Интервью

Производство впечатлений

В России развивают промышленный туризм

Производство впечатлений
Агентство стратегических инициатив (АСИ) завершило образовательную программу «Открытая промышленность 3.0». После аттестации слушатели получили удостоверение о повышении квалификации по программе дополнительного образования «Организация промышленного туризма» — теперь это официально новая профессия: профессиональный стандарт для нее уже разработан и проходит утверждение в Минтруде РФ. «Эксперт» разбирался, что должен уметь такой специалист, для чего вообще нужно развивать промтуризм и чем промышленники могут удивить туристов.

Работа в команде

Программа «Открытая промышленность» реализуется АСИ при поддержке Минпромторга России с 2021 года, с 2023-го ее партнер — АНО «Центр компетенций в сфере туризма и гостеприимства» Санкт-Петербурга. Представители всех этих организаций, крупный бизнес и методологи по промтуризму принимали участие и в разработке нового профстандарта.

«У предприятий уже сформирован запрос на специалистов по промышленному туризму, но до появления программы было не вполне ясно, какими компетенциями они должны обладать, — рассказала „Эксперту“ Ольга Шандуренко, директор проектов дивизиона „Городская экономика“ АСИ. — Оказалось, это очень широкие компетенции: от умения проводить экскурсии до навыков проектной деятельности. Ведь сертифицированными специалистами становятся и сотрудники предприятий, которые занимаются организацией промтуризма, и представители РОИВ и муниципалитетов, планирующие его развитие в масштабах регионов и городов».

Для участия в программе было отобрано 1 тыс. заявок из 67 регионов. В октябре прошлого года участники приступили к учебе. К концу декабря они прослушали теоретический курс, а в начале 2024-го началась проектная работа. В апреле она завершилась. К этому моменту были подготовлены индустриальные и межрегиональные маршруты, детские просветительские проекты, программы стажировок для студентов, экопросветительские программы, музейные экспозиции и др. Все они были представлены на финальном мероприятии, которое состоялось 21–22 мая в Омске.

Участники проходят сертификацию не только в индивидуальном, но и в командном зачете. По словам Ольги Шандуренко, главная задача программы — подготовить именно региональные команды, а не просто отдельных специалистов. Итоговым продуктом проектной работы обычно становится детально разработанная экскурсия или маршрут. Например, команда Омской области представила маршрут, который показывает 300-летнюю историю региона сквозь призму развития промышленности. Но предусмотрены предложения и по брендированию территорий, и по внедрению стратегий развития промтуризма в региональные нормативно-правовые акты (НПА).

ПОДРОБНОСТИ

6

модулей программы «Открытая промышленность»


  1. Цели, задачи, стратегия промышленного туризма;
  2. Организация промышленного туризма на предприятии;
  3. Создание продукта по промышленному туризму;
  4. Креативные и инновационные подходы;
  5. Система продвижения продукта по промышленному туризму;
  6. Формирование продукта по промышленному туризму для внешних рынков.

Один из шести тематических модулей программы целиком посвящен применению креативных подходов к организации промышленного туризма. В нем собраны кейсы от предприятий, устраивающих у себя модные показы, культурные коллаборации с художниками и артистами. Например, участники программы два года назад запустили первый полностью промышленный четырехдневный тур по Кузбассу под названием «Уголь. Химия. Металл». Путешественники посещают Кедровский угольный разрез, кемеровский «Азот», Гурьевский металлургический завод, проводят день в Новокузнецке. Конечно, в тур включены музеи и даже иммерсивный спектакль «Четвертая группа» кемеровского Театра для детей и молодежи. У здания театра зрителей усаживают в автобус и увозят прямиком в советское прошлое региона: история с участием зрителей разыгрывается в здании 1917 года постройки.

Получается, что специалист по промышленному туризму должен уметь не только разработать экскурсию, но и обладать компетенциями в таких разных областях, как стратегическое планирование, внесение изменений в НПА, работа с креативными индустриями. И при этом, конечно, он должен быть тонким психологом и уметь работать с разными аудиториями.

Производство впечатлений
Фото: Максим Киселев/ТАСС

Экскурсия как профориентация

«Не менее 70% промтуристов — это школьники и студенты, которым нужно определиться с будущей профессией, — считает Ольга Шандуренко. — Задачи профориентации действительно на первом месте. Еще 20% — это просто люди, интересующиеся промышленной архитектурой, устройством ГЭС, домны или прокатного стана. Остальные 10% — деловые туристы. Для них создаются специальные программы, чтобы в ходе поездки можно было наладить новые производственные цепочки. Им показывают технопарки: там можно пообщаться с резидентами и после такой экскурсии тоже ими стать».

Очевидно, что прикладные задачи явно преобладают. Но все-таки если цель туризма не просто отдых или дежурный осмотр достопримечательностей, а получение нового опыта, то это в полной мере касается и промтуризма.

Самый простой пример — гастрономический опыт. Очевидно, что промтуризм задает здесь новые тренды. Так, в Кемерово работают как минимум два заведения с «высокой шахтерской кухней»: BELAZ-Cafe и ресторан «Забой». В «Забое» предлагается «Большой шахтерский завтрак», который включает ростбиф, колбаски из дичи, жареные перепелиные яйца с лисичками... Пожалуй, в реальности шахтеры так не завтракают, но, например, в Белгородской области для туристов собирают настоящий шахтерский «тормозок» — хлеб, вареные яйца, сало или копченую колбасу, чтобы с ним спуститься в шахту и прямо там перекусить. А в Кузбассе можно угоститься угольным мороженым, стоя на краю карьера.

По словам Ольги Шандуренко, пищевые производства — винодельни, сыроварни, шоколадные фабрики — среди промышленных туристов еще недавно пользовались наибольшей популярностью. Но в 2024 году пищевиков догоняют металлургия и машиностроение. Потому что это тоже яркий опыт. Можно подолгу любоваться, как плавится металл или как надевают на шасси кузов автомобиля — на профессиональном сленге это называется свадьбой.

Между тем есть очень востребованные у туристов предприятия, где колдуют над чем-то почти невидимым для глаза — например, над микрочипами на московском «Микроне», — и там сегодня нет отбоя от экскурсантов

Так что чувственные удовольствия не все решают: туристу важно узнавать что-то новое.

Производство впечатлений
Фото: официальный сайт ПАО «Микрон»

Сила предубеждений

Специалист по промышленному туризму должен понимать, с какими стереотипами в сознании аудитории ему предстоит работать и как эти стереотипы преодолевать. «На одного соискателя в Челябинской области приходится сразу пять вакансий в промышленном секторе, который сейчас развивается очень бурно, — говорит Ольга Шандуренко. — Но мы провели опрос среди школьников области, и почти 100% респондентов ответили, что промышленность у них в упадке и что ребята после школы планируют уехать. Решили поискать причины, поговорили с учителями. Оказалось, что педагоги сами провоцируют учеников на такой отъезд. „Я своим детям добра желаю, они у меня замечательные, умные, вот и я им говорю, чтобы ехали в Москву и там искали работу“, — пояснила нам одна учительница. На вопрос, когда она последний раз была на предприятиях Челябинской области, последовал ответ, что лет 20 назад. И что тогда было все ужасно, а сегодня еще хуже, наверное».

По словам Ольги Шандуренко, АСИ уже вышло к Минпросвещения РФ с предложением проводить промтуры специально для учителей, чтобы они яснее понимали, что происходит на современных предприятиях, и давали школьникам корректную информацию.

Помимо стереотипа о том, что российская промышленность с 1990-х находится в упадке, есть еще одно очень стойкое предубеждение — что промышленные предприятия неэкологичны. Если в городе есть завод, а тем более химический, значит, он обязательно загрязняет атмосферу. Так ли это на самом деле?

«После того как компания СИБУР начала развивать Тобольскую промышленную площадку, среди городских сообществ и в соцсетях началось активное обсуждение негативных последствий этого развития для города, — рассказала „Эксперту“ Яна Зубова, первый заместитель главы города Тобольска. — Надо было с этим что-то делать. Мы решили показать горожанам, как работает современное химическое производство. Сначала просто проводились экскурсии по предприятию, потом там появилась экологическая тропа. По заказу СИБУРа сопровождение данного проекта и организацию экскурсий по экотропе взяла на себя Тобольская комплексная научная станция Уральского отделения РАН. В результате проведенных учеными исследований были обнаружены краснокнижные виды растений и даже открыты новые виды мхов. Сегодня экотропа доступна для всех желающих. Получается, что сами жители простимулировали развитие промтуризма в городе».

По словам Яны Зубовой, на территории «ЗапСибНефтехима» в рамках программы социальных инвестиций СИБУРа «Формула хороших дел» реализуется еще один экологический проект — «Территория чибисов». С 2019 года во время сезонной миграции птиц на предприятии проводятся орнитологические исследования. Школьники могут принять участие в учебных соревнованиях по бёрдингу или спортивной орнитологии. Главная задача — увидеть, сфотографировать и правильно определить как можно больше видов птиц за определенный промежуток времени на ограниченной территории. «Территория чибисов» помогает одновременно воспитывать экологически ответственное сознание у подростков и сохранять биологическое разнообразие на предприятии и прилегающей территории.

Производство впечатлений
Фото: пресс-служба СИБУРа

Стратегические вопросы

Программа неслучайно называется «Открытая промышленность»: важно не просто водить экскурсии на промышленные объекты, но и сделать предприятия открытыми для города и страны в целом.

«Мы больше не можем рассматривать современные города как преимущественно постиндустриальные, что было модно еще лет десять назад, — рассказал „Эксперту“ Алексей Фирсов, основатель центра социального проектирования „Платформа“, который исследует в том числе промышленные города ускоренной трансформации. — Полноценный город — это многоукладность, а значит, и наличие индустриального сектора помимо сервисов и услуг. И нужно, чтобы город и производства не были изолированы друг от друга. Важно только понимать, что современное производство по-другому взаимодействует с городом: не доминирует в его пространственной композиции, в идеале открыто городу».

По словам господина Фирсова, существует три основные модели для их взаимоотношений. Первая — предприятие за чертой города. Это классические нефтяные или газовые компании. Сотрудники туда ездят из города или работают вахтовым методом. Вторая модель — промзона. Здесь предприятие одновременно является частью города и противостоит ему, образуя городскую окраину. В третьей модели оно входит в городскую среду и во многом определяет городские процессы. Так бывает, например, в городах, построенных вокруг металлургических предприятий, и в атомных ЗАТО. Каждая из этих моделей предполагает свою стратегию взаимодействия и свои цели в области урбанистики и промышленного туризма.

В первом случае ключевая цель — познакомить город с предприятием, которое в ряде случаев является для него основным источником средств к существованию. Во втором — снизить уровень отчуждения и ощущения экологической угрозы. В третьем, помимо этих задач, еще и вписать предприятие в городской ландшафт, совместить дизайн-код города и завода. Поэтому сделать предприятие более проницаемым, открытым для города — это задача и урбанистики в широком смысле, и в более узком — развития промышленного туризма.

Работа идет в обоих направлениях. Так, в Миассе близится к завершению Открытый всероссийский конкурс на лучший проект благоустройства Предзаводской площади автозавода «Урал». Финалисты уже определены, во второй половине июня объявят победителя. «Нижнекамскнефтехим», одна из крупнейших производственных площадок СИБУРа, находится как раз в центре города, и здесь предприятие инициировало разработку стратегического мастер-плана Нижнекамска, как до этого инициировало разработку туристического мастер-плана для Тобольска. По словам Алексея Фирсова, в Нижнекамске предпринята попытка сформировать своего рода буферную зону деловой и туристической активности вокруг предприятия, которая сделает менее жесткой границу между ним и городской средой.

Бриллианты из пластика

В Благовещенске (Башкортостан) основой комплексного развития города стал запуск программ промышленного туризма сразу на пяти городских предприятиях. Флагманом выступает опять-таки принадлежащий СИБУРу «Полиэф».

«Благовещенск находится примерно в 40 км от Уфы и в 50 км от Бирска, и обоим городам в туристическом отношении уступает, — рассказала „Эксперту“ Варвара Мелекесцева, менеджер по связям с государственными органами и содействию социально-экономическому развитию регионов присутствия СИБУРа. — Уфа — столица республики, тут и соревноваться нечего, а Бирск — старинный купеческий город с богатой историей, множеством памятников и музеев. Но зато у нас есть богатое промышленное прошлое. Поэтому, когда муниципалитет и администрация Благовещенского района задумались о развитии привлекательности города, то поняли, что акцент нужно сделать на промышленном туризме. Мы объединились с металлургическим заводом, хлебозаводом, пригласили ТЭЦ и ГЭС. А сами примерно в то же самое время, два года назад, запустили производство „зеленой“ гранулы Vivilen rPET — полимера для производства экологичной ПЭТ-упаковки, где используется до 30% переработанного пластика. Из этого получилась очень популярная экскурсия „Химия жизни“».

Вся экскурсия длится около двух часов, пересказать ее затруднительно, но апогей — показ того, как из переработанных пластиковых бутылок получается вторичная гранула. «На одном из ключевых этапов люди могут подойти к огромному виброситу, в котором отсеиваются гранулы нужного размера, и взять с собой немного на память, — говорит Варвара Мелекесцева. — Вибросито глухо гудит, подрагивает, экскурсовод поясняет, что это сердце завода и можно послушать его биение. Все замирают, слушают. Пластик в этой фазе становится прозрачным, поэтому мы в шутку его гранулы называем „бриллиантами“. Когда девушки слышат, что прямо из сердца завода могут взять немного „бриллиантов“, то с восторгом пользуются этой возможностью. А потом мы поднимаемся на смотровую площадку на высоте 72 метров. Отсюда видны как на ладони и территория завода, и сам Благовещенск».

Шутки шутками, но, по словам Варвары Мелекесцевой, главное в этой истории — осознание того, что люди сами могут стать ее частью, всего лишь сдавая пластик в специальные контейнеры для раздельного сбора отходов, или фандоматы. На входе, кроме защитной одежды, экскурсантам выдают бутылки с водой, которые в финале экскурсии как раз нужно сдать на дальнейшую переработку. Кроме того, люди своими глазами видят: бутылка, сделанная с добавлением вторичного пластика, ничем не отличается от обычной, она экологична и безопасна.

Как и в случае с тобольской экотропой, зеленая повестка предприятия оказывается очень важной для привлечения посетителей и меняет их отношение к современным производствам. Одновременно «Полиэф» открыл центр компетенций по экологии, устойчивому развитию и экономике замкнутого цикла в промышленном туризме. На базе центра реализуется образовательная программа для сотрудников других предприятий, готовых запустить промышленные туры у себя.

Производство впечатлений
Фото: пресс-служба СИБУРа

Возвращаясь к истоку

Возникает вопрос: может ли промтуризм быть не только драйвером развития, но и сам по себе приносить доход? По данным Росстата, вклад туристической отрасли в ВВП страны составил по итогам 2023 года 2,8% (к 2030 году его планируется увеличить до 5%). О серьезном экономическом эффекте пока говорить не приходится. Доход от экскурсий для самих предприятий еще меньше — собственно, его иногда и нет. По словам Варвары Мелекесцевой, «Химия жизни» не окупает даже затрат на чистку средств индивидуальной защиты, которые выдают экскурсантам. Предприятие не ставит перед собой цель зарабатывать на проведении экскурсий — это прежде всего решение имиджевых задач и часть экопросветительской работы СИБУРа.

«Промышленный туризм потому и требует стратегического развития, что окупится он тоже именно стратегически, — считает Алексей Фирсов. — Мы не знаем, как и когда, но ведь когда-то же после одной из экскурсий придет на работу такой специалист, который придумает по-настоящему прорывную технологию. Ее применение многократно покроет затраты предприятия на организацию таких туров. Но вообще-то и сами туры уже сегодня позволяют задержать в городах туристов на день-другой дольше, чем обычно. И это уже потенциал развития — для гостиниц, ресторанов, сервисов и услуг. Снижение экологической тревожности в результате экскурсий тоже важно: жители меньше будут уезжать, больше будут развивать малый бизнес. А будет развиваться малый бизнес, женам работников не придется, условно говоря, ездить в соседний город в маникюрный салон. Ценные специалисты не будут слышать по вечерам нытье типа: „Когда мы наконец уедем из этой дыры?“».

Как видим, конечный эффект от промтуризма примерно тот же, что и от туризма в целом. Да, сегодня главная цель — решить кадровую проблему для предприятий, которые активно модернизируются в новых геополитических условиях. Но промтуризм — это не только и даже не столько показ работы индустриального сектора, сколько демонстрация работы как таковой. В хрестоматийной работе Дина Макканелла «Турист: новая теория праздного класса» говорится, что демонстрация работы началась одновременно с развитием массового туризма в 1900-х годах в Париже. Интересно, что в Европе первыми открылись для любопытствующей публики суды. За ними последовали фондовая биржа, правительственная типография, монетный двор и только потом — офисы банков, мануфактуры и табачные фабрики, а следом — даже морги, скотобойни и канализация. И все это обернулось радикальным расширением сферы достопримечательностей, шагом к новому порядку вещей. «Рабочий был включен в индустриальное общество как рабочий, — пишет Макканелл. — В современное общество рабочий включен как турист или достопримечательность (демонстрация работы), как актер или зритель „всемирной рабочей драмы“».

Очевидно, что специалист по промышленному туризму должен уметь эту драму режиссировать. Помня о том, что можно бесконечно смотреть на три вещи: как горит огонь, течет вода и как работают другие люди.

Материалы по теме:
Города, 16 июн 13:30
В России ждут иностранных туристов
Города, 3 мая 18:50
Автотуристам предложили концепцию путешествия
Города, 15 фев 19:24
Определены разработчики схем развития для туристических макрорегионов
Города, 30 янв 14:50
Как праздничные мероприятия помогают развить инфраструктуру и привлечь туристов
Свежие материалы
Уголь ищет новый маршрут
Промышленность,
Компаниям Кузбасса придется активизировать поставки в Индию
Почему бедных людей не становится меньше
В мире,
Колониальная политика формирует имущественный разрыв
Как требования ЦБ к IPO повлияют на рынок
Финансы,
Банк России отправил эмитентам рекомендации по подготовке размещений