Войти
  • USD ЦБ (05.10)
    94.87 -0.16
  • EUR ЦБ (05.10)
    104.74 -0.12
  • CNY Бирж (04.10)
    13.45 -0.09
  • URALS (04.10)
    71 -0.22
  • BTCUSD (08:40)
    62071.5 +1.47

Партнерство на воде

Партнерство на воде
Фото: Михаил Варушичев/Фотобанк Россконгресс
Многие города сталкиваются с проблемами водоснабжения и водоотведения, для решения которых нужны средства. Модернизировать систему водоснабжения, опираясь только на собственные ресурсы могут лишь несколько регионов. Остальным необходимо финансирование через контракты государственно-частного партнерства (ГЧП), но и этот механизм требует модернизации, упрощения порядка изменения условий концессии. Как этого добиться, обсудили участники ВЭФ на сессии «Вода как источник жизни и механизмы концессии. В чем связь?»

В Дальневосточном федеральном округе до 75% сточных вод не соответствует нормативам по уровню очистки, а более 50% поселков не имеют централизованного водоснабжения и резервов питьевой воды на случай ЧС, задала тон сессии Любовь Василевская, доцент департамента наук о Земле Института мирового океана Дальневосточного федерального университета. Проблема эта — не исключительно дальневосточная. Очистка канализационных стоков низкая во многих городах страны, а ситуация с ливневой канализацией «еще хуже», рассказал Антон Финогенов, директор по развитию городской среды ДОМ.РФ. К такому выводу пришла компания во время подготовки Индекса качества городской среды, который ДОМ.РФ составляет совместно с Минстроем.

Зачастую проблемы с водой возникают из-за отсутствия достаточной мощности инфраструктуры водоснабжения на новых объектах. «У нас от 60 до 90% новых многоквартирных домов стоят на новых земельных участках, где нет никакой инфраструктуры. Она создается с нуля. Поэтому сейчас в новых нацпроектах и федпроектах тема комплексного развития застроенных территорий стала чуть ли не ключевой. Мы видим, что в большинстве мастер-планов городов Дальнего Востока ключевыми проектами в сфере развития застроенных территорий становятся проекты с водоснабжением и водоотведением», — говорит Антон Финогенов.

Ключевую роль в модернизации (и строительстве новых) систем водоснабжения сейчас играют проекты, реализуемые в рамках ГЧП. Согласно законодательству, местные «Водоканалы», существующие в форме МУПов и ГУПов, не могут использовать льготное финансирование институтов развития. А частная компания-концессионер — может.

Напомним, по инициативе Минстроя России с 2015 г. действующие в сфере ЖКХ договоры с частными управляющими компаниями были трансформированы в концессии. В 2016 г. объем концессионных соглашений в ЖКХ увеличился в три раза, рассказала на сессии ВЭФ Наталья Трунова, аудитор Счетной палаты РФ. Во многих из них отсутствуют инвестиционные обязательства. «Мы проанализировали больше 350 концессионных соглашений по водоснабжению — в 60 из них практически отсутствуют инвестиционные обязательства», — рассказала она.

Аудитор Счетной палаты РФ Наталья Трунова
Аудитор Счетной палаты РФ Наталья Трунова. Фото: Михаил Варушичев/Фотобанк Россконгресс

Поддержание инфраструктуры в регионах осложняется отсутствием необходимой квалификации у муниципалитетов. «Я подчеркиваю на всех выступлениях, что концессия — это не просто отдали на аутсорсинг и забыли. <...> Качество квалификации муниципалитета должно расти», — добавила аудитор. Она уверена, что нужно разделить ответственность между концессионером и органами власти —последние должны заниматься работой с неплательщиками.

В концессионном соглашении есть концедент — это орган власти, передающий концессионеру право на создание и управление объектом инфраструктуры. Государство может покрывать часть расходов на создание и эксплуатацию объекта субсидиями из бюджета. С 2022 г. Минвостокразвития софинансировало создание или реконструкцию 36 объектов в дальневосточном регионе, которые заработают до 2030 г., сообщил Алексей Токарь, исполнительный директор по проектам ГЧП КРДВ.

Исполнительный директор по проектам ГЧП КРДВ Алексей Токарь
Исполнительный директор по проектам ГЧП КРДВ Алексей Токарь. Фото: Михаил Варушичев/Фотобанк Россконгресс

Максим Широков, председатель совета директоров «Росводоканала», выделяет две основные проблемы концессий: опасения властей о притворности таких соглашений (когда фактически никакой модернизации не ведется) и о необходимости повышения тарифов (чтобы реальную модернизацию оплатить). Последнее, впрочем, можно считать явлением неизбежным: до 70% затрат бизнеса составляют расходы на оплату труда, и повышение тарифов — единственный способ индексировать выплаты и удержать кадры.

Председатель совета директоров «Росводоканала» Максим Широков
Председатель совета директоров «Росводоканала» Максим Широков. Фото: Михаил Варушичев/Фотобанк Россконгресс

На пленарной сессии ВЭФ президент Владимир Путин отметил, что объем проектов ГЧП в стране составляет менее 3% ВВП (4,4 трлн руб.). Для более интенсивного развития необходимо улучшить профильное законодательство и механизм работы ГЧП. Не последнюю роль в этом должны сыграть институты развития.

По словам Андрея Самохина, главного управляющего директора ВЭБ.РФ и руководителя Национального центра ГЧП, каждый третий новый проект государственно-частного партнерства в России в 2023–2024 гг. стартовал на Дальнем Востоке и в Арктике, где реализуются 46 таких проектов, в том числе и по модернизации водоснабжения. Так, «Росводоканал» и правительство Хабаровского края привлекут 86,4 млрд руб. на реконструкцию объектов водоснабжения и водоотведения в Комсомольске-на-Амуре. РВК-Сахалин, совместное предприятие «Росводоканала» и ВЭБ.РФ, строит водозабор «Южный» для обеспечения чистой водой 65 тысяч жителей Южно-Сахалинска.

Главный управляющий директор ВЭБ.РФ и руководитель Национального центра ГЧП Андрей Самохин
Главный управляющий директор ВЭБ.РФ и руководитель Национального центра ГЧП Андрей Самохин. Фото: Сергей Шинов/Фотобанк Россконгресс

«На Сахалине мы строим новые очистные сооружения. Заключены два концессионных соглашения с общим финансированием около 54 млрд руб. Мы довольны этим опытом на Дальнем Востоке», — отметил Максим Широков.

Чтобы расширить область применения концессий, можно внести в закон (ФЗ-115), который их регулирует, поправки о возможности изменения условий без согласования ФАС, считает Анна Багинская, руководитель центра ГЧП Сбербанка. Сейчас любые изменения в соглашениях по ЖКХ обязаны согласовываться с антимонопольным органом.

Руководитель центра ГЧП Сбербанка Анна Багинская
Руководитель центра ГЧП Сбербанка Анна Багинская. Фото: Михаил Варушичев/Фотобанк Россконгресс

«Без согласования ФАС изменить условия концессии невозможно, а среда вокруг меняется очень динамично. У нас ряд проектов начинался с ключевой ставкой 6%, через три месяца она стала 20%», — согласился с ней Лев Гориловский, член координационного совета Общероссийской общественной организации «Деловая Россия». Отвечая на вопрос модератора сессии, он добавил, что показатель количества контрактов ГЧП и объема привлеченных инвестиционных средств стоит включить в показатели эффективности работы глав администраций регионов, что также должно способствовать росту числа концессионных проектов.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Города, 18 сен 17:20
Как социальная сфера может стать основой развития целого города
Города, 17 сен 19:10
Горожане позитивно оценивают вклад бизнеса в развитие культуры, в том числе через ГЧП
Города, 6 сен 12:45
Как найти деньги на хорошую жизнь
Города, 5 сен 12:35
Как в стране создаются новые школы
Свежие материалы
Индекс готовится к восстановлению
Финансы,
Взлетевшая нефть остановила коррекцию акций
Искусственный интеллект атакует
Технологии,
За год число DDoS-атак на телекоммуникационную инфраструктуру выросло в 50 раз
Долговая разгрузка
Финансы,
Что такое МФО ростовщического типа и как с ними бороться