Интервью

Музеи выходят из четырех стен

Как «культурные витрины» осваивают двор, улицу, район

Музеи выходят из четырех стен
Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС
В прошедшие выходные завершила работу 21-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «АРТ МОСКВА». К городской среде это прямого отношения не имеет, но зато в нее погружены музеи. Причем так, что стремятся выйти за пределы собственных стен.

Вдоль по музейной улице

Музеи привели с собой город прямо на ярмарку: центральная аллея выставочного пространства Гостиного двора превратились в целую музейную улицу. У каждого музея своя афиша, посвященная самой яркой его выставке, доступной для посещения прямо сегодня. Улица выводила к амфитеатру Гостиного двора и дискуссионной площадке. В один из дней работы ярмарки «АРТ МОСКВА» здесь и состоялась дискуссия, каким должен быть современный музей в городе.

Прошли те времена, когда он просто был хранилищем артефактов. Теперь это прежде всего объект-магнит, точка притяжения, генератор пешеходного и туристического потоков. Сами музейщики предпочитают говорить о «культурной витрине города», но сути это не меняет: витрина тоже магнит и генератор потоков, да и обращена она тоже вовне. Для начала — в прилегающие к музею пространства. Их набор сегодня исчерпывает, пожалуй, все привычные типы общественных пространства, какие только знает город: двор, площадь, сквер, парк. Конечно, не у всех музеев есть в распоряжении эти территории, но где они есть, их осваивают вполне по-городскому.

Простой пример. Всероссийский музей декоративного искусства на Делегатской улице, 3 занимает усадебный комплекс XVIII века вместе с пристроенным к нему корпусом, где до начала 1980-х заседал Совмин РСФСР. «Явно не в нашу пользу говорил разительный контраст между ухоженным сквером перед входом на территорию и асфальтом внутри двора, не менявшимся со времен Совета министров, — рассказала „Эксперту“ директор музея Елена Титова. — И вот благодаря усилиям нашего попечительского совета мы смогли войти в московскую программу благоустройства, хотя музей и федеральный. Проект самый простой: просто заменили асфальт, бордюрный камень, убрали больные деревья и кустарники, выявленные дендрологами, установили дополнительное освещение. Все нейтрально, без стилизаций, поскольку это самый центр Москвы, Садовое кольцо, да и сам профиль музея — дизайн — привлекает яркую, модную публику. Так что такая нейтральность — именно то, что нужно».

И кирпич во тьме светит

Двор Государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева с его флигелем «Руина» в представлении не нуждается, да и в нейтральности тоже. Ежегодно, для выставки «АРХ МОСКВА», а она пройдет уже в конце мая в том же самом Гостином дворе, музей готовит отдельный проект. Как только выставка заканчивается, проект переезжает во внутренний двор. Например, в прошлом году там прошла выставка «Фальконье. Архитектура света», посвященная уникальному строительному материалу — фигурному стеклянному кирпичу, который придумал французский архитектор Гюстав Фальконье.

По словам директора музея Натальи Шашковой, в этом году выставка пройдет снова. Специально для нее по разработанной специально в рамках проекта технологии уже восстановлена особенно редкая и сложная форма такого кирпича — «ракушка».

Такой двор нужен и важен не только для горожан, но и для самого Музея архитектуры, поскольку он не имеет постоянной экспозиции и работает только на сменных проектах — едва ли не единственный в России. Это связано с тем, что еще в 1991 году главная музейная площадка — Донской монастырь — была возвращена православной церкви. А нового здания так пока и не нашлось. Некоторой заменой ему служит музей без стен — двор. Так что позиция Натальи Шашковой вполне понятна: «Музей должен максимально активно выходить в город, взаимодействовать с городскими сообществами и вступать в коммуникацию с немузейными форматами».

Но бывает, что у музея имеются не только обширные выставочные залы , но и свой огромный парк или даже несколько парков. Вроде бы хорошо, но в таких случаях эти пространства начинают спорить друг с другом, а значит, спорят и их целевые аудитории.

Международный день йоги в «Царицыно»
Международный день йоги в «Царицыно». Фото: музей-заповедник «Царицыно»

100 тысяч йогов и один дворец

Музей-заповедник «Царицыно». Город в городе. Площадь 400 га. Рядом две станции метро. Ежегодная общая посещаемость — 8 млн человек: 5 млн летом, остальные — зимой и в межсезонье. Но есть еще и дворцовый комплекс. Его посещаемость ниже, причем целевая аудитория музея рассматривает парк как преграду: от метро нужно идти пешком минут 10–15. Напротив, для большинства интересен главным образом парк, а о том, что происходит во дворце, люди часто не знают даже тогда, когда там работает экспозиция, напрямую связанная с мероприятиями, проводимыми в парке.

«В прошлом году у нас проходил большой фестиваль йоги, — рассказала Ольга Пападина, заместитель генерального директора музея-заповедника. — Посещаемость парка достигала 100 тыс. человек в день. И в то же самое время в дворцовом комплексе работала выставка „Невероятная Индия“. Было больно думать о том, что 100 тыс. йогов так и не дойдут до дворца, чтобы увидеть свою Индию. Мы подключили миллион самых разных промоактивностей на территории парка, чтобы йоги все-таки дошли и увидели. Проведенные потом отделом маркетинга опросы показали, что у некоторых это действительно получилось».

Для тех, у кого не получается, тоже есть решение: объединить музей с парком. На территории Нижнего Царицынского пруда планируется открыть луговой парк скульптур — и это будут как раз экспонаты музея.

Может быть, стоит музей перенести ближе к дому, чтобы вообще не нужно было никуда специально ходить? Как известно, в квартале ЗИЛАРТ близится к завершению строительство музея современного искусства по проекту известного архитектурного бюро СПИЧ. Может быть, это решение?

«Я слышал о проекте, но идея разместить музей в жилом квартале мне всегда казалась странной, — сказал „Эксперту“ Василий Бычков, основатель ярмарки „АРТ МОСКВА“, президент Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров. — Мы же сами говорим, что музей — это магнит, генератор потоков, но зачем туристический поток в жилом квартале? Где-нибудь в креативном кластере — другое дело. В советские годы в жилой застройке могли быть выставочные залы, но там речь шла о творческой активности самих жителей: кружки, студии, мастерские. И экскурсий туда не водили».

Инсталляция «Вселенский разум» художника Николая Полисского в арт-парке «Никола-Ленивец»
Инсталляция «Вселенский разум» художника Николая Полисского в арт-парке «Никола-Ленивец» в деревне Никола-Ленивец. Фото: Руслан Шамуков/ТАСС

Назад к природе

Музеи интегрируются не только в жилые кварталы — они идут в природу и именно оттуда, совсем уже издалека, начинают с успехом стягивать к себе тех самых горожан, у которых не получалось из дворцового парка дойти до дворца. Самый известный пример — это арт-парк «Никола-Ленивец» в Калужской области, чью аудиторию более чем на 80% составляют гости из Москвы.

По словам директора парка Юлии Бычковой, эта аудитория в основном женщины в возрасте от 25 до 45 лет. Такая женщина видит, например, в сети, фото каких-то странных объектов в русском пейзаже. Ей это нравится. Она берет своего мужчину, сажает в субботу утром в машину — и через два часа они на месте, чтобы провести уикенд в месте, о котором мужчина только и нашелся спросить поначалу: «А мы где вообще?»

Людей привлекают не только арт-объекты в природе, но и главным образом события — «Масленица в Никола-Ленивце» с сожжением гигантских арт-объектов и летнее «Архстояние»: ему на будущий год исполнится 20 лет. Тема юбилейного фестиваля еще не определена, но в этом году она формулируется предельно кратко и емко — «Мы». «Мы» — это про то, как появляются и живут разные городские сообщества. На участие было подано 122 заявки. Отобрано 50, хотя планировалось отобрать всего 10: слишком много интересных проектов.

«Например, у нас будет столовая-галерея: посетителей накормят блюдами из дикоросов, то есть съедобных дикорастущих растений, — рассказала „Эксперту“ Юлия Бычкова: она не только директор парка, но и продюсер Международного фестиваля ландшафтных арт-объектов „Архстояние“. — Будет Banana gallery, посвященная искусству, целиком построенному вокруг фруктов. Точнее пока сказать не могу — приезжайте, сами увидите. Запланирована живая библиотека: люди станут книгами и расскажут о себе другим, а эти другие попытаются „прочитать“ человека».

«Уже наступило время гибридных смыслов, — резюмирует Бычкова. — Сегодня в принципе не обязательно иметь какое-то физическое пространство, и музею в том числе, чтобы заявить о силе сообщества. Выставочные залы и фонды, конечно, никто не отменял. Но выход музея за стены собственного здания — тренд уже очень устойчивый и перспективный. Наиболее прогрессивен сегодня как раз тот музей, который умеет работать со своими сообществами именно за пределами стен». И между тем мы знаем по песне, что там действительно много всего прекрасного.

Материалы по теме:
Города, 19 сен 17:00
Как цифровизация помогает развиваться малым городам
Города, 25 авг 15:48
В Казани прошел Международный камп АРХИTech 2025
Города, 24 авг 10:44
Какие демографические тренды определяют развитие мегаполисов
Города, 13 июл 19:25
Как бизнес, власть и жители перезапустили малый город
Свежие материалы
Шоу-бизнес ищет себя под рампой
Сергей Жуков, Баста и Александр Розенбаум осваивают театры
«Ясную поляну» присудили за «ясную позицию»
Культура,
Наталью Солженицыну наградили за издание литературного наследия мужа
МВФ предложили новую роль
Финансы,
Антон Силуанов указал на точки для развития международного фонда