Интервью

ИЖС нуждается в обновлении

Как переосмыслить развитие территорий индивидуальной застройки

ИЖС нуждается в обновлении
Фото: Craig Ruttle/AP/TASS
В конце года ожидается внесение в Думу законопроекта о мастер-планах — документа, который должен задать новые принципы территориального планирования в России. Это долгожданный шаг к тому, чтобы связать градостроительную, инженерную и социальную политику в единую систему. Но в этом проекте есть одна составляющая, которая в реальной практике мастер-планирования порой учитываются по остаточному принципу, «на усмотрение исполнителя». Речь о территориях индивидуального жилищного строительства — тех самых кварталах и поселениях, которые не выделены как отдельный объект анализа, что приводит к их системному выпадению из планирования.
Пётр Медников
Пётр Медников

Эксперт по развитию ИЖС. Автор проекта «Региональный контур управления ИЖС»

Когда обсуждают пространственное развитие, обычно говорят про комплексное развитие территорий (КРТ), мастер-планы или национальный проект «Инфраструктура для жизни». КРТ создавались под логику девелоперских проектов. Они предполагают единого заказчика, понятную проектную экономику и окупаемость через продажи. Но в ИЖС собственность распределена между тысячами семей, экономика — повседневная, а жители думают не о марже, а о качестве среды. Это ядро региональной экономики — но государственные механизмы его порой не видят.

По данным Ассоциации МЖС, через механизмы КРТ по всей стране за несколько лет было построено около 90 домов ИЖС. Общий объём индивидуального жилья, включённого в КРТ, составляет всего 0,4% — примерно 296 тыс. кв. м по всем проектам, запланированным до 2034 г.
В мастер-планах ИЖС нередко присутствует лишь как территория «где спят», но не как место, где живут, работают, создают малый бизнес и формируют налоговую базу.

Минстрой часто отвечает: «в ГрК уже всё есть». Формально — да. Но КРТ остаётся механизмом девелопмента, а не развития. Он структурно привязан к единому заказчику, новому строительству и к проектной модели окупаемости.

Развитие ИЖС выгодно государству. Именно эта среда формирует реальную экономику регионов и становится магнитом для привлечения специалистов. Это не периферия, а живая экономическая ткань, просто в низкой плотности застройки.

Именно поэтому и появился механизм субсидированной инфраструктурной ставки — государство фактически признало, что качественная среда создаёт экономический эффект. Но регионам ИЖС невыгодно: подрядчики и поставщики — федеральные, а инфраструктурная нагрузка ложится на региональные бюджеты.

Чтобы объяснить природу этого разрыва, я использую термин КОИЖС (комплексное обновление индивидуальной жилой застройки). Это не новый механизм и не предложение создать отдельную структуру, а обозначение типа задачи, который сегодня нигде не закреплён. КОИЖС — это работа с существующей средой: дороги, инженерия, общественные пространства, социальные объекты, энергоэффективная модернизация, цифровые кадастры и единые регламенты. Это то, что нужно там, где люди уже живут, а не там, где предполагается новое строительство.

Исследования и расчетные модели показывают, что модернизация инфраструктуры в ИЖС может приводить к росту стоимости земли и домовладений в полтора—два раза, увеличению налоговой базы на 30–40% и давать экономический мультипликатор до 3–3,5 раз.

Для поселения на 1 тыс. домов совокупный эффект по оценочным моделям может достигать 12 млрд рублей в горизонте десяти лет. До 3 млрд — прямой рост доходов населения, до 2 тыс. новых рабочих мест. Инфраструктура, которую принято считать «социальным расходом», на деле становится капитализируемым активом, сопоставимым по эффективности с промышленными проектами.

Экономическая модель возврата вложенных средств держится на четырёх потоках: рост налогов (земля, имущество, НДФЛ), софинансирование подключений, сервисные доходы оператора инфраструктурного кредита и прирост ВРП. Проблема не в отсутствии денег, а в отсутствии субъекта, который способен управлять этим контуром.

Муниципалитеты сами не справятся — у них нет ресурсов и полномочий. Девелоперам существующая застройка ИЖС неинтересна. Жители не могут заниматься инфраструктурным развитием. Но такие структуры уже существуют: один из потенциальных операторов — Региональные центры компетенций Минстроя. Пока это методические офисы, но при расширении функций они способны стать операторами развития: создавать дизайн-коды, сопровождать инженерные решения, контролировать качество, координировать инфраструктурные заявки, вести цифровые кадастры.

КОИЖС — не альтернатива КРТ, а его второй контур, работающий с уже сложившимися территориями. Он может включать зоны КРТ, где есть девелоперы, но не зависеть от их моделей.

ИЖС — это крупнейший недооценённый ресурс развития. Россия долгие годы демонстрирует политику «самоорганизации ИЖС», которая не улучшила ситуацию и привела к деградации территорий. Я предлагаю модель, которая минимально и мягко вмешиваясь, переносит в ИЖС строительные знания, действующие механизмы развития и институциональные инструменты. Это способ помочь гражданам повысить стоимость своих активов и дать территориям новый импульс роста.

Индивидуальная застройка — это миллионы людей, которые формируют новую производственную географию. И если встроить этот сектор в систему территориального развития, страна получит экономику с ясными правилами, возвратностью вложений и измеримыми эффектами.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Мнения, 13 сен 11:00
Экономическому росту нужна инфраструктура
Мнения, 11 апр 10:02
Как должна развиваться заполярная часть России
Мнения, 11 мар 09:00
Почему Китай не заплатит за COVID-19
Мнения, 2 окт 2024 19:56
Какие последствия может иметь новое ужесточение миграционной политики
Свежие материалы
Театр начинается с сайта
Балет «Щелкунчик» снова пользуется ажиотажным спросом
Как МСП отреагируют на новые налоги 2026 году
Попытки дробления на фоне налоговых изменений будут, но кратковременные
«Дети всегда найдут, во что поиграть»
Мнения,
Как блокировка Roblox в России повлияет на рынок компьютерных игр