчас наращивает туристический потенциал за счет своей уникальной природы. Арктические города становятся точками входа для туристов и могут формировать предложение для досуга и отдыха не только местных жителей, но и гостей. Новые объекты общественной инфраструктуры должны учитывать обе аудитории.

Конечно, это далеко не исчерпывающий перечень решений и многие еще предстоит разработать. Города в Арктике продолжают жить, а в некоторых крупных центрах численность жителей даже растет. И сегодня у нас есть шанс сделать Арктику пространством для инноваций не только в промышленности или технологиях, но и в сфере развития городской среды.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Города, 7 мая 09:48
Как экономика впечатлений меняет российские города
Города, 31 мар 15:11
ВЭБ.РФ представил «Берег Байкала» — проект развития территории бывшего БЦБК
Города, 19 фев 16:13
Подведены итоги реализации нацпроекта «Жилье и городская среда»
Города, 30 янв 15:12
ВЭБ представил рейтинг городов по их вовлеченности в ГЧП-проекты
Свежие материалы
Спрос на валюту рекордно упал
Финансы,
Экспортеры уменьшили продажу выручки
Что известно о предстоящих переговорах в Стамбуле
В мире,
Встреча может иметь важное значение, но многое будет зависеть от состава делегаций
Минеральные Воды наращивают поток
Промышленность,
Пропускная способность ключевого аэропорта Северного Кавказа достигнет 7 млн пассажиров