— В прошлом году в регион было привлечено около 956 млрд руб. инвестиций. Включены ли в эту сумму иностранные деньги или это только российские компании?
— Это общий объем инвестиций, в том числе иностранных. Но здесь львиную долю составили инвестиции в газовый кластер. Это проекты газоперерабатывающего завода (ГПЗ), который строит «Газпром», и проект газохимического комплекса (ГХК) «Сибура». Это, во-первых, первое место на Дальнем Востоке по объему инвестиций. Во-вторых, это не постоянная величина — в следующем году мы планируем снижение, потому что эти проекты в прошлом году и в этом еще находятся на пике объема инвестиций.
Всего у нас реализуется 66 приоритетных инвестиционных проектов в самых разных сферах. Сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых, энергетика, логистика, многое другое. В этом году на ВЭФе у нас будет подписано 20 соглашений на общую сумму 120 млрд руб. Наиболее интересный из них, который я хотел бы отметить, это городской парк «Благовещенский» — объем инвестиций составит 5 млрд руб. Несколько проектов добычи, два проекта в альтернативной энергетике — в «солнце» и в «ветре».
— В Амурской области активно применяется механизм ГЧП для привлечения инвестиций. Насколько он оказался эффективным?
— Мы умеем работать с ГЧП. Ряд проектов, которые у нас реализуются в рамках ГЧП, признаны эталонными и тиражируются по стране. Это в том числе энергосервисные контракты. Например, проект электрификации города Благовещенска, а именно уличное освещение. В рамках дальневосточной концессии с мерами государственной поддержки мы начинали, первопроходцами были.
Это не единственный проект из ярких. У нас работает международный мост (Благовещенск — Хэйхэ. — «Эксперт»), который построен по ГЧП. Очень активно вокруг него сегодня развивается предмостовая зона. Даже несмотря на то что были сложности с своевременным запуском моста из-за ковида, потому что Китай долго держал ограничения, он у нас начал работать фактически только с середины 2022 г., хотя построен был и уже несколько лет готов к эксплуатации. Сегодня 180 тыс. автомобилей по факту [по мосту] пересекли государственную границу. Поток растет, запрос от инвесторов очень большой, поэтому это один из примеров эффективного ГЧП.
Еще один проект, который у нас в активной стадии реализации, — строительство аэропорта города Благовещенска. Здесь мы за счет государственных инвестиций полностью построили всю аэродромную инфраструктуру: это взлетно-посадочная трехкилометровая полоса, способная принимать все типы воздушных судов, все самолеты — широкий фюзеляж и любые другие. Все рулежные дорожки, аэронавигационные оборудование — всё это построено за счет ресурсных инвестиций. За счет частных инвестиций в рамках ГЧП мы строим пассажирский терминал. Его мощность будет 1 млн пассажиров в год, он будет построен в декабре. Он в финальной стадии, идет внутренняя отделка. Мы там недавно встречали Михаила Владимировича Мишустина, когда он был с визитом в регионе, инвестор докладывал ему о том, как проект реализуется. Я хотел бы по примеру пассажиропотока в аэропорту буквально в нескольких штрихах рассказать о динамике развития региона. В 2018 г. у нас пассажиропоток в аэропорту был 360 тыс. человек в год. Соответственно, в этом году мы рассчитываем, что у нас будет 1 млн пассажиров. Примерно к этой дате инвесторы планируют открытие терминала.
— Это за счет международного туризма или внутреннего?
— За счет международного туризма. Во-первых, мы построили новую полосу. Она позволяет принимать более эффективные воздушные суда, которые используются для дальних перевозок. Более того, в перспективе с вводом в эксплуатацию международной канатной дороги будет развиваться международный туризм, причем в двух направлениях. Российские туристы будут приезжать в Благовещенск, переезжать в Хэйхэ и дальше двигаться по Китаю.
Здесь отдельный акцент по бизнес-туризму — это перспективно с точки зрения поиска инвесторов на китайской стороне. И конечно, китайский турист тоже будет пересекать здесь границу, в том числе уезжая в наш аэропорт, и дальше лететь по интересным местам — например, Байкал, Камчатка. Совместно с Минтрансом и Росавиацией мы прорабатываем дополнительные маршруты, которые будут обслуживать этих пассажиров. Конечно, это отразится на пассажиропотоке и на эффективности проекта ГЧП.
— Новые проекты вы рассматриваете, прорабатываете?
— Да, их довольно много. Повторю, что у нас большой пул — порядка 200 проектов в проработке, из которых 66 являются приоритетными. А что такое «приоритетный»? Это с капитализацией от 30 млрд руб. или с большой мультипликацией. Например, канатная дорога является приоритетным проектом. Стоит она 12 млрд руб. Но ее мультипликативный эффект на сферу услуг, на гостиничное хозяйство и так далее будет огромен.
Рядом с канатной дорогой у нас сегодня проектируется (также в рамках концессии) международный «Экспоцентр». Нужен он для того, чтобы у российских регионов и у российских компаний, заинтересованных в китайском рынке, была возможность экспонировать себя, показывать свою продукцию, свои услуги, в том числе для туристических регионов, возможность найти себе клиентов с китайской стороны. Этому будет способствовать и безвизовый режим, который на днях китайская сторона ввела в качестве эксперимента. Я уверен, что и российская сторона тоже работает [над этим]. По крайней мере, мы как регион неоднократно об этом сигнализировали в Москву, проводили соответствующую работу. Я уверен, что такие решения будут и с нашей стороны. И это, конечно, благостно отразится на перемещении туристов и граждан наших стран между Благовещенском и Хэйхэ.
— В регионе традиционно большой спрос на электроэнергию. Когда вы ожидаете решения правительства о начале строительства Нижне-Зейской ГЭС?
— Эта ГЭС самая проработанная сегодня из всех имеющихся гидроэлектростанций в России. Поэтому приступить к ее строительству мы можем в самые короткие сроки. Здесь всё зависит от выделения средств на ее строительство. Я знаю, что на площадке ВЭФа будет проводиться президентом совещание по развитию электросетевого хозяйства Дальнего Востока. Наверняка этот вопрос тоже будет обсуждаться, но это решение, которое находится на федеральном уровне.
Что делает регион для того, чтобы решить проблему дефицита электроэнергии на Дальнем Востоке? Подчеркиваю, на Дальнем Востоке — не в Амурской области. Потому что Амурская область — это энергоизбыточный регион. У нас шесть объектов большой энергетики, три гидроэлектростанции, две станции на угле — Благовещенская ТЭЦ и Райчихинская ГРЭС, и станция, которую построил «Газпром» в Свободном на природном газе. Еще два соглашения будут подписаны здесь, оба касаются альтернативной энергетики — одно по ветру, одно по солнцу. Площадки подобраны, инвесторы надежные, доказавшие уже способность реализовывать такие проекты. Каждый из них будет мощностью до 1 ГВт в полном исполнении, а сейчас мы подписываем на 600 МВт каждый. Поэтому сегодня установленная мощность в Амурской области порядка 4,2 ГВт. Эти две станции добавят еще 1,2 ГВт мощности.
— В силе ли планы сдать два путепровода через Транссиб в текущем году и третий — в 2027-м?
— Да, в силе. Все в графике. Более того, один путепровод будет сдан в ближайшее время. Это путепровод в Серышево. Там практически только документальное оформление уже идет, он физически готов. В Новобурейске он тоже готов, но там возникли технические сложности. Смотрит застройщик (этот путепровод строится по концессии), как «гуляет» грунт, поскольку там болотистая почва. Если всё в порядке, то мы до конца года его сдадим, он физически готов. И путепровод в Белогорске — крупный, дорогой путепровод, он там нужен. Действительно, такой очень важный объект. Он у нас идет с опережением графика. По плану должен быть сдан в 2028 г. Я думаю, что мы его сдадим в 2027 г. Инвестор говорит, что сделает всё возможное, чтобы сдать раньше. Боюсь просто эти сроки называть, потому что это вопрос финансирования. Но инвестор идет с опережением графика. Хороший там строитель, поэтому уверен, что всё получится.
— На фоне введения безвизового режима с Китаем планируется ли расширение российско-китайского сотрудничества?
— Конечно, у нас в Амурской области Благовещенск определен как центр российско-китайского делового сотрудничества. По поручениям президента правительство очень активно взаимодействует с нами по этому поводу. У нас много таких активностей федерального уровня. В частности, ежегодно проводится в мае выездная площадка Восточного экономического форума — Амурский экономический форум. Это площадка, посвященная развитию российско-китайских отношений. Там ежегодно бывают спикеры высокого уровня. Алексей Олегович (Чекунков, министр по развитию Дальнего Востока и Арктики. — «Эксперт») тоже регулярно бывает.
Видим, что нарастает интерес от российских инвесторов, крупных российских компаний к этой площадке. С китайской стороны увеличивается интерес. Это только один из примеров. Вообще у нас ежегодно в Благовещенске проводится порядка 200 российско-китайских мероприятий. Есть уникальные, такие как Ледовый фестиваль, зимний фестиваль на льду Амура.
Мы пытаемся выйти из формата межрегионального сотрудничества на более широкий, тем самым привлекая интерес и рассказывая нашим гостям о потенциале и о возможностях, в том числе логистических, инвестиционных. Считаем для себя эту миссию очень важной, поэтому она определена поручением президента.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag