Цель определена
Как бы бурно ни развивался сегодня в стране внутренний туризм, туристический рынок предполагает рост объемов и въездного турпотока. Министр экономического развития РФ Максим Решетников, выступая на форуме сообщил, что к 2030 г. планируется достичь показателя в 16 млн поездок иностранных туристов в Россию — при одновременном достижении показателя в 140 млн внутренних туристических поездок, определенного в нацпроекте «Туризм и индустрия гостеприимства». В доковидном 2019 г., для сравнения, Россию посетили около 30 млн зарубежных туристов.
В Минэкономразвития полагают, что иностранные туристы приедут в страну, если нарастить количество гостиниц, улучшить транспортную и прежде всего аэропортовую инфраструктуры, а также создать «новые точки притяжения».
По словам Максима Решетникова, сегодня в России есть около 1 млн гостиничных номеров. Чтобы достичь целевых показателей (которые, очевидно, и привлекут иностранцев), потребуется создать еще 240 тыс. В стадии строительства сейчас находится 240 гостиниц на 57 тыс. номеров. Показательно, что до четверти всех кредитов, выдаваемых предприятиям МСП, — это кредиты как раз на строительство гостиниц и развитие проектов в сфере туризма.
Новыми точками притяжения должны стать парки развлечений. Планируется, что у каждого россиянина к 2030 г. такой парк развлечений будет в 3–4-часовой доступности на автомобиле от места жительства.
Обсуждая транспортную инфраструктуру, Владимир Потешкин, заместитель министра транспорта РФ, сообщил, что сегодня в стране эксплуатируется 1124 воздушных судна, 19 авиакомпаний выполняют полеты в 25 государств. К 2030 г. их число планируется расширить до 37. За первые 5 месяцев 2024 г. общий объем пассажиропотока на международных линиях уже вырос на 23,8% и превысил 10 млн человек. В прошлом году эта цифра составляла 7,8 млн. В 2019 году этот показатель превысил 55 млн пассажиров.
Количество туристов, приехавших в Россию в 2024 г., за пять месяцев выросло примерно вдвое по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Возможно, рост был отчасти обеспечен появлением летом прошлого года электронной визы.
Виза в интернете
О преимуществах электронной визы перед обычной рассказал Александр Хапилов, заместитель директора консульского департамента МИД РФ в ходе сессии «Электронная виза и групповые безвизовые поездки: новые механизмы развития двустороннего туризма».
Прежде всего, для оформления электронной визы иностранцу не нужно идти в консульство России. Это удобно и для самой консульской службы, особенно в недружественных странах, где из-за беспрецедентного сокращения диппредставительств нагрузка на оставшихся работников существенно возросла.
Электронная виза не требует заявленной цели поездки. Для оформления обычной эту цель нужно не только четко указать, но и подтвердить. По электронной визе человек может совершить поездку в течение 60 дней в любое время с момента ее оформления. В обычной — сроки поездки опять-таки четко указаны.
Электронная виза оформляется в течение всего 4-х дней со дня подачи. Если анкета заполнена неправильно, ее возвращают с указанием ошибок. Внести исправления можно в течение 10 дней с момента первой отправки. Наконец, электронная виза почти втрое дешевле обычной: она стоит около $52.
Конечно, есть и некоторые недостатки. Например, слишком обширный список не всегда понятных для туриста вопросов в анкете, включая вопрос о специальных военных навыках и владении химическим, биологическим и ядерным оружием. Кроме того, электронная виза бывает только однократная и выдается на срок не более 16 дней.
Все плюсы и минусы ее применения в течение года, то есть с 1 августа 2023 г. по 1 августа 2024-го, МИД должен проанализировать и результаты этого анализа вместе с предложениями по совершенствованию механизма представить до 10 декабря на рассмотрение в правительство РФ.
Ясно, что такое совершенствование должно сопровождаться развитием платежных сервисов, запуском карты туриста, созданием единой цифровой платформы, относительно которой глава государства дал отдельное поручение правительству (первый отчет о его выполнении следует предоставить уже к 1 сентября сего года).
Визы, платежные системы (напомним, Visa и MasterCard в России не работают, а «Мир» за границей банки не выдают) и платформенные сервисы — все это исключительно важные инструменты для привлечения зарубежных гостей, как и развитая транспортная и гостиничная инфраструктура. Но еще важнее ответить на вопросы, кто и зачем едет в Россию и как должен выглядеть оптимальный туристический продукт.
Кто эти люди
Сегодня примерно 50% въездного турпотока обеспечивает КНР, еще около 20% — страны Персидского залива, в первую очередь ОАЭ, 10% — Юго-Восточная Азия. Примерно по 7% приходится соответственно на Индию и Среднюю Азию. Именно эти страны и регионы относятся к приоритетным для развития российского туристического рынка. На этом рынке уже сложился набор приоритетных направлений для зарубежных гостей: Москва, Санкт-Петербург, Казань, Приморье, Байкал (Иркутская область и Республика Бурятия), Мурманск и Сочи.
По словам Майи Ломидзе, исполнительного директора Ассоциации туроператоров (АТОР), российские туроператоры уже смогли сформировать обобщенный сценарий идеальной поездки в России для туристов из приоритетных стран. В таком сценарии обязательно должна присутствовать подробная обзорная экскурсия по выбранной локации, независимо от того, Москва это или Мурманск. Более детальные экскурсии по историческим местам уже не слишком интересны, и их нужно предлагать по минимуму: привычный для большинства российских туристов культурно-познавательный формат здесь не актуален. Зато очень востребованы экскурсии по садам и паркам, особенно у гостей с Ближнего Востока: во время поездок осенью некоторые даже собирают букеты из опавших листьев и увозят с собой на память.
Очень важно также свободное время в поездке — как правило, оно используется для шопинга, поэтому необходимо составлять списки рекомендованных торговых центров, моллов и, конечно, ресторанов. Несмотря на интерес к локальной аутентике, в том числе и гастрономической, зарубежным гостям необходима привычная для них пища. Блюда традиционной русской или даже европейской кухни следует предлагать не чаще одного раза в день, например, на обед, а ужинать туристы должны в своих национальных ресторанах.
«Надо понимать, что это именно усредненный, обобщенный сценарий, — сказала Майя Ломидзе „Эксперту“. — На практике даже запросы туристов из соседних стран заметно отличаются друг от друга. Для клиентов из ОАЭ требуется больше свободного времени на шопинг, для клиентов из Омана — больше заботы и ухода. Продолжительность тура тоже разная. Для саудовцев она всегда больше, чем для гостей из ОАЭ. Так что российским туроператорам приходится кастомизировать свой продукт под рынок каждой страны».
Такая кастомизация — задача непростая, потому что запросы не просто разные, они еще и постоянно меняются, в том числе у туристов из одной страны, так что все время приспосабливаться вряд ли возможно.
«Задача бизнеса и местной власти — создавать определенное воспитательное, назовем это так, туристическое предложение, — рассказал „Эксперту“ Арсений Крепский, руководитель Агентства по туризму Приморского края. — Такое предложение само по себе будет формировать высокую культуру потребления. Мы в свое время через продвижение дальневосточной кухни привлекли к себе иностранцев. А потом, в том числе благодаря проведению ВЭФ, научили и европейскую часть России есть морепродукты так, как это принято у нас, в Приморье. Сегодня мы отчетливо видим, как меняется структура китайского турпотока. Если раньше китайцы ехали к нам на 2 ночи, купить золото, янтарь, поесть краба, то сейчас это уже 5 дней, и не только гастрономия, но и природа, музеи. Если есть спрос, давайте показывать им те достопримечательности, которые нам самим важно подсветить, чтобы это работало и на внутренний туристический рынок».
Взаимоотношения внутреннего туризма с въездным — вопрос пока не вполне ясный. По мнению Майи Ломидзе, внутренний и внешний туризм не мешают друг другу: «О взаимном раздражении мы могли бы говорить, если где-то был бы уже достигнут предел, как, например, в Венеции или Барселоне. У нас пока таких локаций не существует».
Алексей Волков, президент Общенационального союза индустрии гостеприимства (ОСИГ), придерживается иной точки зрения: «Да, пока никто не говорит об овертуризме в России, но уже сегодня летний Дагестан и зимний Байкал — это предельная нагрузка. Теперь представьте, что завтра иностранцы поедут свободно, без виз, с валютой. Это наверняка повысит цены и спрос на отели категории 4–5 звезд. Следом возникнут ограничения для россиян, особенно в городах, где таких отелей немного. Так что Санкт-Петербург не просто так сказал на ПМЭФ, что их потенциал роста — еще примерно 20%, а потом, возможно, придется вводить ограничения».
Логично предположить, что в таком случае придет на помощь нишевый туризм. Ольга Мальцева, исполнительный директор компании Like4Like, которая занимается в том числе аналитикой трендов в сфере туризма, рассказала «Эксперту», что и здесь ситуация постоянно меняется. То, что еще вчера было нишевым, сегодня становится массовым. Например, медицинский, винный или гастрономический туризм уже перешли в разряд массовых: «К нишевым сегодня я бы отнесла промышленный туризм, изучение так называемых „мест силы“, связанных с различными духовными практиками, генеалогический туризм как способ познания собственного наследия, истории рода, креативный или ремесленный туризм. Но думаю, что для туристов из приоритетных стран в России был бы скорее интересен климатический туризм. Я знаю, что из Объединенных Арабских Эмиратов многие приезжают на лето к нам куда-нибудь в горы или просто в места похолоднее, чтобы переждать экстремальную жару в своих родных краях. С учетом изменения климата это может стать важным трендом для российской туриндустрии».
Но это пока что только прогнозы. По мнению Майи Ломидзе, сегодня развивать в первую очередь следует такие виды нишевого туризма, которые уже понятны всему остальному миру и, наоборот, для самих россиян еще не стали массовыми, например, бёрдвотчинг, то есть наблюдение за птицами, или гольф с крикетом, имеющие миллионные аудитории. Это позволит одновременно и развить инфраструктуру, и привлечь новых въездных туристов, и избежать перегрузки самых популярных мест отдыха.