В Дальневосточном федеральном округе до 75% сточных вод не соответствует нормативам по уровню очистки, а более 50% поселков не имеют централизованного водоснабжения и резервов питьевой воды на случай ЧС, задала тон сессии Любовь Василевская, доцент департамента наук о Земле Института мирового океана Дальневосточного федерального университета. Проблема эта — не исключительно дальневосточная. Очистка канализационных стоков низкая во многих городах страны, а ситуация с ливневой канализацией «еще хуже», рассказал Антон Финогенов, директор по развитию городской среды ДОМ.РФ. К такому выводу пришла компания во время подготовки Индекса качества городской среды, который ДОМ.РФ составляет совместно с Минстроем.
Зачастую проблемы с водой возникают из-за отсутствия достаточной мощности инфраструктуры водоснабжения на новых объектах. «У нас от 60 до 90% новых многоквартирных домов стоят на новых земельных участках, где нет никакой инфраструктуры. Она создается с нуля. Поэтому сейчас в новых нацпроектах и федпроектах тема комплексного развития застроенных территорий стала чуть ли не ключевой. Мы видим, что в большинстве мастер-планов городов Дальнего Востока ключевыми проектами в сфере развития застроенных территорий становятся проекты с водоснабжением и водоотведением», — говорит Антон Финогенов.
Ключевую роль в модернизации (и строительстве новых) систем водоснабжения сейчас играют проекты, реализуемые в рамках ГЧП. Согласно законодательству, местные «Водоканалы», существующие в форме МУПов и ГУПов, не могут использовать льготное финансирование институтов развития. А частная компания-концессионер — может.
Напомним, по инициативе Минстроя России с 2015 г. действующие в сфере ЖКХ договоры с частными управляющими компаниями были трансформированы в концессии. В 2016 г. объем концессионных соглашений в ЖКХ увеличился в три раза, рассказала на сессии ВЭФ Наталья Трунова, аудитор Счетной палаты РФ. Во многих из них отсутствуют инвестиционные обязательства. «Мы проанализировали больше 350 концессионных соглашений по водоснабжению — в 60 из них практически отсутствуют инвестиционные обязательства», — рассказала она.
Поддержание инфраструктуры в регионах осложняется отсутствием необходимой квалификации у муниципалитетов. «Я подчеркиваю на всех выступлениях, что концессия — это не просто отдали на аутсорсинг и забыли. <...> Качество квалификации муниципалитета должно расти», — добавила аудитор. Она уверена, что нужно разделить ответственность между концессионером и органами власти —последние должны заниматься работой с неплательщиками.
В концессионном соглашении есть концедент — это орган власти, передающий концессионеру право на создание и управление объектом инфраструктуры. Государство может покрывать часть расходов на создание и эксплуатацию объекта субсидиями из бюджета. С 2022 г. Минвостокразвития софинансировало создание или реконструкцию 36 объектов в дальневосточном регионе, которые заработают до 2030 г., сообщил Алексей Токарь, исполнительный директор по проектам ГЧП КРДВ.
Максим Широков, председатель совета директоров «Росводоканала», выделяет две основные проблемы концессий: опасения властей о притворности таких соглашений (когда фактически никакой модернизации не ведется) и о необходимости повышения тарифов (чтобы реальную модернизацию оплатить). Последнее, впрочем, можно считать явлением неизбежным: до 70% затрат бизнеса составляют расходы на оплату труда, и повышение тарифов — единственный способ индексировать выплаты и удержать кадры.
На пленарной сессии ВЭФ президент Владимир Путин отметил, что объем проектов ГЧП в стране составляет менее 3% ВВП (4,4 трлн руб.). Для более интенсивного развития необходимо улучшить профильное законодательство и механизм работы ГЧП. Не последнюю роль в этом должны сыграть институты развития.
По словам Андрея Самохина, главного управляющего директора ВЭБ.РФ и руководителя Национального центра ГЧП, каждый третий новый проект государственно-частного партнерства в России в 2023–2024 гг. стартовал на Дальнем Востоке и в Арктике, где реализуются 46 таких проектов, в том числе и по модернизации водоснабжения. Так, «Росводоканал» и правительство Хабаровского края привлекут 86,4 млрд руб. на реконструкцию объектов водоснабжения и водоотведения в Комсомольске-на-Амуре. РВК-Сахалин, совместное предприятие «Росводоканала» и ВЭБ.РФ, строит водозабор «Южный» для обеспечения чистой водой 65 тысяч жителей Южно-Сахалинска.
«На Сахалине мы строим новые очистные сооружения. Заключены два концессионных соглашения с общим финансированием около 54 млрд руб. Мы довольны этим опытом на Дальнем Востоке», — отметил Максим Широков.
Чтобы расширить область применения концессий, можно внести в закон (ФЗ-115), который их регулирует, поправки о возможности изменения условий без согласования ФАС, считает Анна Багинская, руководитель центра ГЧП Сбербанка. Сейчас любые изменения в соглашениях по ЖКХ обязаны согласовываться с антимонопольным органом.
«Без согласования ФАС изменить условия концессии невозможно, а среда вокруг меняется очень динамично. У нас ряд проектов начинался с ключевой ставкой 6%, через три месяца она стала 20%», — согласился с ней Лев Гориловский, член координационного совета Общероссийской общественной организации «Деловая Россия». Отвечая на вопрос модератора сессии, он добавил, что показатель количества контрактов ГЧП и объема привлеченных инвестиционных средств стоит включить в показатели эффективности работы глав администраций регионов, что также должно способствовать росту числа концессионных проектов.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag