Интервью

Взлет с господдержкой

Как развивается рынок БПЛА в разных странах

Взлет с господдержкой
Фото: Colin Watts/Unsplash
Первый коммерческий беспилотник пролетел над рисовыми полями Японии более 40 лет назад. С тех пор рынок активно развивается по всему миру, причем во многом за счет господдержки отрасли: БПЛА используются для доставки грузов, изучения местности и сельского хозяйства. В нашей стране по прогнозам Минпромторга России, к 2030 году рынок беспилотной авиации вырастет в 5 раз. О том, как государства во всем мире поддерживают производителей и потребителей беспилотников — в материале «Эксперта».

Маршрут построен

Пионером системного применения беспилотной авиации можно с уверенностью назвать Германию. В 2013 г. логистический оператор DHL провел летные испытания дрона Parcelcopter (в переводе — буквально «посылколет»): он доставлял грузы через реку Рейн в районе штаб-квартиры DHL. Протяженность маршрута составляла около одного километра. В 2014-2016 гг. оператор повторил эксперименты с беспилотниками, перевозившими грузы между курортом Нордайх и островом Йюст и в Баварских Альпах. Рейсы стали длиннее — 12 и 8,3 км соответственно.

Через три года был запущен регулярный маршрут в КНР: компания договорилась с китайским автопроизводителем EHang об эксплуатации беспилотников Falcon для обслуживания клиентов в провинции Гуандун. Расстояние от места отправления до пункта назначения было уже 8 км, дрон пролетал его за 8 минут, тогда как автомобилю требовалось 40 минут из-за дорожных пробок. Компания подсчитала, что на этом маршруте благодаря использованию БАС расходы на доставку грузов снизились на 80%.

Одновременно с Германией к использованию беспилотников в гражданских целях подошли США. Еще в 2013 г. стало известно о планах Amazon применять их для доставки товаров в отдаленные районы. В конце 2022 г. Amazon Prime Air объявила о старте коммерческих рейсов по транспортировке товаров в Калифорнии и Техасе. Но пока прорывных результатов достигнуто не было — выполнено всего 100 рейсов вместо ожидавшихся 10 тыс.

Гораздо более успешным оказался американский ритейлер Walmart: еще за 2 года до Amazon он договорился о сотрудничестве с тремя компаниями, имеющими собственные флоты дронов — DroneUp, Flytrex и Zipline. Их беспилотники обслуживают клиентов магазинов Walmart в Техасе, Юте, Виргинии, Аризоне, Арканзасе и Флориде на расстояния до 1,6 км.

Взлет с господдержкой
Фото: user6702303/Freepik

По итогам 2022 г. Walmart доставил с помощью дронов свыше 6 тыс. посылок, среднее время выполнения заказов — 30 минут, стоимость перевозки груза весом до 4,5 кг на беспилотнике — почти $4 (в то время как у Amazon она составляет более $480). В планы Walmart теперь входит расширение числа воздушных доставок до 1 миллиона в год и обеспечение этой услугой 4 миллионов домохозяйств.

Оценки перспектив развития мировой беспилотной авиации разнятся, однако почти все эксперты сходятся во мнении, что рынок будет расти. Согласно прогнозу немецкого консалтингового агентства Drone Industry Insights, в 2023-2030 гг. глобальный рынок гражданских дронов будет увеличиваться со среднегодовым темпом 7,7% и достигнет в 2030 г. объема $54,6 млрд против $33,8 млрд в 2023 г. Наиболее расширяющимися сегментами рынка будут транспортировка грузов по складам и их доставка до потребителей.

Лидировать же на глобальном рынке беспилотников, как и в предыдущие годы, будут страны Азии — благодаря быстро развивающемуся производству в Китае и Японии. Не слишком будут отставать от них государства Ближнего Востока и Африки — там спрос на беспилотники будет расти со среднегодовым темпом 15,4%.

Американская исследовательская фирма Strategic Market Research предполагает расширение глобального рынка с $13 млрд в 2023 г. до $47,4 млрд в 2030-м, Fortune Business Insights — с $11 млрд до $54,8 млрд.

Полет на правительственном уровне

  • Европа

Во многих странах Европы поддержка разработчиков и производителей дронов осуществляется на уровне правительства. Например, в Великобритании, согласно стратегии развития беспилотной авиации до 2030 г., государство поддерживает компании—производители дронов, а также проекты университетов в рамках программы «The Future Flight Challenge» стоимостью 300 млрд фунтов стерлингов.

А в Германии в 2022 г. Федеральное министерство транспорта и цифровой инфраструктуры одобрило гранты на сумму 4,3 млн евро для семи проектов. Один из которых, AMIFlyingIN2Air, призван обеспечить безопасное движение в небе над аэропортом Мюнхена.

  • США

Обращают на себя внимание меры поддержки производителей беспилотников в США. В августе 2020 г. министерство юстиции США ввело запрет на их госзакупки у «организаций, находящихся под влиянием правительства иностранного государства». Хотя в официальном документе ведомства не говорилось, какая именно страна имеется в виду, можно предположить, что подразумевался Китай. Причиной назывались риски для кибербезопасности и конфиденциальности информации, собираемой с помощью дронов, выпущенных за пределами США.

Это решение минюста США сразу же вызвало претензии со стороны китайской группы Da-Jiang Innovations (DJI), являвшейся на тот момент лидирующим экспортером беспилотников на американский рынок. Как следовало из ее заявления — многочисленные проверки показали безопасность и надежность продукции DJI.

Тем не менее, министерство внутренних дел США, управляющее государственными землями и заповедниками, объявило о временном прекращении эксплуатации сразу всего парка дронов (свыше 800 машин), которые были выпущены в КНР или имели компоненты китайского производства.

Ведомство стало постепенно заменять беспилотники из КНР машинами, выпущенным в Северной Америке. Так, в январе 2021 г. для сбора данных оно выбрало дроны канадской фирмы Dragonfly.

  • Китай

Китайский рынок беспилотников в последние несколько лет показал взрывные темпы роста: развивается технологическая база, появляются все новые производители дронов, а детально проработанная нормативно-правовая база и государственная политика в области БАС успешно поддерживает внутренний спрос. В результате, суммарный доход китайских предприятий по производству дронов, по данным Deutsche Geselschaft fur Internationale Zusammenarbeit, в 2020 г. превысил $8,6 млрд (и, как ожидается, в 2025 г. достигнет $17,9 млрд), обогнав североамериканских конкурентов с общим оборотом в $6,9 млрд (прогноз на 2025 г. — $11,82 млрд).

Доставка образцов крови с помощью дрона в китайском Шэньчжэне
Доставка образцов крови с помощью дрона в китайском Шэньчжэне. Фото: Chen Wen/China News Service/VCG

Самым быстрорастущим сегментом китайского рынка дронов стал агропромышленный комплекс. Это обусловлено субсидированием на национальном уровне как продаж беспилотников, так и их аренды. По данным министерства сельского хозяйства КНР, в 2016 г. на полях эксплуатировалось 4,8 тыс. дронов, а в 2021-м — уже 120 тыс. Вместе они обрабатывают порядка 71,3 млн га сельскохозяйственных земель.

  • Индия

В Индии заказы на дроны в сельском хозяйстве также поддерживаются на государственном уровне: продажи беспилотников субсидируются в зависимости от категории покупателей.

Например, Индийский совет сельскохозяйственных исследований, агротехнологические университеты, специализированные департаменты штатов, государственные предприятия имеют право на покрытие 100% стоимости дрона, фермерские организации — до 75% цены агродрона, самостоятельные фермеры — до 40-50%.

Для развития собственного производства в феврале 2022 г. министерство торговли и промышленности Индии ввело запрет на ввоз в страну дронов (как в собранном, так и разобранном виде). Исключение было сделано для государственных и образовательных организаций и производителей беспилотников, занимающихся научно-техническими разработками при условии получения ими официальных разрешений на импорт.

По замыслу индийских властей, к 2030 г. объем рынка агродронов достигнет $1 млрд, и занять его должны исключительно национальные изготовители.

Так полетим

Гражданская эксплуатация беспилотников в России в 2022 г. распределялась главным образом между мониторингом трубопроводов по перекачке нефти и природного газа и электрических сетей (около 40%), проведением работ по опрыскиванию полей (20%) и лесоустройству (7%), обследованием объектов капитального строительства (15%). Также они были задействованы для перевозки грузов (6%), картографирования (5%), геофизический съемки (3%).

В 2023 г. Правительство России утвердило Стратегию развития беспилотной авиации до 2030 г. и на перспективу до 2035 г. Затем был утвержден национальный проект «Беспилотные авиационные системы», распространяющийся на период до 2030 г. с перспективой его дальнейшего продления. Национальным проектом предусмотрено 5 федеральных проектов, 2 из которых находятся в сфере ведения Минпромторга России: «Стимулирование спроса на отечественные БАС» и «Разработка, стандартизация и серийное производство БАС и комплектующих».

Эти основополагающие документы направлены не только на развитие производства беспилотных авиационных систем, но и на формирование новых сегментов их рынка, создание системы сертификации и безопасного управления полетами беспилотников, качественную подготовку кадров и обеспечение технологического суверенитета. В целом они посвящены поиску решений, которые будут прямо влиять на будущее беспилотной авиации в стране.

Одним из ключевых механизмов национального проекта является государственный гражданский заказ, который окажет прямое влияние на внутренний рынок.

Его объем (без учета дронов менее 1 килограмма, в большей степени являющихся образовательными БАС) должен вырасти с почти 3 тыс. в 2024 г. до 15 тыс. гражданских машин в 2030 г. Потребителями этих машин выступят органы власти, их подведомственные учреждения и компании с государственным участием.

Сейчас Минпромторг России активно знакомит отрасль с возможностями и перспективами развития гражданских беспилотников. В своем павильоне «Сделано нами» на выставке «Россия» ведомство демонстрирует макеты, интерактивные инсталляции и даже настоящие летательные аппараты. Например, первый в России беспилотник вертолетного типа — БАС-200, который уже используется для доставки грузов «Почтой России».

Дорожная карта полета

Деятельность Минпромторга России направлена на решение трех ключевых проблем, тормозящих развитие отрасли: во-первых, снятие барьеров для использования беспилотников, в том числе в сферах стандартизации, сертификации и безопасности их эксплуатации; во-вторых, недостатка массовости производства БАС из-за отсутствия гарантированного долгосрочного спроса; в-третьих, зависимости от импорта по ряду критических комплектующих, включая двигатели, винты, сервоприводы, аккумуляторные батареи, силовую электронику, элементы трансмиссии, пилотажно-навигационное оборудование.

Для решения поставленных задач Минпромторг России работает по нескольким направлениям.

В первую очередь были утверждены Правила допуска экспериментальных воздушных судов к перевозкам в коммерческих целях (постановление Правительства Российской Федерации от 4 мая 2023 г. № 701). В 2023 г. были выданы первые сертификаты эксплуатантов беспилотных авиационных систем. Помимо этого, были сформулированы требования к разработчикам, изготовителям и эксплуатантам беспилотников.

В этом направлении важным шагом стало введение классификации машин (по кодам ОКПД-2) и выделение «разработки и производства БАС» в отдельный вид деятельности (по кодам ОКВЭД) (приказ Росстандарта от 7 июля 2023 г. № 491-ст).

Для того, чтобы стимулировать спрос на отечественные БАС со стороны госзаказчиков и одновременно мотивировать производителей повышать локализацию таких систем, внесены изменения в постановление, которое вводит балльную систему оценки «российскости» БАС. Кроме того, введены особые режимы закупок беспилотников через уже отработанные в других отраслях промышленности механизмы, как, например, «второй лишний». «Так будет обеспечен приоритет отечественных беспилотных авиационных систем при госзакупках» — отметил начальник Управления беспилотных систем и робототехники Минпромторга России Алексей Сердюк.

По его оценке, органы власти и подведомственные учреждения закажут у производителей БАС более 9 тысяч преимущественно российских машин уже в 2024-2026 гг. (без учета образовательных БАС) В числе компаний с государственным участием, предполагающих закупать беспилотники, можно назвать «Транснефть», «Газпромнефть» и «РЖД».

Производство комплектующих для БПЛА в Екатеринбурге
Директор предприятия «Эйрбург» Сергей Евдокимов и мэр Екатеринбурга Алексей Орлов во время открытия новой площадки для производства комплектующих БПЛА. Фото: Донат Сорокин/ТАСС

В части увеличения спроса и тиражирование практики оказания услуг с использованием БАС предусмотрены: программа льготного лизинга АО «ГТЛК», механизм субсидирования лётного часа и механизм предоставления скидки на отечественные машины. Максимальный размер такой скидки может составить не более 40% цены реализации беспилотника.

На этапах разработки, сертификации и производства предусмотрены: программа грантовой поддержки разработки конструкторской документации, оператором которой является АНО «Агентство по технологическому развитию», субсидирование «сквозных НИОКР», поддержка проектов в сфере БАС через программы Фонда развития промышленности, а также предоставление грантов на сертификацию БАС.

«С текущего года тяжелые и средние аппараты, которые созданы разработчиками до внедрения нацпроекта, будут поддержаны грантами на сертификацию для прохождения процедур в Росавиации. Гранты на сертификацию российских беспилотников составят до 150 млн руб. и 250 млн руб. соответственно в зависимости от взлетной массы БАС. Разработка новых машин будут просубсидирована в рамках инструмента „сквозных НИОКР“. Он предполагает обеспечение до 90% затрат, необходимых для разработки новых типов беспилотников и унифицированных комплектующих», — говорит Алексей Сердюк.

Весь инструментарий дополнен созданием сети научно-производственных центров, которыми активно занимаются «Платформа НТИ» и Правительство Москвы. Флагманский проект реализован в индустриальном парке «Руднево». Еще две инициативы поддержаны Минпромторгом России: в декабре 2023 г. заключены соглашения с Томской и Самарской областями на сумму в 3,8 млрд руб. на оснащение НПЦ. Сеть станет инфраструктурной средой для реализации проектов по разработке, испытанию, производству, выводу на рынок и развитию беспилотных авиационных систем и развитию смежных отраслей. Для их оснащения предусмотрена субсидия субъектам Российской Федерации.

Благодаря этому портфелю мер планируется обеспечить выпуск российских дронов весом от 1 килограмма и более к 2030 г. в объеме свыше 30 тыс. единиц в год, сократить зависимость от импорта, приблизившись к технологическому паритету с государствами-лидерами в области передовых разработок, новые рабочие места и ресурсную базу для развития инфраструктурного и кадрового потенциала.

Материалы по теме:
Промышленность, 26 дек 10:00
Выкса стала центром интеллектуальной металлургии
Промышленность, 21 ноя 15:54
Без госфинансирования не все стартапы дорастут до плодоносного возраста
Промышленность, 25 окт 16:43
К 2030 году в России будет 48 центров производства БПЛА
Промышленность, 15 июл 11:45
На «Иннопроме» обсудили развитие индустрии БАС
Свежие материалы
Как требования ЦБ к IPO повлияют на рынок
Финансы,
Банк России отправил эмитентам рекомендации по подготовке размещений
Что будет с финансовыми рынками при Трампе
Финансы,
Американские фондовые индексы выросли, Китай и нефть дешевеют
Новые санкции против России не помешали ее внешней торговле
Экономика,
Сальдо счета текущих операций РФ в 2024 г. выросло