Интервью

Мегапроекты ради суверенитета

В чем состоит роль государства в сложных проектах

Мегапроекты ради суверенитета
История государственно-частного партнерства (ГЧП) в России насчитывает уже почти 190 лет. Первая концессия в России была заключена в 1836 году на строительство железной дороги между Петербургом и Царским Селом. Конечно, не стоит сравнивать работу этого института 200 лет назад и сейчас. Но и говорить, что институт партнерства в России молод и еще формируется, тоже неправильно. Рынок классического ГЧП в нашей стране продемонстрировал свою зрелость. Но внешние условия, запросы государства и ожидания инвесторов серьезно изменились.

Виталий Сергейчук, член правления ВТБ

О факторах, сдерживающих инвестиции

На сегодня совокупный объем портфеля проектов ГЧП и концессий превысил 7,6 трлн руб. Это немалая сумма, но сейчас механизм нуждается в донастройке.

Финансовый ресурс у России есть. На долю ВТБ приходится порядка 50% всех введенных в стране в эксплуатацию с 2007 года транспортно-логистических ГЧП-проектов. В текущей ситуации мы видим ряд факторов, которые сдерживают инвестиции и кредитование.

В ближнесрочной перспективе очевидным барьером выступает высокая ключевая ставка Банка России. Высокая стоимость заимствований влияет на финансовые модели проектов, но с учетом начала цикла ее снижения мы прогнозируем улучшение ситуации и скорый перезапуск целого ряда крупных инвестиционных проектов

В среднесрочной перспективе мы видим вызовы, связанные с освоением новых рынков и технологий сбыта, развитием внутреннего потребления и, главное, масштабированием поставок импортозамещенной продукции с необходимым уровнем качества.

Опыт последних трех лет показывает, что мы умеем адаптироваться к быстро меняющимся условиям. Стратегические, фундаментальные вопросы, которые имеют значение на длинном горизонте 8–15 лет, более важны. К их числу можно отнести следующие вызовы:

  • развитие передовых технологий;
  • стабильность макроэкономических условий (в том числе инфляции издержек, которая не позволяет подрядчикам прогнозировать затраты и заключать договоры с твердой ценой «под ключ»);
  • стабильность институциональной среды, в том числе формирование единых подходов со стороны надзорных и налоговых органов в части налогового регулирования, развитие судебной практики;
  • развитие внутреннего рынка длинного капитала;
  • повышение конкурентоспособности российских подрядчиков, в том числе путем создания пула конкурирующих между собой и на международных рынках национальных лидеров;
  • улучшение демографической ситуации, влияющей на рынок труда и объемы потребления.

О драйверах экономического роста

Есть несколько групп отраслей, которые, несмотря на все вызовы и ограничения, сохраняют высокую инвестиционную привлекательность. Но драйверы их роста различаются.

Первая — это секторы, которые растут, опираясь преимущественно на рыночные силы, в первую очередь это потребительский сектор, который выигрывает от роста доходов населения.

Вторая — отрасли, чей успех является результатом синергии рыночных трендов и мощного государственного стимула. Это, безусловно, ИТ-сектор, где господдержка наложилась на глобальный тренд на цифровизацию; агропромышленный комплекс, где меры господдержки помогают демонстрировать опережающие темпы развития с целью достижения целей Доктрины продовольственной безопасности.

Третья группа — это ряд стратегических направлений, где, помимо стандартных подходов, для реализации потенциала отрасли активно используются механизмы ГЧП. В частности, классические для этого механизма транспортная и социальная инфраструктуры. Например, такие проекты, как строительство ВСМ Москва — Санкт-Петербург, аэропорта Пулково или Западного скоростного диаметра (к слову, все три реализуются с помощью ВТБ).

О конвейере мегапроектов

Готовы ли мы как банк активнее кредитовать проекты суверенитета при условии участия государства? Однозначно да. Ключ к «пробуждению» этих инвестиций лежит в партнерских механизмах, где государство берет на себя ту часть рисков, которую частный сектор объективно не может нести.

Системным барьером, который сдерживает рост инвестиций, является сама природа этих проектов. Они характеризуются высокими первоначальными затратами, длительными сроками окупаемости, а главное — несут в себе повышенную технологическую и рыночную неопределенность.

Государство способно нивелировать три ключевых типа рисков: регуляторный (гарантируя неизменность «правил игры» и обеспечивая нормативную поддержку стратегических инициатив), рыночный (гарантируя долгосрочный спрос на новую продукцию) и технологический (разделяя затраты на НИОКР в прорывных, но рискованных разработках).

Важно, чтобы этот партнерский подход успешно распространился на самую сложную сферу — промышленность и высокие технологии.

Принятый в конце 2024 года закон «О технологической политике» обещает стать не просто очередным нормативным актом, а начальной вехой новой суверенной экономики России

Закон направлен на определение роли государства и бизнеса в реализации технологической политики страны, а также превращает государство из контролера в компетентного партнера, который может сформулировать техническое задание на инновацию и, главное, гарантировать ее выкуп.

Одним из следующих шагов видим создание перечня приоритетных проектов технологического суверенитета и структурной адаптации под руководством правительства с привлечением отраслевой и финансовой экспертизы. Это дало бы участникам рынка понимание того, в каких проектах и в каком формате они могут участвовать.

Наша общая цель — это создание эффективной синергии между государством, бизнесом и финансовым сектором. Когда все участники работают как партнеры, разделяя и будущие успехи, и первоначальные риски, мы получаем мощный мультипликативный эффект. Именно он способен обеспечить технологический прорыв и построение устойчивой, суверенной экономики.

Прогноз объема рынка ГЧП и концессий до 2030 года

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Мнения, 07:29
Где кроются возможности для ГЧП-проектов
Мнения, 07:27
Роль ВЭБ.РФ в перезагрузке ГЧП
Мнения, 07:26
Как собрать эффективную и востребованную регионом концессию
Свежие материалы
«Доверие должно быть железобетонным»
На ВЭФ обсудили новые механизмы привлечения инвестиций в проекты ГЧП
Студия Эксперта на ВЭФ’25
Видео,
Прямой эфир из студии «Эксперт.Медиа» на ВЭФ-2025
«Проекты по школам ловят все форс-мажоры»
На ВЭФ обсудили строительство новых учебных заведений по концессиям