Телепорт вместо остановки
Будущее, как известно, всегда принадлежит следующему поколению. Поэтому дискуссия открылась серией видеоинтервью подростков, которые обучаются в новых школах, спроектированных и построенных при участии ООО «ПроШкола» (Группа ВЭБ.РФ). Ребята, очевидно, всем классом сходившие на фильм «Сто лет тому вперед», дали волю фантазии: в городах будущего вместо остановок общественного транспорта появятся телепорты, а вместо плотного дорожного трафика — летающие машины и повсеместное аэротакси. Уборкой в многоквартирных домах из стекла и бетона займутся роботы. На крышах зданий, в первую очередь, школ, будут установлены солнечные батареи, энергия которых обеспечит бесперебойный высокоскоростной интернет (собственно, для чего она еще нужна). Ну и, конечно, радикально снизится уровень загрязнения воды, воздуха и почвы.
Все эти картины как будто бы взяты из фантастических романов и фильмов. Впрочем, фантастика всегда мотивировала инноваторов. Образы, сформированные подростками, ясно указывают на основные вызовы и тренды в развитии городов настоящего. Очевидно, следует разобраться с пробками на дорогах, где, кроме всего прочего, человек тратит много времени, которое мог бы употребить на что-то более приятное и полезное. Необходимо улучшение экологической ситуации, повышение энергоэффективности городов.
Вообще главные составляющие города будущего, как и большинства существующих городов, могут быть описаны в соответствии с «Колесом направлений развития городской экономики», разработанным ВЭБ.РФ: «Аэропорты», «ЖКХ», «Транспорт», «Образование», «Экология», «Спорт», «Автодороги», «Городская среда», «Туризм, рекреация», «Социальная защита», «Культура», «Здравоохранение».
Все это напрямую соотносится как с основными направлениями мастер-планирования, обозначенными в Национальном стандарте мастер-планов ВЭБ.РФ, так и с направлениями индекса качества жизни в российских городах (разработан госкорпорацией в 2021-м, а в 2024-м стал часть частью единый аналитической платформы Города.РФ).
По каждому из этих направлений ВЭБ.РФ ведет активную работу во взаимодействии с партнерами, такими как Сбер, «Газпромбанк», ДОМ.РФ, формируя в том числе отдельные программы городского развития. Например, программа модернизации городского электротранспорта с общим бюджетом в 252 млрд руб. охватывает 10 российских городов, включая Курск, Липецк, Нижний Новгород, Красноярск, Волгоград. К 2030 г. предполагается обновить 620 км путей, закупить 647 трамваев и 286 электробусов, а также провести масштабное благоустройство прилегающих к маршрутам территорий. Программа строительства современных школ с общим бюджетом 412 млрд руб. предусматривает строительство 70 образовательных объектов на 61,5 мест в 47 населенных пунктах России.
Очевидно, что город будущего — это город, развитый по всем заявленным направлениям. Это — идеальная картина. Денег на нее не хватит даже у самых крупных городов (за исключением, пожалуй, Москвы). В этом смысле применение мастер-планов помогает определить основные направления проекта и приоритетные проекты и мероприятия по каждому из них. Эффективность их реализации можно оценить с помощью индекса качества жизни и, сравнивая результаты с другими городами, определить новые точки роста.
Жизненный путь вместо клиентского
И все-таки город будущего — по определению загадка. Александр Дёмин, председатель комитета государственной Думы по малому и среднему предпринимательству, подчеркнул в ходе дискуссии, что очень многое зависит от того, о каком городе мы говорим — крупном или малом. У какого больше шансов, больше возможностей для развития в ближайшем будущем?
«У меня нет ответа на этот вопрос, мы находимся в точке бифуркации, точке ветвления, — рассказал Александр Дёмин „Эксперту“. — Например, сегодня промышленные кластеры важны потому, что резиденты в них работают вместе в одном пространстве, физически находясь рядом друг с другом. Но когда мы перейдем к платформе „Промышленность РФ 4.0“, то, возможно, эти кластеры будут работать на совершенно иных принципах. Пока что есть рабочая гипотеза, что малые города — это города для жизни и отдыха. Человек возвращается туда после работы в городе — крупном экономическом центре. Но возможно, в будущем эта гипотеза не подтвердится».
Город сегодня часто представляют в виде одной большой корпорации со множеством подразделений, и если эти подразделения работают неэффективно, то город начинает деградировать, поскольку больше не отвечает выбору пути своих клиентов, то есть жителей: они уезжают в другие города. По словам Александра Дёмина, нужно иметь в виду не только клиентский путь, но и просто жизненный путь каждого из нас. «Человеку до 20 лет нужна одна городская инфраструктура, с 20 до 30 — другая, после 30-ти, когда он чаще всего обзаводится семьей, — третья, с 50 до 70 и после — четвертая. Сейчас нельзя сказать, чтобы этот вопрос был в центре внимания, но города будущего точно должны будут отвечать запросам человека на разных этапах его жизненного пути», — говорит Александр Дёмин.
«Тема малых городов в аспекте будущего развития IT-индустрии очень интересна, и часто становится предметом обсуждения, — сказал „Эксперту“ Александр Павлов, генеральный директор фонда Российского фонда развития информационных технологий (РФРИТ). — Я сам из Ивановской области, где есть немало ярких малых городов: Плёс, Палех, Шуя, Кинешма. Они привлекательны и с точки зрения событийного туризма, и с точки зрения возможной релокации IT-специалистов. Это такие люди, у которых все средства производства под рукой. Для реализации проектов им нужны высокоскоростной доступ в интернет и комфортная среда для жизни: свежий воздух, беговые и велодорожки, развитая культурная программа. Так что вопрос о релокации тут всегда стоит достаточно остро. Было бы здорово, если такие специалисты переезжали не куда-то за рубеж, а в российские малые города. Это и для самих городов могло стать второй жизнью, особенно если налоги взимать по фактическому месту работу, а не адресу регистрации предприятия».
«Не надо забывать, что есть не только малые города, но и совсем небольшие населенные пункты, села, деревни, — напомнила Евгения Уваркина, глава администрации Липецка. — Пусть даже всё будет роботизировано, например, в аграрном секторе, и пусть на тех самых летающих машинах, о которых говорили школьники, но время от времени сюда должен будет приезжать обычный инженер — настроить оборудование на современной молочной ферме. Но самое главное, мне кажется, что в городах будущего, независимо от их размера, будет очень много разнообразных смыслов. Люди смогут не просто работать и с комфортом отдыхать, но проживать более содержательную, насыщенную жизнь».
Как выстроить эти разнообразные смыслы в городской среде, тоже дело будущего. Но уже сейчас всё более очевидно: не комфортом единым жив человек. И ему как минимум нужен осмысленный проект личного будущего — чтобы на каждом этапе жизненного пути его можно было реализовать в новом, более подходящем городе. Разумеется, без потерь в качестве жизни.