Интервью

Полетная карта двойного назначения

Гражданский рынок БПЛА обеспечит спрос производству, созданному для нужд СВО

Полетная карта двойного назначения
Фото: Михаил Терещенко/ТАСС
Зона конфликта на Украине стала тем местом, где впервые масштабно применяются разнообразные беспилотные и роботизированные средства разведки и поражения. Все ранее происходящие конфликты, включая Нагорный Карабах, Сирию и Ливию, блекнут на фоне СВО. Развитие производства военных БПЛА будет иметь последствия и для гражданского рынка, который обеспечит спрос на новые технологии, появляющиеся благодаря использованию боевого опыта.
Денис Федутинов
Денис Федутинов

Главный редактор издания «Беспилотная авиация»

Получаемое за счет применения беспилотной техники преимущество на поле боя и малая стоимость при высокой результативности определили интерес к ней со стороны военных. Инициатива «из окопов» спровоцировала тектонические изменения в тактике ведения боевых действий и стимулировала развитие беспилотных систем. Ни одно другое направление военной техники и вооружений не получило такого импульса, интенсифицирующего развитие, как беспилотники, которые на фоне СВО и технически, и концептуально эволюционировали в разы быстрее периода мирного времени.

По словам министра обороны России Андрея Белоусова, на недавней коллегии Минобороны, российские военные ежесуточно применяют более 3,5 тысяч беспилотников, и эта цифра постоянно растет.

Колоссальный всплеск спроса на беспилотную технику отразился на масштабах разработки и производства: за короткий период к процессу подключились не десятки, а сотни новых игроков, в том числе компаний, ранее никак не вовлеченных в деятельность ОПК. Кроме того, армии потребовались многократно большее по сравнению с периодом мирного времени количества операторов БЛА и техников.

При этом, если до начала СВО в представлении лиц, принимающих решения, считалось, что существуют обособленные друг от друга множества беспилотников военных и гражданских, а тезис о принадлежности всех беспилотников в целом к продукции двойного назначения игнорировался, то начало СВО расставило всё по своим местам, размыв границу между упомянутыми категориями.

Не секрет, что в войсках используются не только прошедшие государственные испытания с присвоением соответствующих литер изделия, доказавшие свое соответствия нормам комплекса организационно-методических и общетехнических государственных военных стандартов. Задачи разведки, наблюдения, корректировки огня, оценки ущерба нередко выполняются обычными дронами, купленными на маркетплейсах. Теми, которые в обычной мирной жизни применяются фотографами и блогерами. А их более крупные собратья, работавшие на гражданке в сельском хозяйстве, внося удобрения, или распыляя гербициды, на фронте вполне справляются с задачей сброса боеприпасов.

При такой наглядно продемонстрированной общности технических решений, применяемых гражданскими и военными эксплуатантами, логично предположить, что эти два сегмента рынка будут оказывать существенное взаимное влияние. На порядки более высокие цифры, характерные для серийного гражданского производства, позволяют существенно понизить стоимость конечных изделий, что в итоге приводит к еще большим цифрам производства и продаж. И далее на одной и последующих итераций описанного цикла системы, использующие эти технологии, могут вновь оказаться в технике военной, но уже в более отшлифованном виде и по многократно меньшей стоимости.

За рубежом одним из ярких примеров является беспилотная система вертолетного типа Camcopter S100 австрийской компании Schiebel. Первоначально заказанная Объединенными Арабскими Эмиратами для военных, она позднее была адаптирована и под гражданские задачи, которые к настоящему моменту стали составлять существенную долю от общего объема ее применения.

В принципе, российские власти, направляющее серьезные финансовые средства на проекты создания военной беспилотной техники и масштабные закупки созданных образцов, вполне могли бы рассчитывать, что успехи в развитии военных дронов позитивным образом отразятся и на гражданском их применении.

Препятствием к воплощению указанной стратегии является то, что рынок беспилотных систем в нашей стране до сих пор остается крайне мал. Потребителей, готовых закупать, сами беспилотники, или даже просто соответствующие услуги, в целом немного. Да, имелись прецеденты с подготовкой цифровых карт больших территорий и даже отдельных регионов с использованием беспилотных систем, проводились и местами проводятся беспилотные инспекции линейных инфраструктурных объектов — нефте- и газопроводов, а также высоковольтных линий электропередач, инспектировались природные ресурсы — лесное хозяйство, рыболовство, мониторилась экологическая обстановка и т.д. Но взрывного роста, обеспечивающего реальный бум развития беспилотной авиации, так и не произошло.

Потенциально перспективный рынок БПЛА, применяемых для задач коммерческого сектора экономики, выглядит впечатляющим — например, по оценке Ростелекома В2Е, он способен превысить к 2028 году 81 млрд руб. при ежегодном росте на 60%.

Причин тому несколько. Во-первых, крайне медленно преодолевались проблемы с легитимизацией применения беспилотных систем в общем воздушном пространстве. Вопросы регистрации беспилотных аппаратов, сертификации, выработки стандартов подготовки персонала и т.п. решались и продолжают решаться непросто. А задача рассекречивания полученных данных, занимающая длительный период времени, просто сводит на нет возможности применения в некоторых задачах, требующих оперативности. Если бы не четко артикулированная позиция президента, поставившего соответствующие задачи, бюрократия в отдельных ведомствах до сих пор находила бы причины для обоснованного топтания на месте вместо решения накопившихся проблем.

Во-вторых, непонятна эффективность работы программ и институтов, уполномоченных развивать беспилотные системы, типа НТИ/Аэронет. Итог их деятельности за прошедшие несколько лет весьма скромен. Активность была в немалой степени направлена на внешнюю составляющую — организацию выставок, показов, конференций, то есть, дел, конечно, полезных, но недостаточных. Возможно, это обстоятельство и привело к тому, что, как сообщалось, финансирование их будет пересмотрено. Не исключено, что в пользу иных механизмов развития.

Есть и другие объективные обстоятельства. К примеру, периодически совершаемые ВСУ налеты беспилотниками на российские военные и гражданские объекты привела к запрету на полеты дронов в большом количестве регионов.

Понятно, что СВО рано или поздно завершится. Армии мирного времени не потребуются сегодяшние мощности в части производства беспилотников. Да, наверное, можно было бы предположить, что на внешних рынках продукция российских разработчиков, которые с силу обстоятельств были вынуждены эволюционировать в высоком темпе, могла бы представлять интерес для заказчиков в других странах. Однако в имеющихся реалиях, связанных с санкционным прессингом, полагаться на экспорт, как на источник перспективного дохода, было бы крайне недальновидно. Даже тех изделий, которые предлагаются как гражданские.

Поэтому озаботиться будущим планом по «перековке мечей на орала» нужно уже сегодня. Проекты в сфере гражданского применения беспилотных систем в России есть. Это и доставка грузов, и мониторинговые задачи с помощью больших БЛА, где расстояния между точками возможной посадки по маршруту просто не позволяют использовать аппараты меньшей размерности. Например, казанские разработчики выходили с предложением обеспечить авиационный мониторинг Северного морского пути с помощью их тяжелого БЛА «Альтиус», что могло бы иметь положительный финансовый результат, по сравнению с пилотируемыми летательными аппаратами.

Кроме чисто гражданских задач не следует забывать и о парамилитарном применении. Для России с ее протяженной линией государственной границ является весьма актуальной задача воздушного патрулирования сухопутной границы, многие участки которой не обустроены, а также береговой линии и прилежащей зоны. С учетом больших расстояний эта задача также может быть решена с помощью аэродромных БЛА больших размерностей, к примеру, таких как «Форпост» и упомянутый выше «Альтиус».

В целом, решая вопросы государственной поддержки развития гражданского применения беспилотных систем, необходимо отказаться от выборочного содействия отдельным компаниям. Такой избирательный протекционизм потенциально ведет к злоупотреблениям коррупционного характера и снижает мотивацию участников отрасли к честной конкуренции. Нужно создавать равные, прозрачные условия по отношению ко всем участникам отрасли, работать вместе с разработчиками и эксплуатантами, формируя благоприятную среду, стимулирующую развитие бизнеса в сфере беспилотных систем, находить пути устранения барьеров, понижать требования, делающие практику применения БЛА нерентабельной.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Мнения, 24 дек 12:00
Прямые переговоры между Вашингтоном и Москвой — единственный эффективный формат
Мнения, 9 окт 11:15
Как Запад лишается материальной основы доминирования
Мнения, 30 сен 09:00
Результат визита Владимира Зеленского в США
Свежие материалы
Россия договорилась с ОАЭ о новом налоговом соглашении
Ставка на выплаты дивидендов, роялти и процентов составит 10%
Американцам пустили TikTok
В мире,
Как воскрес видеосервис вопреки решению верховного суда США
Мемкоины Трампов потрясли курс криптовалют
Финансы,
Биткоин и Solana обновили исторический максимум