Интервью

Госзаказ на инновации

В каком направлении консолидируется национальная ИТ-отрасль

Госзаказ на инновации
Фото: ВЭБ
За последние несколько лет ИТ-ландшафт в России изменился кардинально. Ключевым направлением развития рынка информационных технологий стал рост цифровизации различных сфер экономики и общества. Однако взрывной рост обусловлен не только потребностями бизнеса и экономики, но и четким запросом на инновации, сформулированным государством. Для дальнейшего развития сферы ИТ в России и ее выхода на лидирующие позиции в мире потребуются создание в стране цифровой экосистемы и определение новой технологической идеи.

Александр Павлов, генеральный директор Российского фонда развития информационных технологий (РФРИТ, входит в ВЭБ.РФ)

Ландшафтные ИТ-перестановки

Главным признаком заинтересованности государства в цифровом развитии страны стал заказ внутреннему рынку на инновации. Задача, поставленная перед бизнесом, вполне прикладная: заместить на внутреннем рынке зарубежные ИТ-решения и сервисы конкурентоспособными российскими. Это продиктовано необходимостью уменьшить зависимость российской экономики от зарубежных технологий и повысить национальную безопасность в цифровой сфере. С точки зрения государства, такая программа охватывает несколько аспектов: развитие отечественных технологий, стимулирование использования российских решений, безопасность данных, создание благоприятной экосистемы, цифровой суверенитет страны в целом.

Для достижения этих целей правительство РФ увеличило поддержку отечественных ИТ-компаний и стартапов, направленных на создание собственных цифровых решений, в числе которых разработка программного обеспечения, облачных сервисов, киберзащиты, интернета вещей, искусственного интеллекта и других технологий. Также через государственные программы, закупки, субсидии правительство поощряет использование отечественных ИТ-решений в государственных и корпоративных структурах. Со стороны правительства есть стремление создать благоприятную экосистему для развития инноваций в сфере ИТ, что включает улучшение научно-технического потенциала, поддержку образования в области информационных технологий и содействие инвестициям в отечественные ИТ-проекты. Все эти цели заложены в национальную программу «Цифровая экономика», которая сегодня достаточно успешно реализуется в стране и в обозримом будущем может обеспечить присутствие РФ на мировой политической и культурно-экономической арене. Для России это необходимо, поскольку цифровизация сегодня — это базисная технология лидирующих экономик. Эти задачи отражены в указе о национальных целях развития РФ на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года, подписанном президентом РФ Владимиром Путиным 7 мая 2024 года, и должны быть переложены в подпрограмму, продолжающую «Цифровую экономику», — «Экономика данных».

Однако удовлетворение запроса государства на инновации сталкивается с некоторыми проблемами. В первую очередь с необходимостью соблюдения высоких стандартов качества и конкурентоспособности отечественных решений, а также поддержки инноваций и инвестиций в развитие технологий. Но главное, сегодня Россия не формирует глобальные цифровые тенденции и тренды, а лишь пытается реагировать на вызовы ведущих технологических стран мира. А в условиях санкционного давления и негативного информационного фона в западных СМИ оказалась и вовсе отстранена от подобных стратегически важных процессов. Очевидно, что для совершения технологического рывка требуется поиск не только нетривиальных комплексных решений, но и новых путей осуществления межгосударственного диалога. Если говорить о технологической пирамиде развития стран в контексте технологий, их позиции в цифровой глобальной экономике, то сегодняшняя Россия находится в самом низу такой пирамиды. Это обусловлено несколькими глобальными факторами.

Эндемичные «единороги» и глобальные стандарты

Один из факторов, на который невозможно не обратить внимание: среди более 1,5 тыс. присутствующих на глобальном рынке компаний-«единорогов» нет ни одной российской.

ДЕТАЛИ

Что такое компания-«единорог»


«Единорогом» принято называть компанию, которая достигла оценки в $1 млрд в течение не более чем десяти лет с момента основания, при этом не проходила первичное размещение на бирже (IPO) и остается в собственности своих создателей не менее чем на 25%. На конец июня 2023 года в мире действует 1531 компания-«единорог». В США базируется 745 из них, в Китае — 304, в ЕС — 124, в Индии — 86, в Великобритании — 64, в Канаде — 28, в Республике Корея — 21, в Бразилии — 20, в Мексике — 8 и так далее. В России компаний-«единорогов» нет.

Практически все «единороги» представляют сегменты и направления глобальной цифровой экономики: финтех, искусственный интеллект, беспилотный транспорт и так далее. Количество «единорогов» стало общепризнанным индикатором состояния национальных экономик и их перспектив в условиях глобальных трансформаций. Кадры, инвестиции, компетенции, институты развития, правовое регулирование — все это считается факторами успешного зарождения «единорогов». При этом ни одна из стран или глобальных корпораций не нарастила критичного и недостижимого отрыва в каком-либо из секторов цифровой экономики. Бóльшая часть компаний-«единорогов» и их разработок не являются наукоемкими. Такие сервисы, как Uber, AirBnB, Palantir, Lift и другие, — цифровое улучшение и оптимизация привычных и устоявшихся сервисов. И уже получив корпоративных клиентов, миллионные аудитории и миллиардную оценку, стартапы-«единороги» начинают инвестировать значительные суммы в долгосрочные НИОКР. При этом продукт и его идеология изначально проектируются и продвигаются на глобальный, а не локальный рынок.

Лидеры передовых стран сегодня заявляют о национальных программах создания компаний-«единорогов» как приоритетных. По наблюдениям, средний срок роста стартапа до стадии «единорога» составляет три-пять лет, и скорость такого роста продолжает увеличиваться, поскольку до 99% глобальных «единорогов» являются цифровыми платформами либо сервисами в различных сферах цифровой экономики.

Госзаказ на инновации

Отсутствие российских «единорогов» объясняется рядом факторов. Например, затруднен доступ российским компаниям к мировым рынкам: из-за географического положения, правовых и регулятивных барьеров, отсутствия опыта работы с международными партнерами и клиентами и усиливающегося санкционного давления. Далее: недостаток инвестиций в инновации и R&D (исследования и разработки) по сравнению с другими странами, что замедляет развитие высокотехнологичных компаний. Следующий фактор — ограниченный доступ к специалистам и талантам в определенных областях информационных технологий. К тому же некоторые правовые и регулятивные аспекты в России могут создавать препятствия для роста стартапов, включая сложности с регистрацией, лицензированием и патентной защитой.

Еще одним условием, определяющим лидерство страны на глобальном рынке, являются стандартизация, которая создается технологически развитыми западными странами, интегрированными в мировую экономику. Это видно на примере созданной США Бреттон-Вудской системы, которая позволила Америке обеспечить себе роль экономического драйвера на несколько десятилетий вперед. Появившиеся позже такие стандарты, как TCP/IP-протокол, HTTP, GSM, GPS, Bluetooth и прочие, продолжают обеспечивать их инициаторам мировую технологическую монополию и дивиденды.

Несмотря на имеющийся потенциал, Россия не принимала активного участия в выработке единых подходов к использованию перспективных технологий в цифровой экономике. Стоит отметить, что интенсивная цифровизация, диктующая новые модели потребления товаров и услуг и меняющая привычный образ жизни даже самых консервативных поколений и социальных слоев, делает неэффективными традиционные российские каналы дипломатического взаимодействия: культурные и языковые программы, кредиты и списание госдолга дружественным странам, сотрудничество в военно-технической сфере и экспорт вооружений, обеспечение сырьевых и энергоресурсных потребностей и так далее. В свою очередь, стандартизация и последующий экспорт конкурентоспособных цифровых инфраструктур и экосистем электронных сервисов позволяют формировать долгосрочные внешнеэкономические связи, обеспечивать технологическую привязку контрагентов и выстраивать архитектуру сделок по другим категориям товаров и услуг. Такого рода «цифровая дипломатия» повышает уровень доверия и позитивного восприятия двусторонних отношений населением страны-партнера.

Александр Павлов
Александр Павлов. Фото: Кирилл Казачков/Фотобанк «Росконгресс»

Игровое стимулирование

Для снижения темпов отставания России требуется создание экосистемы, которая будет отвечать самым современным требованиям ИТ-отрасли, стимулировать развитие изобретательства, формировать ключевые для предпринимателей навыки стратегического мышления, анализа, скорости принятия ключевых решений. А для совершения технологического рывка и вовсе потребуется поиск нетривиальных комплексных решений, благодаря которым страна могла бы вступить в глобальную гонку за лидерство в XXI веке.

ДЕТАЛИ

Одной из сфер, способствующих построению в стране цифровой экосистемы, созданию среды для развития компетенций и экспертизы, считается игровая индустрия, киберспорт (eSports, cybersport). Эта сфера в РФ практически не регулируется государством. Сегодня во всем мире видеоигры — самая быстрорастущая индустрия. По оценкам Precedence Research, в 2022 году объем мирового рынка киберспорта превысил $4,4 млрд, а к 2032 году достигнет примерно $33 млрд. Также важно, что в киберспорте не только много денег, но и огромная аудитория. Согласно отчету Ассоциации потребительских технологий о киберспорте, охват отрасли в 2024 году превысит 500 млн человек (о популярности киберспорта у зрителей читайте также в интервью Игоря Столярова — «Эксперт»).

Эксперты отмечают ряд быстрорастущих мировых трендов, относящихся к сфере киберспорта и гейминга. Эти тенденции будут оказывать высочайшую степень влияния на мировую экономику в ближайшие десять лет. Во-первых, компьютерные игры активно используются в сверхсовременных учебных процессах. Так, игра Minecraft (симулятор реального мира) внесена в учебные планы нескольких тысяч американских школ, а проектная деятельность в рамках этой игровой среды является обязательной частью программ шведских школ. Возможности интерактивного моделирования открытого мира посредством игровых симуляторов развивают способности проектного мышления, навыки командной работы, повышают скорость и качество принятия тактических решений. Причем закрепляются данные soft skills в увлекательной для обучаемого форме.

Во-вторых, так называемая геймификация рабочих процессов как для офисных сотрудников, так и на сложных технологических производствах уже доказала не просто свою эффективность, но и практически безальтернативность. Все без исключения последние презентации продуктовых линеек мировых лидеров в области информационно-коммуникационных технологий делают упор на геймификацию задач для персонала (или пользователей) и на управление объектами с помощью инструментов смешанной реальности (продукты Google, Microsoft, Apple). Все большее число привычных нам процессов переходит в виртуальный мир. Таким образом, развитие киберспорта может быть увязано с национальным ростом пересекающихся отраслей экономики и сфер жизнедеятельности, таких как программирование, дизайн и компьютерная графика, киберфизическое моделирование, управление ИT-архитектурой, реализация проектов в области виртуальной и дополненной реальности, интернет-трансляции и альтернативные коммуникационные среды, центры обработки данных.

В-третьих, участники и зрители киберспортивных мероприятий являются носителями компетенций, необходимых для цифровизации самых различных областей управления государством и экономикой. Четырнадцатилетние киберспортсмены, которые в силу своего увлечения ежечасно совершенствуют свои digital skills, уже через три-четыре года станут программистами, системными архитекторами, дизайнерами и визуализаторами виртуальных пространств, специалистами в сфере кибербезопасности и криптошифрования. А члены сообществ, которые формируют вокруг себя киберспорт и компьютерные игры, — это ключевые драйверы и проводники ценностей цифровой экономики, агенты изменений. В России на сегодняшний день к так называемым геймерам относят 65,2 млн человек. Это та необходимая критическая масса лояльных приверженцев новых технологий, которая способна транслировать идеологию национальной цифровой экономики не только внутри страны, но и формировать внешнеполитическую информационную повестку.

Учитывая сказанное, киберспорт не просто краткосрочный тренд современного поколения. Это зарождающаяся системообразующая сфера, которая в течение пяти-семи лет перейдет в стадию зрелости. Причем локализации развития инфраструктуры и больших инвестиций в нее на данном этапе не требуется: все инструменты развития, а также средства освоения технологий уже есть в распоряжении ключевой аудитории. А внутриигровые продажи лута (предметов, получаемых игроком в ролевых играх), товаров и услуг — это отдельная нетривиальная и очень перспективная категория несырьевого (считай — ИТ) экспорта. Необходимы лишь настройка системы и отладка процессов.

Идейный курс

Сегодня необходимо говорить о поиске новой глобальной идеи в ИТ, авторство которой должно принадлежать России. Эта идея может быть совершенно новой технологией, которая не являлась бы развитием или продолжением уже существующих направлений и стала бы прорывной в общемировом масштабе. Все предпосылки для этого в России есть. Это и сильная физико-математическая школа, и отечественные программисты, занимающие первые места в чемпионатах мира по программированию и так далее.

Государственный запрос на поиск новой глобальной технологической идеи сегодня есть. Для этого надо искать и выкристаллизовывать все самое лучшее и инновационное из того, что мы имеем: из высококвалифицированных кадров ИТ, региональных достижений, креативных индустрий. Безусловно, это потребует вливания в экономику РФ внешних ресурсов. И здесь уместно говорить о выводе российских перспективных и конкурентоспособных решений на глобальные рынки, а также о привлечении глобальных инвесторов, которые бы поверили в глобальную идею. В этом случае станет возможным говорить не только о том, что РФ не следует, а задает тренды в ИТ, но и о создании и выводе на мировой рынок новых стандартов, главным бенефициаром внедрения которых будет Россия.

РФ имеет значительные научные, технологические, ресурсные, экспертные и кадровые предпосылки для формирования глобальной повестки и по стандартизации новейших отраслей цифровой экономики. Накопленный институтами развития опыт позволит не только вести содержательную дискуссию по вопросам внедрения искусственного интеллекта и машинного обучения, защиты персональных данных, обработки сверхбольших массивов информации, применения беспилотного транспорта, развития индустрии игр и киберспорта, интернета вещей, но и способен обеспечить регулярный паритет и баланс сил в общемировом технологическом пространстве.

Материалы по теме:
Мнения, 5 сен 07:30
Участники рынка о будущем ГЧП
Мнения, 5 сен 07:29
Где кроются возможности для ГЧП-проектов
Мнения, 5 сен 07:28
В чем состоит роль государства в сложных проектах
Мнения, 5 сен 07:27
Роль ВЭБ.РФ в перезагрузке ГЧП
Свежие материалы
Шоу-бизнес ищет себя под рампой
Сергей Жуков, Баста и Александр Розенбаум осваивают театры
«Ясную поляну» присудили за «ясную позицию»
Культура,
Наталью Солженицыну наградили за издание литературного наследия мужа
МВФ предложили новую роль
Финансы,
Антон Силуанов указал на точки для развития международного фонда